kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коррупционные хитросплетения

28.10.10
размер текста:

Борьба с глобальным потеплением и сокращением выбросов парниковых газов в атмосферу в украинских реалиях может превратиться в очередной механизм получения коррупционных доходов государственными чиновниками. Это может произойти совсем скоро с подачи ряда народных депутатов, которые внесли на рассмотрение парламента законопроект №7231 "О регулировании в сфере энергосбережения" и уже добились его принятия 21 октября в первом чтении.

Казалось бы, документом декларируется вполне благородная цель: совершенствование законодательного регулирования ограничения и сокращения антропогенных выбросов, включая парниковые газы. Для этого определяются основные принципы государственной политики регулирования выбросов и поглощения парниковых газов: система государственного управления и полномочия центральных органов исполнительной власти в данной сфере, порядок создания и функционирования национальной системы наблюдения. Также определяются порядок сбора, передачи и обработки информации, необходимой для оценки и контроля выбросов парниковых газов.

Все это, безусловно, необходимо внедрять в Украине, до сих пор не имеющей правового механизма для функционирования полноценного внутреннего рынка по торговле квотами на выброс парниковых газов. В свою очередь, существование такого рынка позволит улучшить экологическую ситуацию в стране, а также будет способствовать техническому и технологическому переоснащению промпредприятий, их дальнейшему инновационному развитию.

Вот только инструменты, которыми авторы законопроекта №7231 собираются этого добиваться, заставляют экспертов усомниться в чистоте намерений. Так, ст.12 и 13 данного законопроекта предусматривают возможность создания коммерческих предприятий для выполнения функций, которые относятся к компетенции органов исполнительной власти.

Речь идет о делегировании Национальному агентству экологических инвестиций права создать либо привлечь юрлицо в качестве технического администратора для обеспечения деятельности Национального кадастра. Таким образом, между операторами установок по выбросу и НАЭИ появляется посредник, взимающий плату за оказание административных услуг.

Кроме того, ст.20 законопроекта предусмотрена возможность запрета использования технологий на всех предприятиях. Надо признать, что это выглядит логично и целесообразно для новых производств. Однако распространение данной нормы на уже действующие предприятия на практике означает лишь появление рычагов административного и финансового давления на них. А вот желаемое улучшение экологической ситуации таким образом не будет достигнуто.

Ст.31 ограничивается право торговли квотами на парниковые выбросы непосредственно между операторами установок. Вместо этого авторы законопроекта предлагают предусмотреть возможность купли-продажи только на фондовой бирже с детальным описанием требований к ней – что может рассматриваться как лоббирование интересов конкретной торговой площадки. Этот раздел действительно выписан очень подробно, в то время как, например, в ст.38 определена лишь одна отрасль, попадающая под систему торговли выбросами, – авиационные перевозки, и нет ни одной ссылки на другие отрасли.

Для сравнения: в европейской системе торговли выбросами парниковых газов предприятие имеет право выбирать, на какой бирже продать излишек выбросов либо вообще реализовать их напрямую другой компании. В связи с этим представляется логичным, что законопроект перед его рассмотрением парламентом во втором чтении должен быть приближен к нормам директив Еврокомиссии 2003/87/ЕС и 2009/29/ЕС, регламентирующих европейскую систему торговли выбросами.

Помимо этого, законопроект "О регулировании в сфере энергосбережения" отводит слишком короткий срок на подготовку и внедрение системы внутренней торговли выбросами парниковых газов. Исходя из документа, она должна начать функционировать уже с 1 января 2013 года, то есть через два года. Между тем в том же Европейском Союзе создание аналогичной системы торговли правами на выбросы парниковых газов заняло 7 лет: в 1998 году было принято соответствующее решение, а в 2005 году начала действие пилотная фаза торговли.

Поэтому совершенно очевидно, что законопроект все же должен учитывать статус Украины как страны с переходной экономикой и предусматривать достаточное время для создания, подготовки, внедрение системы торговли. Следует позаботиться и о возможностях подготовки для операторов установок к обязательному сокращению выбросов парниковых газов.

Вызывают недоумение и положения ст.22, которыми, по сути, ограничивается дальнейший рост производства на предприятиях. Действительно, если украинские парламентарии будут создавать ограничения для экономического роста своей же страны – это выглядит, по меньшей мере, странно. На самом деле законопроект должен обеспечивать интересы операторов установок, то есть украинского бизнеса, предоставив ему возможность углеродно-нейтрального роста объемов производства, то есть со значительным улучшением удельных показателей выбросов парниковых газов на единицу продукции.

Также необходимо временно ввести действие принципа "без потерь", или право операторов установок, объемы выбросов которых в отчетном периоде ниже установленных объемов, реализовать избыток прав на выбросы при соблюдении свободы торговли этими правами. Кроме того, действие закона "О регулировании в сфере энергосбережения" не должно распространяться на установки, объем выбросов которых не превышает 20 тыс. тонн эквивалента диоксида углерода.

И, наконец, хочется еще раз отметить, что Украине нужен закон, который бы регламентировал выбросы парниковых газов и улучшил экологическую ситуацию в стране. Однако проект закона №7231 в том виде, в котором он есть в настоящий момент, будет способствовать лишь  дополнительному административному и финансовому давлению на отечественный бизнес и создавать ограничение для экономического роста. Поэтому законопроект нуждается в значительной доработке.

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!