Дамоклов меч и валютная дубина

Публікації

Дефицит дешевых кредитов и масштабных инвестиций усиливает соблазн игры на валютном рынке, ведь зависимость бизнеса от курса гривны усилилась во много раз. Ежедневно обновляемые долларом в Украине исторические максимумы являются одним из нескольких элементов сложной "многоходовки", в которую вплетаются и политические пасьянсы вокруг поста главы НБУ. От того, чем завершится новый раунд схватки за Нацбанк, зависит, какие отрасли украинской экономики переживут кризис, а каким придется оплатить все издержки стагнации и, не исключено, пойти на дно.

Доллар "укатал" президента

На 18 декабря запланирована очередная атака пропремьерской фракции БЮТ на Владимира Стельмаха: его зовут на парламентский ковер. Причин более чем достаточно: обвал курса гривны, непрекращающаяся лихорадка на рынке и отсутствие более-менее внятной стратегии действий на период кризиса. Мы рискнем предположить, что вряд ли наезд на НБУ будет результативным. Все предыдущие всплески недовольства Нацбанком не без успеха отбивал лично президент.

Именно это и порождает смутные сомнения. Достаточно сопоставить динамику курсов валют за последние две недели, тональность заявлений Виктора Ющенко в адрес НБУ и зазывания Владимира Стельмаха в Верховную Раду.

Впечатляющие рывки курса доллара вверх в Украине стали обыденным явлением после разорения американского банка "Леман Бразерс". Именно во второй половине сентября денежная единица США пересекла психологическую отметку в 5,50 грн. за единицу. Тогда представители НБУ называли подрыв стабильности временным, ситуативным, советовали населению держаться национальной валюты и не паниковать, а особенно – не идти на поводу у спекулянтов. Если до 6 грн. за 1 доллар эти резоны выглядели более-менее убедительными, то после 6,30 грн. за 1 доллар (конец октября – начало ноября) аргумент "менялы и население опустили гривну" был не просто беспомощен: он реально дезориентировал и украинских предпринимателей, и инвесторов, в том числе иностранных. Кстати, как раз в осенние месяцы (октябрь-ноябрь) наблюдалось резкое сокращение финансовых вливаний в украинскую экономику. Синхронно с преодолением планки в 7 грн. (ноябрь) за 1 доллар на валютном рынке НБУ вдруг разразился серией странных, взаимоисключающих комментариев:

– гривна недооценена (ссылки на так называемый "индекс Биг-Мака"),

– регулятор не допустит роста доллара выше 6,50 грн. за единицу,

– до Нового года гривна вернется к курсу 5 единиц за доллар,

– до Нового года официальный курс гривны будет не менее 6-7 грн.

Сейчас доллар взял высоту в 9 грн. и рвется (на наличном рынке – весьма успешно) к пробитию "потолка" в 10 грн. (евро на "наличке" вышел на 13 грн. с хорошим запасом), а Нацбанк вместо внятного прогноза курсов валют …призывает население поддержать гривну, переведя в оную свои сбережения (которые, заметим в скобках, сократились на 2,7 млрд долл. США только в октябре).

Из набора реплик можно было сделать единственный вывод: или НБУ не владеет ситуацией, или что-то скрывает. Казалось бы, ответ напрашивался сам собой, ведь на тот момент условия предоставления кредита МВФ оставались полусекретными. Однако на самом деле острая дискуссия вокруг 16-ти миллиардного займа могла вспыхнуть специально, дабы скрыть что-то. Что именно?

Наверное, то, о чем пойдет речь на сегодняшнем (18 декабря) "совещании трех" в Борисполе. Там президент, глава НБУ и министр финансов будут "вырабатывать стратегию действий на валютном рынке".

Бориспольская "тройка"

Международный аэропорт давно стал для украинских политиков высшего звена сакральным местом: там происходят самые важные встречи, принимаются самые серьезные решения. Недавно в Борисполе Юлия Тимошенко беседовала с Джорджем Соросом. Поэтому сама дислокация "совещания трех" сегодня (если оно состоится) – серьезный сигнал.

Виктор Пинзенык и Владимир Стельмах придут на встречу с президентом оба с весьма реальной перспективой отставки. Премьер в среду потребовала сместить министра финансов за неадекватные (читай – пессимистичные) макропоказатели в проекте бюджета-2009. Пропремьерская же фракция с сентября настаивает на смене руководства НБУ. Ирония судьбы заключается в том, что и Виктору Ющенко также угрожает сокращение, поскольку на гребне массовых волнений вполне возможно провернуть операцию "Импичмент". Предположим, что, где бы ни встретились эти трое, они обязательно мысленно подумают о своих перспективах, а вслух заговорят о том, что им более всего угрожает. Как ни странно, это не экономический коллапс в масштабах страны, и не массовые акции протеста и связанная с ними дестабилизация социума, а – дефицит денег.

