kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Можно ли обойтись без банков?

18.12.08
размер текста:

Представители бизнеса ясно и четко понимают, что кризис рано или поздно пройдет, а за это время могут поднять голову конкуренты, уйти постоянные клиенты, морально и технически устареть выпускаемая продукция или услуги. Ожидаемое стремительное повышение цен на газ вынуждает промышленные предприятия озаботиться переоснащением своих производственных мощностей с целью максимальной экономии энергозатрат.

Получить кредит под эти цели у банков сейчас крайне трудно, так как они сами испытывают острый дефицит финансовых ресурсов. Поэтому промышленный сектор пребывает в поисках альтернативы банковским кредитам. Но есть ли она сейчас?

Ударим облигациями по безденежью!

Привлечь деньги можно с помощью ценных бумаг, разместив корпоративные облигации. В отличие от кредита, покупатели облигаций не требуют у эмитента залога, да и бумаги размещаются в гривне, так что продавцу не надо ломать голову, как оплатить долларовый заем, который за последние два месяца подорожал на 45%.

Для поиска покупателей на облигации стоит найти толковых лид-менеджеров или андеррайтеров, которые займутся продажей ценных бумаг на фондовых рынках. Их услуги – 5-7% от суммы размещения, однако, благодаря своим связям, они смогут удачно разместить выпуск среди покупателей и даже сами частично выкупить эмиссию, если она действительно привлекательна. Наиболее успешными и опытными лид-менеджерами являются банки – Укрсиббанк, Альфа-Банк, ING-банк Украина, Укрсоцбанк и т.д. Среди покупателей – банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и т.д. Охотнее облигации покупают, если эмитент не имеет крупной дебиторской задолженности, вовремя погашал предыдущие займы, имеет четкую стратегию развития. При подготовке к выпуску, лучше избегать упоминаний в инвестиционном меморандуме об амбициозных планах, увеличении продаж на 30-50% и ожидании сверхдоходов. В условиях кризиса инвесторы требуют больше реализма.

Как свидетельствует статистика, выпуски крупных объемов эмиссии (50-100 млн грн.) пользуются все меньшим спросом. Инвесторы побаиваются, что эмитент таким образом нарастит крупный долг, который не сможет вовремя погасить. Поэтому новичкам лучше ограничиться небольшой эмиссией в 10-20 млн грн. Срок хождения ценных бумаг также лучше сделать небольшим – год-два, так как инвесторы побаиваются долгосрочных вложений. Доходность также стоит выбрать среднюю – на уровне 18-20%, дабы привлечь хорошим заработком и не смущать подозрительно высокими процентами. Основные покупатели – финансисты, и их не проведешь заманчивыми ставками. Повысит спрос на облигации и ликвидный залог. Хоть он и необязателен при размещении, но обеспечит спокойствие держателям ценных бумаг.

Венчурное финансирование – дело рискованных людей

Венчурные фонды используются инвесторами, настроенными извлечь максимальную выгоду из проекта, а затем выйти из него. К примеру, предприятие собирается приобрести новую линию по выпуску продукции, денег нет, а кредит не дают. Тогда оно создает венчурный фонд, где вносит свой пай в виде производственных помещений, сырья, рабочей силы и затрат по реализации продукции. Остальные участники "скидываются" на покупку, монтаж и эксплуатацию оборудования. Доход от продажи распределяется среди участников.

У нас в стране, к сожалению, большинство "венчуров" до недавнего времени работало только на рынке недвижимости, что было очень доходным бизнесом. Сейчас, после падения цен, инвесторы интересуются и другими сферами. Среди них, например, Aventures Group, принадлежащая бизнесмену Владимиру Колодюку, который выделил компанию из холдинга Unitrade Group (контролирует сети продаж компьютерной и бытовой техники). Г-н Колодюк, который уже имеет опыт подобных инвестиций в телепрограмме "Акулы бизнеса", лично изучает проект, предпочитая инвестировать в знакомую ему хайтек отрасль.

В Украине начинают активизироваться так называемые privat equity funds, фонды, занимающиеся поиском инвесторов в определенный бизнес. К примеру, в Украине работает российский UFG Private Equity Fund, Icon Private Equity, имеют свои фонды украинские инвестиционные компании Concorde Capital, Dragon Capital и др. Фонды особенно любят вкладывать в сферу хайтек, агробизнес, коммерческую недвижимость. На сегодня они располагают относительно небольшими суммами, и могут, в среднем, собрать $10 млн на проект. Такие инвесторы, как правило, выбирают объекты, незавершенные на 30-40%. Однако их рентабельность должна превышать 10-15%, что достаточно сложно в нынешней ситуации. Однако имея при себе грамотный и главное честный бизнес-план, можно убедить инвесторов в минимальных затратах и стабильности доходов.

Лизинг против кредита!

