kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Бери или плати

04.11.10
размер текста:

Из-за конфликта с Беларусью российские нефтяные компании потеряли не только белорусский рынок сбыта, но и каналы транзита нефти в Европу. Поэтому одной из альтернатив такого транзита они видят Украину. Однако договориться оказалось не так просто: Украина помнит последние жесткие условия газовых контрактов, а также внезапный отказ российской Транснефти от транзита сырья по территории нашей страны, в результате чего государственная компания "Укртранснафта" понесла миллионные убытки.

Мастера уступок

Оптимистичный настрой правительства Украины и ожидание массовых уступок со стороны России накануне энергетических переговоров в Киеве просто пугали. В конце октября в Киеве состоялись переговоры между премьерами Николаем Азаровым и Владимиром Путиным, основной темой которой стали нефтегазовые вопросы. Россия продолжает настаивать на слиянии Нафтогаза и Газпрома, а также требует скидок на транзит российской нефти. Причем создается впечатление, что Россия уже убедила Украину в том, что идея слияния нефтегазовых монополий принадлежит последней, и что именно нам крайне необходим данный проект.

Украина, в свою очередь, намеревается добиться снижения цены на газ. Впрочем, российская сторона сразу подчеркнула, что в ответ на такую уступку Украине придется сделать ряд ответных уступок в слиянии Нафтогаза и Газпрома. Причем россияне считают, что добиться уступок будет достаточно просто. А вот украинское правительство, похоже, подзабыло, какие усилия потребовались, чтобы незначительно изменить в свою пользу условия газовых контрактов, которые в 2009 году заключила бывший премьер Юлия Тимошенко.

Одна из уступок, на которые рассчитывает Кремль в энергетике, – это снижение тарифа по транзиту российской нефти на 30%. Следует отметить, что ставка по данному тарифу была увеличена в январе текущего года бывшим министром топэнерго Юрием Проданом. Кроме того, между Укртраснафтой и российской Транснефтью произошел конфликт из-за срыва объемов прокачки нефти, в результате чего украинский оператор подал иск на Транснефть. По информации украинской компании, убытки из-за срыва поставок составили 7 млн долл.

С тех пор Россия требовала от Украины снизить тариф на прокачку нефти на 30%, однако Украина не давала четкого ответа. Обе стороны на протяжении года усердно работали над межправительственным соглашением по транзиту нефти. Россия настаивала на формульном образовании тарифа. По словам представителей украинского правительства, они готовы были снизить ставку тарифа, однако лишь в том случае, если Россия будет гарантировать загрузку украинской трубы в объеме 30 млн тонн нефти в год. И это при том, что потери украинского оператора в связи со снижением тарифа составят 10-12 млн евро в год.

Более того, до последнего момента Украина настаивала на соблюдении принципа "бери и плати", именно того, на котором уже долгое время базируются украинско-российские газовые отношения. Россия же была против данного условия, и Украина даже в этом вопросе готова была пойти на уступки, аннулировав данный пункт.

Россия до последнего момента готова была гарантировать указанный объем загрузки украинских нефтепроводов. Однако по другим данным, в частности, по словам вице-премьера России Игоря Сечина, в случае получения скидки на транзит нефти через порт Южный российская сторона готова была гарантировать поставки примерно 9-17 млн тонн. Но украинская сторона добивалась определенной цифры в объеме загрузки нефтепровода, и россияне обещали ее предоставить.

Переговоры по этому вопросу в 2010 году срывались несколько раз и накануне VII заседания межправительственного российско-украинского экономического комитета, которое прошло в Киеве 27 октября, вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев сообщил, что обе стороны близки к подписанию договоренности по транзиту нефти.

Кремль отмолчался

Однако результаты переговоров в Киеве разочаровали не только А.Клюева. В частности, российская сторона сорвала переговоры по транзиту нефти. Украинскому правительству был представлен договор, в котором не оговаривались гарантированные объемы загрузки нефтепровода. На этом переговоры и закончились. Украина успела усвоить урок по украинско-российским газовым отношениям, в которых Россия требовала увеличения объемов транзита газа. И, наверное, впервые в истории российская сторона получила отказ. Судя по выражению лица В.Путина, россияне были неготовы к подобному повороту событий.