Грядущие через год с небольшим президентские выборы в Украине, по предварительным оценкам, станут самыми дорогими за всю историю построения демократического государства. В условиях кризиса роль финансов в агитационной кампании возрастает многократно. Усвоив урок вторых досрочных перевыборов Верховной Рады, которые, по слухам, сорвались, в том числе и из-за отказа ФПГ финансировать марафон, политсилы задумались о деньгах. Причем отнюдь не кризис стал отправной точкой реализации полускрытой, но приводящей к очень явным последствиям, схемы, а подписание указа о роспуске парламента. Ближе к осени и стартовал ползучий рост доллара (который в декабре перешел в галоп), а Нацбанк, пересмотрев "валютный коридор" и понаблюдав, как котировки на межбанке пробили его на следующий день, попробовал спрогнозировать цены на доллар еще раз, после чего публично отказался делать какие-либо предположения, по крайней мере, официально. Именно тогда вспыхнула дискуссия о переходе на "плавающий" курс гривны. Все бы ничего, но синхронно с этими заявлениями звучали и другие, в частности, о том, что Украину мировой финансовый кризис не зацепит. Значит, предвестники нынешней "долларовой" лихорадки просматривались еще летом или же…. о них знали только те, кто придал мировому кризису в Украине национальные особенности.

Одна из которых – нелогичность. Если "замораживание" депозитов можно считать эффективной мерой, то жесткое ограничение "продажных" цен на наличном рынке мгновенно породило "черный" рынок, в виде шустрых менял около "обменников". В Нацбанке работают достаточно квалифицированные специалисты, чтобы не просчитать последствий. Значит – и здесь мы вступаем в область предположений – "тень" на валютном рынке была нужна для чего-то, и отмена жестких ограничений НБУ сигнализирует о том, что цель достигнута.

И еще нюанс. Как бы не прыгал доллар и не падала гривна, президент до недавнего времени обвинял Нацбанк в непоследовательности действий на валютном рынке, но при этом аккуратно выводил из-под удара главу НБУ Владимира Стельмаха, хотя перспектива его отставки была более чем реальной в середине ноября, в разгар "валютной лихорадки". В.Ющенко таким образом стал защищать своего соратника относительно с недавних пор, до того не стесняясь жестко критиковать персонально главу НБУ. Перелом в отношениях после непродолжительного "охлаждения" настал, когда вопрос о Владимире Стельмахе громко поставили в повестку дня заседания профильного комитета, затем тихо отложили на несколько дней, а после и вовсе затерли вопрос, ограничившись не полновесным решением, а отпиской с рекомендациями. После непродолжительной паузы президент созвал несколько совещаний, но нам интересно одно из последних, с министром финансов. Поговаривают, что именно на встрече Виктора Ющенко и Виктора Пинзеныка должен был окончательно решиться вопрос и с отставкой, и с кандидатурой преемника, однако, Владимир Стельмах также прибыл на Банковую, состоялся сложный и длительный разговор, после которого тема ротаций в НБУ была на время закрыта.

Окончательно же отношения между главой государства и главой Нацбанка наладились после второго визита делегации МВФ и удовлетворительного отзыва о деятельности украинских властей в части соблюдения пунктов меморандума. Небольшая деталь: в ту же неделю, когда в Киев приезжала делегация МВФ, Нацбанк громко заявил о начале широкомасштабной поддержки гривны. Но – ничего, кроме нескольких достаточно скудных интервенций, не сделал, ПИБ не оздоровил, объяснений не дал.

Порок изобилия

Предположим, что и глава государства, и его соратники все-таки заинтересованы в стабильной гривне. Значит, если НБУ не переходит к решительным и – главное! – результативным действиям, то за судьбу национальной валюты особенно волноваться не стоит. Из этого следует, что нынешние поражающие воображение курсы – дутые. Или, что вполне вероятно, экономическая ситуация в стране ухудшилась настолько, что текущие котировки более-менее адекватны ей.

Промышленное производство в ноябре продемонстрировало снижение на 7%. Картина мрачная, не так ли? Президент ее дополняет: рост ВВП в 2009 году замедлится вдвое (до 2,5%), инфляция по итогам текущего года превысит 20%. МВФ ухудшил прогноз роста ВВП в Украине в 2009 году на 5%. Хотя экономические показатели пока что снизились не критично, гривна с начала года девальвировала почти в 2 раза, что вызывает сомнения у многих экспертов: так ли экономически оправдано ее падение в декабре? Тем временем, премьер-министр закладывает в проект госбюджета прогнозный курс доллара на уровне 7,5 грн. и требует "голову" Виктора Пинзеныка за слишком пессимистичные макропоказатели.