Это популярная схема финансирования, активно практикуемая в Европе, однако, к сожалению, также сильно зависящая от "состояния здоровья" банковского сектора. Часть лизинговых компаний является собственностью банков, остальные активно кредитуются банками. Поэтому около 80% лизинговых компаний уже сократило финансирование либо вообще временно приостановило свою работу. Впрочем, крупные лизинговые компании, имеющие международный капитал, все еще продолжают свою деятельность. Лизинг весьма популярен у предпринимателей для покупки коммерческих автомобилей и сельхозтехники. Также он удобен для покупки самолетов и коммерческой недвижимости.

К слову, "дочки" международных лизинговых компаний имеют тесные контакты с ведущими итальянскими, французскими и немецкими производителями, покупая их продукцию с хорошей скидкой в 15-20%. Кроме того, производители соглашаются продавать товар в рассрочку, что делает услуги лизинговых компаний более дешевыми. Снижает выгоду таких покупок рост курса евро и доллара.

Основное отличие лизинга от кредита в том, что ты берешь продукцию, а не деньги. Полученный товар является собственностью лизинговой компании, которые она отдает в долгосрочную аренду. Поэтому в случае поломки товара все затраты на ее починку или замену несет именно компания-арендодатель. Для того, что бы получить оборудование или машину в лизинг, нужно внести около 30% в виде первого взноса, а также два раза в год оплачивать стоимость товара и "цену удорожания" товара (7-15% его стоимости). Срок аренды составляет 3-7 лет. Ввиду морального и технического старения товара его стоимость уменьшается, поэтому выплаты снижаются.

Не сокращают своей деятельности и активно финансируют бизнес такие крупные игроки, как "ЛД-лизинг" и "VAB-лизинг", "Оптима-Лизинг", "Уникредитлизинг", "Евролизинг", "Порше Лизинг Украина" и др. Большинство компаний занимается лизингом автомобилей. Приобрести автомобиль можно с ежегодным удорожанием в 30-40%. Правда в эту сумму входят страховка, техническое обслуживание и другие сопутствующие услуги.

А не выпустить ли акций?

Помочь с финансированием могут и акционеры предприятия, если оно является акционерным обществом. В таком случае они договариваются выкупить у предприятия акции дополнительного выпуска посредством увеличения уставного фонда. Дабы никто из акционеров не "отхватил" лишнего, выкуп акций осуществляется пропорционально долям в уставном фонде. Таким образом, компания остается при старых акционерах и при деньгах, которые будут направлены на развитие.

Впрочем, решение об увеличении уставного фонда должны принять совладельцы на собрании акционеров. А когда их много, то прийти к общему знаменателю им весьма сложно. В таком случае реальным акционерам лучше выкупить у миноритариев их небольшие пакеты, консолидировав у себя пакет акций, необходимый для кворума при собрании акционеров и принятия контрольного решения (более 60%). Стоит отметить, что миноритарии могут заблокировать решение, если принять его с помощью 25% пакета акций. Поэтому перед проведением увеличения уставного фонда нужно быть уверенным на все 100%, что акционеры поддержат этот проект, провести разъяснение среди акционеров с помощью писем и публикаций в прессе.

Все на биржу!

К этому способу прибегают в том случае, когда совладельцы компании не хотят делиться своими деньгами, но готовы поделиться своей долей в компании. Пытаться провести IPO или частное размещение за рубежом нет смысла, так как это дорого, да и покупателям сейчас не до Украины, ведь уже и за рубежом полно привлекательных обесценившихся активов. Более подходящими площадками будут ПФТС, УМВБ, ТИС "Перспектива", Украинская фондовая биржа (креатура РТС, ожидается начало работы в первом полугодии 2009 г.). Впрочем, ввиду узости этого рынка и масштабного падения цены акций в течении года (более 70%), цена продажи может оказаться значительно ниже ожидаемой.

Чтобы добиться максимального результата, эксперты советуют заранее выбрать покупателей с помощью посредника-инвестиционной компании (сумма услуги – до 5% от суммы размещения). Хороший посредник сможет подобрать пул инвесторов, которые готовы выкупить долю предприятия на внебиржевом рынке. Если инвесторов не нашлось, посредник сможет разместить пакет на бирже и искать покупателей уже в ходе торгов. Если эмитент привлекательный, то покупатели найдутся в любом случае.

Взять взаймы у коллег

Генри Форд, которому банки отказывали в финансировании новой производственной линии, нашел деньги у своих дилеров. Те выдали ему кредит на льготных условиях, а он расплачивался за кредит автомобилями.

Компании, ведущую активную экономическую деятельность, наверняка имеют надежных партнеров. Поэтому не стыдно будет обратиться за помощью и к ним. Однако делать это следует лишь в случаях, когда вообще нет никаких других источников пополнения средств, а деньги нужны срочно. Конечно, в мире бизнеса живут не альтруисты, поэтому они, потребуют нотариально составленный договор, высокий процент за риск (40-50% в год), а также ликвидный залог.