Тем не менее министр топэнерго Юрий Бойко сразу после переговоров сообщил, что стороны договорились о транзите 25 млн тонн российской нефти по территории Украины в течение пяти лет. "Это предусмотрено сегодняшними договоренностями. Вопросы ставок транзита и конкретных цифр будут предметом ежегодного отдельного соглашения между украинскими и российскими хозяйствующими субъектами", – отметил министр. Другими словами, стороны так и не пришли к соглашению. И при этом не были уточнены сроки подготовки данного соглашения, а также не был получен ответ на вопрос: готова ли Россия гарантировать необходимые объемы загрузки?

По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, Россия готова подписать рамочное соглашение на уровне правительств обеих стран, которое регулировало бы вопросы транзита российской нефти через территорию Украины. "На сегодня мы договорились, точнее мы считаем необходимым, чтобы между нашими правительствами было подписано соглашение, которое урегулирует взаимоотношения в области транзита нефти", – отметил С.Шматко.

Однако Н.Азаров продолжает убеждать общественность, что нынешняя украинская власть имеет свою точку зрения и защищает лишь интересы Украины, а не считается с интересами других государств. А ведь накануне переговоров в Киеве существовала угроза, что украинское правительство прогнется перед соседями. А заключалась она в том, что в переговорах с Беларусью по транзиту венесуэльской нефти через нашу территорию Президент Украины намеревался обсудить данный вопрос с российским премьером, чтобы избежать пересечения интересов и возникновения недоразумений с Кремлем.

В гости к Лукашенко

Тем не менее и у России, и у Украины остаются альтернативы даже при негативных результатах переговоров. Россия, в частности, сконцентрируется на транзите нефти через Балтийскую трубопроводную систему. Естественно, что это слабая альтернатива украинским нефтепроводам, однако другого выхода у России уже нет. Кроме того, по оценкам экспертов, в 2012-2015 году в России может возникнуть профицит трубопроводных мощностей, в результате чего необходимость в украинских нефтепроводах у наших соседей все равно отпала бы.

У нашей страны также есть несколько альтернатив, переговоры по которым уже практически завершены. В частности, Украина заключила договоры на прокачку нефти с Беларусью и Казахстаном. Эта информация была озвучена сразу после российско-украинских переговоров. Белорусский вариант имеет ряд технических трудностей, которые предстоит решить украинскому правительству. Следует напомнить, что президент Беларуси Александр Лукашенко еще в начале текущего года начал переговоры с Украиной относительно транзита нефти в Беларусь. В частности, уже в апреле между компаниями "Белнефтехим" и "Укртранснафта" начался диалог относительно транзита нефти из Венесуэлы в Беларусь по трубопроводу Одесса – Броды.

Однако такая прокачка оказалась сложной: против транзита венесуэльской нефти по этому нефтепроводу выступили нефтеперерабатывающие заводы группы "Приват" и Транснефть, которая качала в направлении Одессы около 10 млн тонн нефти. Венесуэльскую же нефть необходимо качать по этому трубопроводу в обратном направлении, то есть Одесса – Броды необходимо было запустить в аверсном режиме. Правительство Украины рассматривало такой вариант, однако ему не хватило настойчивости, да и Беларусь сомневалась в объемах загрузки трубопровода.

Чтобы подвинуть Транснефть (а после срыва контрактов Украина имела на это полное право), необходимо было заполнить трубу таким же объемом белорусской нефти. Протест же прикарпатских заводов группы "Приват" казался очень смешным, ведь они простаивают уже не первый год, и объем их загрузки, который к тому же происходит железнодорожным транспортом, исчисляется всего лишь в тысячах тонн.

Поэтому в белорусско-украинском контракте Одесса – Броды является наиболее оптимальным и дешевым каналом доставки. Трубопроводу требовалась лишь небольшая доработка. Чтобы доставить нефть в Беларусь из Одессы через Броды (Львовская обл.) на белорусские НПЗ в городах Мозырь и Новополоцк, необходимо соединить северную и южную ветки нефтепровода "Дружба" в районе белорусских населенных пунктов Бобровичи и Костюковичи. Стоимость подобных работ не превысит 150 млн долл. Проект может быть реализован, если Беларусь определится с точным объемом загрузки на протяжении нескольких лет, чтобы окупить стоимость работ. В противном случае в реализации данного проекта нет смысла.

