Подробнее Запомнить город


Atakas атакует

05.11.10
размер текста:

В конце октября российская "Магнитка" запустила на мощностях турецкой компании Atakas холоднопрокатный цех, способный производить до 750 тыс тонн готового проката в год. Новость из далекого Искендеруна украинские металлурги приняли близко к сердцу. Ведь уже в 2011 году российско-турецкий проект станет для них дополнительным раздражителем на рынках как самой Турции, так и всего Ближнего и Среднего Востока.

Строительство нового металлургического комплекса в Турции началось в 2008 году, а во всей красе он должен предстать в 2011. МMK-Atakas (совместное предприятие Магнитогорского меткомбината и его оттоманского партнера) призван заполнить самый большой пробел в турецкой металлургии – острый дефицит готового проката. До сих пор он покрывался за счет импорта (в значительной мере из России и Украины). Теперь россияне перенесли производство непосредственно под дверь потребителя, что, скорее всего, отправит на обочину часть украинских поставок. В первую очередь волноваться приходится Мариупольскому меткомбинату им.Ильича и Запорожстали, ведь они сильнее других завязаны на турецком рынке проката.

Чтобы довести задуманное до логического завершения, МMK-Atakas еще предстоит ввести в эксплуатацию электросталеплавильный цех с литейно-прокатным модулем в Искендеруне, а также линию полимерного покрытия и агрегат непрерывного горячего цинкования в Стамбуле. Суммарный потенциал мощностей совместного предприятия декларируется на уровне 2,3-2,6 млн тонн годовых. Но с наскоку выйти на такие объемы нереально. За три квартала 2010 года МMK-Atakas произвело лишь 54 тыс. тонн продукции. А в 2011, с учетом того, что новые цеха и линии будут вводиться в строй постепенно, результат даже в пределах 1 млн тонн будет считаться для учредителей СП вполне удовлетворительным.

Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников утверждает, что турецкий "новодел" уже в 2011 году принесет 150 млн долл. прибыли, а полностью инвестиции в строительство (речь идет об 1,7 млрд долл.) окупятся в течение 7-8 лет. По его прогнозам, ММК-Atakas будет выпускать 750 тыс. тонн холоднокатаного листа, 900 тыс. тонн оцинкованного проката и 400 тыс. тонн проката с полимерным покрытием.

Все эти мощности предназначены для удовлетворения турецкого внутреннего рынка, но в перспективе продукция от нового производителя может сбываться и в соседних с Турцией регионах. Большим подспорьем для такого внешнеэкономического похода может стать наличие у группы Atakas собственных портовых мощностей в порту Искендерун, способных принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. Сам порт находится на крайнем юге средиземноморского побережья страны, почти у границы с Сирией.

Недавно в интервью российскому "Коммерсанту" В.Рашников сообщил, что прежде чем приступить к реализации турецкого проекта, специалисты ММК подсчитали, что в 2006-2007 годах дисбаланс в потреблении проката в Турции составлял порядка 4,5-5 млн тонн, то есть удовлетворять спрос приходилось за счет импорта. Такая ситуация сохраняется до сих пор. Причем и сама "Магнитка" является одним из крупнейших поставщиков проката в Турцию. В 2009 году она отгрузила на рынок Ближнего и Среднего Востока (БСВ) 1,66 млн тонн продукции, значительная часть из которой осела как раз на турецких складах.

Но украинские компании тоже не пасут задних на этом восточном базаре. За январь-август 2010 года они отправили в Турцию около 800 тыс. тонн плоского проката, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2009, и равно примерно половине всего отечественного экспорта в регион БСВ по данному сегменту металлопродукции. Очевидно, что до конца года легкобудет превзойден показатель в 1 млн тонн. Таким образом, этот регион является для украинских производителей плоского проката излюбленным иностранным местом сбыта, которое пока обеспечивает до 40% всех внешних продаж. И если их вдруг попытаются выдавить из этих теплых средиземноморских стран, то пристроить лишний миллион проката будет попросту некуда.

В 2009 году украинские позиции на просторах БСВ и так заметно пошатнулись. В частности, если в 2007-2008 годах наш прокат доминировал в структуре экспорта в Турцию, то в прошлом году он заметно сдал позиции (спад примерно 60%). Спору нет, год был кризисным, но в то же время объемы поставок чугуна, заготовки, лома из Украины на противоположный берег Черного моря, наоборот, выросли. То есть картина украинского металлоэкспорта на турецкий рынок структурно изменилась, причем не в лучшую сторону – в сторону более дешевых продуктов низкого передела. В 2010 итоговый результат будет несомненно лучше, но еще далеким от уровня звездного 2007, когда одного только горячекатаного рулона украинские сталевары продали турецким потребителям более 1,7 млн тонн. Еще около 900 тыс. тонн продаж в Турции приходилось на холодную катанку и толстый лист. Так вот сегодня ММК-Atakas наиболее нахраписто рвется именно в нишу горячекатаного рулона. Игнорировать эту угрозу было бы непростительно. Правда, есть несколько факторов, которые не позволят ММК-Atakas произвести полную зачистку рулонной ниши на турецком рынке.

Во-первых, есть смысл обратить внимание на себестоимость выплавки. По прогнозам, на СП она будет выше, чем на предприятиях-конкурентах в той же Украине или России. В частности, аналитики российской компании "ТКБ Капитал" подсчитали, что себестоимость слябов, произведенных в Искендеруне, составит 600 долл./тонн. Да и сам В.Рашников соглашается, что производство в Турции окажется более дорогим, чем непосредственно в Магнитогорске. Однако, добавляет он, его затратность будет ниже, чем сейчас в целом по турецкому ГМК. Кроме того, повысить свою рентабельность ММК-Atakas намерено за счет достижения договоренностей с местными производителями электроэнергии о специальном сниженном тарифе. Ну и в последнюю, наверное, очередь руководство СП уповает на падение стоимости лома на мировом рынке.

Лом – это фактор №2, сдерживающий слишком резвое развитие ММК-Atakas. Проблема не только в том, что он дорогой, но и в том, что его мало. Потребности Турции в ломе растут очень быстро, а вот заготовка внутри страны за таким галопом не поспевает. По прогнозам генерального менеджера компании Colakoglu Metalurji Угюра Дальбелера, в 2010 году турецкому ГМК понадобится около 25 млн тонн лома, из которых более 18 млн тонн придется импортировать. В 2009 местный спрос на лом составил 21,4 млн тонн, в 2011 – ожидается на уровне 27,5 млн тонн. Львиную долю в увеличении этого спроса обеспечит запуск ММК-Atakas. А вот угонятся ли за такой динамикой зарубежные поставщики лома – вопрос открытый. Но при подобных раскладах рассчитывать на снижение цен на лом туркам вряд ли приходится.

Впрочем, вместе со спросом на лом в Турции растет и спрос на готовый прокат. В последнее время он прибавляет по 15% ежегодно. И данная тенденция – третий фактор, не позволяющий вычеркивать Блистательную Порту из списка главных клиентов украинских металлоэскпортеров. По разным оценкам, даже после полного ввода ММК-Atakas в строй Турции придется в ближайшие годы ввозить от 3 до 5 млн тонн плоского проката. Правда, конкуренция между желающими покрыть эту недостачу станет острее.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!