В последнее время в СМИ появились любопытные публикации, которые привлекают внимание к проблеме золотовалютного резерва. Мол, значительная часть денег была переведена в облигации, а крупные суммы сгинули в "Леман Бразерс", и сейчас НБУ располагает от силы 12-20 млрд долл. США. При такой худобе закромов Украина рискует получить суверенный дефолт в 2010-2011 годах, а пока ее население имеет рост цен на американскую валюту, в то время как в мире она преимущественно дешевеет. Версия о существенном сокращении золотовалютного резерва объясняет и редкие в декабре интервенции НБУ, и гнев президента на главу Нацбанка, и поспешность погони за кредитом от МВФ при отсутствии внятных пояснений, зачем он, собственно, необходим, как и четкой антикризисной программы, под которую и целесообразно было бы давать такие деньги. Но вряд ли эта история, если она правдива, объясняет все странности валютной осени-зимы в Украине. Скорее всего, нынешний кризис в Украине – иллюстрация того, насколько в действительности власть и бизнес являются партнерами. Отечественные предприниматели имеют в стране существенный политический и экономический вес, причем самостоятельность бизнеса давно вызывала тревогу у властей. Мировой кризис – хороший повод показать, кто в стране хозяин. Предположительно, могут разыгрываться несколько сценариев усмирения украинского бизнеса.

1. "Качели". Девальвация гривны и рост доллара зимой компенсируют искусственную ревальвацию гривны весной и, таким образом, в некоторой степени восстанавливает баланс между прибылями импортеров (весна) и экспортеров (осень-зима). Кроме того, Нацбанк пополняет золтовалютные резервы за счет прокрутки денег и подогрева курсов. В таком случае, прогнозы НБУ о падении доллара к весне очень даже обоснованны. "Качели" позволяют оперировать колоссальными суммами без особого ущерба для госбюджета, гоняя деньги по валютному рынку и накручивая прибыль на разнице курсов. Выгодны структурам, максимально приближенным к власти, и бьют по реальному сектору экономики. Видимо, "черный рынок" должен был оттягивать крупные суммы баксов и оправдывать рост официальных курсов, а также подогревать спрос на те доллары, которые были закуплены по дешевке весной и сбрасываются по высокому курсу осенью. После Нового года, ближе к марту, промежуточная стабилизация гривны (6,5-6,9 грн.), повышение международных экономических рейтингов, возможен всплеск роста иностранных инвестиций. Владимир Стельмах остается главой НБУ, как минимум, до своего юбилея.

2. "Фактор газа". Переход в оплате контракта по поставкам газа на расчет в российских рублях, демонстрация низкого курса гривны и высокого – доллара практически не оставляет выбора. После подписания контракта рубль "сдувается". Маловероятно, хотя возможно. Пострадают ЖКХ, энергосектор, малый и средний бизнес, в основном, за счет повышения тарифов на коммунальные услуги. Резкое сокращение прибылей (предположительно, в марте-апреле) приведет к ухудшению финансового результата деятельности за счет высоких цен, низких доходов населения и падения спроса. Позитив в откачивании избыточной денежной массы с рынка. Владимир Стельмах уходит в отставку весной 2009 года.

3. "Игла". Жизнь взаймы, только в масштабах государства. Не исключено, предполагалась с момента вступления Украины в ВТО: кредиты в обмен на новый рынок сбыта для стран-членов Всемирной торговой организации. Негативное внешнеторговое сальдо (16 млрд долл. США) отчасти подтверждает версию. Нагибаются экспортеры, теряют прибыль и перспективу украинские производители, в выигрыше импортеры, иностранные производители (низкий и средний ценовой сегмент) завоевывают украинский внутренний рынок. В стране принимаются "бюджеты проедания" с солидным дефицитом, внешний долг растет. Снижение цен и постепенный выход украинских производителей на внешние рынки (повторение 90-х-начала 2000-х).

4. "Обвал и подъем". Почти "качели". Гривна пригибается искусственно, чтобы выровнять ее весной и отрапортовать о конце кризиса, с той лишь разницей, что закрывается внутренний рынок и государство получает дополнительные рычаги воздействия на рынке. Усиление налогового пресса. Введение льгот для отдельных отраслей или предприятий. Национализация, реприватизация. Владимир Стельмах уходит в отставку до весны 2009 года.

***
Независимо от того, какой сценарий разыгрывается в Украине, очевидно одно: как пропремьерская, так и пропрезидентская команды используют фактор кризиса в своих целях. Только такими соображениями можно объяснить отсутствие комплексной антикризисной программы, реальной помощи отечественному бизнесу или хотя бы отдельных протекционистских решений. При этом НБУ вовсю работает как "валютная дубина". Более уступчивыми представителей руководства мог сделать дамоклов меч отставки, однако, скорее всего, дело во внутренних распрях в Нацбанке, которые активно подогреваются сразу двумя влиятельными политическими силами. Вплелись политические резоны: отставка премьера на пике социальных волнений. Банкир и финансист Виктор Ющенко взялся за укрепление гривны. Значит, или валютный кризис все-таки реальный, или – новая схема?

Новини

20 Грудня 2023

Зеленський сподівається на розблокування українсько-польського кордону

Україна отримає від ЄІБ 100 млн дол на проекти відновлення

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ВСІ НОВИНИ ⇢