Пока Беларусь размышляла, поставляя пробные партии венесуэльской нефти из Одессы на свои НПЗ железнодорожным транспортом, Украина ожидала результатов переговоров с Москвой. По мнению многих экспертов, Москва могла потребовать в обмен отказаться от транзита венесуэльской нефти. Когда же стало ясно, что Москве предложить нечего, Украина сразу же продолжила диалог с Минском. В частности, украинское правительство намерено предоставить скидку в размере 20-40% на причальный сбор при транзите венесуэльской нефти в Беларусь.

По словам министра транспорта и связи Константина Ефименко, стороны уже согласовали данный вопрос. "Скидка 20-40% на причальный сбор, который сейчас составляет 2,1 долл. Скидка будет зависеть от объема", – подчеркнул К.Ефименко. В то же время, по словам министра, тариф на перевозку нефти по железной дороге остался неизменным – 0,27 долл. за 10 тонн/км. Беларусь в ответ гарантирует транзит нефти в объеме 4-5 млн тонн в год. С другой стороны, у Беларуси есть альтернатива – морские порты в Эстонии. Расстояние от эстонских причалов до белорусских заводов значительно меньше, чем из Одессы.

Поэтому, если бы Украина не предоставила скидки Беларуси, то А.Лукашенко, вероятнее всего, предпочел бы эстонский вариант. В идеале Украине, чтобы укрепить транзит венесуэльской нефти в Беларусь, необходимо решить технические трудности с трубопроводом Одесса – Броды, а Беларуси – загрузить трубу в необходимом объеме.

Рукопожатие Назарбаева

Вторая альтернатива для нашей страны заключается в увеличении транзита казахстанской нефти. Отношения между Казахстаном и Украиной по вопросу транзита нефти испортились в феврале текущего года. Именно тогда компания "Казтрансойл" прекратила транзит нефти через Украину. Казахскую компанию не устроили новые требования Укртранснафты, которая предложила вернуться к принципу "качай и плати". Данный принцип предусматривал штрафные санкции за уменьшение указанного в договоре транзита газа. С тех пор транзит казахстанской нефти через Украину прекращен. В результате потери Укртранснафты, по оценкам экспертов, составляют  около 100 млн долл. в год.

В Казтрансойле сообщили, что в конце 2009 года получили уведомление от Укртранснафты о расторжении договора по транзиту на 2010 год. Бывший министр топэнерго Ю.Продан намеревался повысить ставку транзита для Казахстана, однако в результате вообще лишился казахстанской нефти. В конце концов Казахстан наладил транзит нефти в Восточную Европу через Беларусь.

Однако в прошлом месяце Виктор Янукович и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев договорились о возобновлении и увеличении объемов транзита казахской нефти по территории Украины. "Мы договорились, что примерно на 8 млн тонн увеличим транзит нефти через Украину, из которых определенная часть, необходимая для украинских нефтеперерабатывающих заводов, может быть оставлена в соответствии с отдельным соглашением", – сказал В.Янукович. Н.Назарбаев, в свою очередь, подчеркнул, что до вмешательства главы украинского государства транспортировка казахстанской нефти была приостановлена. "Сейчас эти запреты отменены, и транспортировка возобновилась", – уточнил президент Казахстана.

В общем, украинская энергетическая политика до последнего времени выглядела малодушной. И прецеденты могут повторяться, пока наше правительство не даст старт проектам по собственной добыче сырья. Такая "дипломатическая" позиция в энергетике напрямую зависит от дефицита собственного сырья – как нефти, так и газа. В результате Украина вынуждена идти на уступки в разных вопросах как России, так и Казахстану и Азербайджану. Тем не менее нефтегазовые запасы Украины не уступают запасам того же Азербайджана. Однако Азербайджан готов увеличить добычу газа до 50 млрд куб. м в год при внутреннем потреблении 11 млрд куб. м, а Украина при потреблении около 40 млрд куб. м газа не в состоянии выйти на объемы собственной добычи даже в 30 млрд куб. м.

Поэтому, как уже неоднократно подчеркивали эксперты, Украина должна полностью использовать свой энергетический потенциал. В ближайшие годы украинскому правительству предстоит наладить добычу углеводородов на территории страны, а также развивать транспортную инфраструктуру. Другими словами, нужно вкладывать средства и в существующие, и в строительство новых перспективных веток трубопроводов. Это не только сделает наше государство энергетически независимым, но и позволит диктовать свои условия на мировом рынке.

Тарас Жирош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!