Что в таком случае делать предприятию? Во-первых, стоит заверить партнеров в надежности вложений, закрепив залогом и необходимыми документами. Во-вторых, предоставить определенные льготы при дальнейшей работе (скидка за поставляемый товар и т. д.). В-третьих – не заключать договор о займе только с одним партнером, так как он может этим воспользоваться с целью захвата предприятия, намереваясь довести его до банкротства.

Запад нам поможет!

Помощь можно попросить и у международных финансовых организаций (МФО), которых в Украине хватает. Кредиты предприятиям предоставляет Европейский банк реконструкции и развития, Международная Финансовая Корпорация (МФК), Всемирный банк, Европейский банк, Северный инвестиционный банк, Черноморский банк развития и торговли.

Ежегодно Украина привлекает от них $2-2,5 млрд, которые направляются на различные проекты по развитию инфраструктуры и частного бизнеса. Контактировать с МФО приходится через Министерство экономики, которое занимается привлечением средств и составлением списков для получения кредитов. Кредиты являются среднесрочными (до 3-х лет) и сравнительно недорогими, а некоторые из них (например, ЕБРР) даже выдаются в национальной валюте. Финансируются инновационные проекты, а также те, которые имеют социальную и экологическую пользу для общества.

Получить такие кредиты сложно ввиду высокого бюрократизма при их выдаче. Плюс ко всему, займы выдаются при согласовании с чиновниками из Минэкономики, что еще более усложняет процесс. Проще всего идет на контакт МФК, предоставляя займы на развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктуры и т.д., а также ЕБРР. Лучше попытаться с ними связаться напрямую, чем через министерство. Предприятия для финансирования отбираются, как правило, в результате тендеров, что обеспечивает большую прозрачность. К примеру, только МФК выделил более $700 млн, профинансировав около 40 различных проектов – от создания сети АЗС до открытия линии по производству соков. Иногда корпорация становится акционером проекта, если видит перспективность этого бизнеса.

Государство – в помощь!

Безусловно, можно попросить помощи государства, которое планирует со следующего года начать реализацию антикризисных мер по поддержке экономики. Среди приоритетов государства будет финансирование строительства жилья и модернизации транспортной инфраструктуры (аэропорты, дороги, вокзалы и т.д.). Государство также хочет удешевить кредиты для малого и среднего бизнеса под проекты, которые способствуют повышению занятости населения. Готовы также дать деньги на развитие внутреннего спроса на товары, которые производятся украинскими производителями для экспорта и в отношении которых наблюдается ухудшение мировой конъюнктуры (металл, минеральные удобрения, сельхозпродукция и т.д.).

Большие шансы на реализацию проекта у начатых, но незавершенных проектов на 20-30% (строительство дома, установка производственной линии и т.д.), у проектов, которые не нуждаются в поставках импортной продукции и оплаты валютой, имеющих важное социальное значение (большое количество рабочих мест, производство социальных видов товаров), нацеленных на выпуск продукции по конкурентоспособной цене. Немалым козырем будут свои люди в Министерстве экономики и Минпромполитики, которые помогут лоббировать интересы предприятия при получении госпомощи.

А может продать все и точка?

В таких условиях, первое, что нужно узнать, так это реальную стоимость компании. Те предприниматели, которые провели международный аудит, могут иметь более точное представление о своем бизнесе. Хотя и такой аудит не застрахован от ошибок и переоценки имущества, о чем свидетельствует ситуация с американскими банками.

Большое внимание стоит уделить оценке именно нематериальных активов, ведь порой они могут оказаться ценнее материальных. Бренд, запатентованные разработки и ноу-хау, репутация, корпоративные отношения – все это как позитивно, так и негативно влияет на цену компании, и их стоимость следует оценивать с использованием специалистов. В свою очередь, огромные долги предприятия, безусловно, снижают стоимость предприятия, и порой, своевременная продажа бизнеса позволит избавиться от суда и испорченной репутации.

2009 год станет одним из наиболее активных по количеству и объему слияний и поглощений. Однако диктовать свои услуги будут не продавцы, а покупатели, пользуясь сложным финансовым положением владельцев предприятий. Так что последним стоит все основательно взвесить, а не продешевили ли они. Ведь когда кризис пройдет, то окажется, что бизнес приносит немалые доходы, но уже новому собственнику.

 


Комментарии
комментариев: 2
12:56 | 06.02.2009
Лох
есть вопросы. автор не достаточно глубоко понимает те процессы, которые происходят в экономике страны и последствиях для Украины. Предложенные автором рецепты - утопичны.
12:48 | 06.02.2009
ЛОХ
До национализации банков остались считанные дни - механизм уже реально запущен (хоть об этом особенно и не афишируют). Государство возмет в свои руки все банковские активы, проведет оптимизацию филиалов (сократит до 80 %), и начнет кредитование реального сектора экономики под 2-3% годовых

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!