kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Atakas атакует

05.11.10
размер текста:

В конце октября российская "Магнитка" запустила на мощностях турецкой компании Atakas холоднопрокатный цех, способный производить до 750 тыс тонн готового проката в год. Новость из далекого Искендеруна украинские металлурги приняли близко к сердцу. Ведь уже в 2011 году российско-турецкий проект станет для них дополнительным раздражителем на рынках как самой Турции, так и всего Ближнего и Среднего Востока.

Строительство нового металлургического комплекса в Турции началось в 2008 году, а во всей красе он должен предстать в 2011. МMK-Atakas (совместное предприятие Магнитогорского меткомбината и его оттоманского партнера) призван заполнить самый большой пробел в турецкой металлургии – острый дефицит готового проката. До сих пор он покрывался за счет импорта (в значительной мере из России и Украины). Теперь россияне перенесли производство непосредственно под дверь потребителя, что, скорее всего, отправит на обочину часть украинских поставок. В первую очередь волноваться приходится Мариупольскому меткомбинату им.Ильича и Запорожстали, ведь они сильнее других завязаны на турецком рынке проката.

Чтобы довести задуманное до логического завершения, МMK-Atakas еще предстоит ввести в эксплуатацию электросталеплавильный цех с литейно-прокатным модулем в Искендеруне, а также линию полимерного покрытия и агрегат непрерывного горячего цинкования в Стамбуле. Суммарный потенциал мощностей совместного предприятия декларируется на уровне 2,3-2,6 млн тонн годовых. Но с наскоку выйти на такие объемы нереально. За три квартала 2010 года МMK-Atakas произвело лишь 54 тыс. тонн продукции. А в 2011, с учетом того, что новые цеха и линии будут вводиться в строй постепенно, результат даже в пределах 1 млн тонн будет считаться для учредителей СП вполне удовлетворительным.

Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников утверждает, что турецкий "новодел" уже в 2011 году принесет 150 млн долл. прибыли, а полностью инвестиции в строительство (речь идет об 1,7 млрд долл.) окупятся в течение 7-8 лет. По его прогнозам, ММК-Atakas будет выпускать 750 тыс. тонн холоднокатаного листа, 900 тыс. тонн оцинкованного проката и 400 тыс. тонн проката с полимерным покрытием.

Все эти мощности предназначены для удовлетворения турецкого внутреннего рынка, но в перспективе продукция от нового производителя может сбываться и в соседних с Турцией регионах. Большим подспорьем для такого внешнеэкономического похода может стать наличие у группы Atakas собственных портовых мощностей в порту Искендерун, способных принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. Сам порт находится на крайнем юге средиземноморского побережья страны, почти у границы с Сирией.

Недавно в интервью российскому "Коммерсанту" В.Рашников сообщил, что прежде чем приступить к реализации турецкого проекта, специалисты ММК подсчитали, что в 2006-2007 годах дисбаланс в потреблении проката в Турции составлял порядка 4,5-5 млн тонн, то есть удовлетворять спрос приходилось за счет импорта. Такая ситуация сохраняется до сих пор. Причем и сама "Магнитка" является одним из крупнейших поставщиков проката в Турцию. В 2009 году она отгрузила на рынок Ближнего и Среднего Востока (БСВ) 1,66 млн тонн продукции, значительная часть из которой осела как раз на турецких складах.

Но украинские компании тоже не пасут задних на этом восточном базаре. За январь-август 2010 года они отправили в Турцию около 800 тыс. тонн плоского проката, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2009, и равно примерно половине всего отечественного экспорта в регион БСВ по данному сегменту металлопродукции. Очевидно, что до конца года легкобудет превзойден показатель в 1 млн тонн. Таким образом, этот регион является для украинских производителей плоского проката излюбленным иностранным местом сбыта, которое пока обеспечивает до 40% всех внешних продаж. И если их вдруг попытаются выдавить из этих теплых средиземноморских стран, то пристроить лишний миллион проката будет попросту некуда.

В 2009 году украинские позиции на просторах БСВ и так заметно пошатнулись. В частности, если в 2007-2008 годах наш прокат доминировал в структуре экспорта в Турцию, то в прошлом году он заметно сдал позиции (спад примерно 60%). Спору нет, год был кризисным, но в то же время объемы поставок чугуна, заготовки, лома из Украины на противоположный берег Черного моря, наоборот, выросли. То есть картина украинского металлоэкспорта на турецкий рынок структурно изменилась, причем не в лучшую сторону – в сторону более дешевых продуктов низкого передела. В 2010 итоговый результат будет несомненно лучше, но еще далеким от уровня звездного 2007, когда одного только горячекатаного рулона украинские сталевары продали турецким потребителям более 1,7 млн тонн. Еще около 900 тыс. тонн продаж в Турции приходилось на холодную катанку и толстый лист. Так вот сегодня ММК-Atakas наиболее нахраписто рвется именно в нишу горячекатаного рулона. Игнорировать эту угрозу было бы непростительно. Правда, есть несколько факторов, которые не позволят ММК-Atakas произвести полную зачистку рулонной ниши на турецком рынке.

Во-первых, есть смысл обратить внимание на себестоимость выплавки. По прогнозам, на СП она будет выше, чем на предприятиях-конкурентах в той же Украине или России. В частности, аналитики российской компании "ТКБ Капитал" подсчитали, что себестоимость слябов, произведенных в Искендеруне, составит 600 долл./тонн. Да и сам В.Рашников соглашается, что производство в Турции окажется более дорогим, чем непосредственно в Магнитогорске. Однако, добавляет он, его затратность будет ниже, чем сейчас в целом по турецкому ГМК. Кроме того, повысить свою рентабельность ММК-Atakas намерено за счет достижения договоренностей с местными производителями электроэнергии о специальном сниженном тарифе. Ну и в последнюю, наверное, очередь руководство СП уповает на падение стоимости лома на мировом рынке.

Лом – это фактор №2, сдерживающий слишком резвое развитие ММК-Atakas. Проблема не только в том, что он дорогой, но и в том, что его мало. Потребности Турции в ломе растут очень быстро, а вот заготовка внутри страны за таким галопом не поспевает. По прогнозам генерального менеджера компании Colakoglu Metalurji Угюра Дальбелера, в 2010 году турецкому ГМК понадобится около 25 млн тонн лома, из которых более 18 млн тонн придется импортировать. В 2009 местный спрос на лом составил 21,4 млн тонн, в 2011 – ожидается на уровне 27,5 млн тонн. Львиную долю в увеличении этого спроса обеспечит запуск ММК-Atakas. А вот угонятся ли за такой динамикой зарубежные поставщики лома – вопрос открытый. Но при подобных раскладах рассчитывать на снижение цен на лом туркам вряд ли приходится.

Впрочем, вместе со спросом на лом в Турции растет и спрос на готовый прокат. В последнее время он прибавляет по 15% ежегодно. И данная тенденция – третий фактор, не позволяющий вычеркивать Блистательную Порту из списка главных клиентов украинских металлоэскпортеров. По разным оценкам, даже после полного ввода ММК-Atakas в строй Турции придется в ближайшие годы ввозить от 3 до 5 млн тонн плоского проката. Правда, конкуренция между желающими покрыть эту недостачу станет острее.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!