kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Газотранспортные диссонансы

19.11.10
размер текста:

Украинские власти приступили к проведению тендеров на поставки оборудования для модернизации ГТС. И пока они, особо не торопясь, раздают авансы иностранным производителям, отечественные компании активно работают на внешних рынках.

До конца второго полугодия 2011 года Сумское научно-производственное объединение (НПО) им.Фрунзе изготовит для дочерней компании НАК "Нафтогаз Украины", предприятия "Укртрансгаз", полный комплект шаровых кранов, которые будут использованы в ходе модернизации украинской ГТС. Контракт на поставку более 1 тыс. единиц данного вида продукции был заключен по результатам первого тендера, который Укртрансгаз провел в рамках общей программы переоснащения отечественной ГТС в октябре. Как уточняют в пресс-службе НПО им.Фрунзе, полученный заказ охватывает почти весь перечень выпускаемых предприятием шаровых кранов. И в результате его выполнения Укртрансгаз сможет оснастить данной техникой все объекты собственных управлений магистральных газопроводов.

Интернациональные декларации

Как сообщалось ранее, разработка комплексного плана по обновлению мощностей украинской ГТС, которой занимались специалисты Министерства топлива и энергетики Украины, завершилась в июле. В целом, документ предполагает обновление линейной части газопроводов, общая протяженность которых составляет 36 тыс. км. Также им предусмотрены реконструкция и техническое переоснащение компрессорных, газораспределительных и газоизмерительных станций, которых в составе Укртрансгаза насчитывается более 70. И, наконец, он подразумевает проведение модернизации подземных хранилищ газа (ПХГ), которых в Украине всего 12.

Согласно предварительным подсчетам Минтопэнерго общий объем необходимых инвестиций составит 6,5 млрд долл. В частности, модернизация и восстановление газопроводов "Союз", Уренгой – Помары – Ужгород, Елец – Кременчуг – Кривой Рог – Измаил и "Прогресс", запланированная на 2010-2018 годы, должна обойтись, соответственно, в 2,4, 1,3, 1,5 и 0,871 млрд долл. В свою очередь обновление и реконструкция Бильче-Волыцько-Угерского ПХГ с емкостью 17,05 млрд куб. м природного газа, а также Богородчанского ПХГ с емкостью 2,3 млрд куб. м, которая должна состояться в тот же период, – в 223 и 202 млн долл. И, наконец, техническое переоснащение компрессорных станций Ужгород, Берегове, Теково и Орловка, намеченное на 2010-2012 годы, – 95 млн долл.

Вскоре в эти бизнес-планы были внесены уточнения. Так, в начале августа министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил о том, что на первом этапе Украина намерена привлечь 1,2 млрд долл. кредитных средств. При этом он отметил, что примерно 300 млн долл. потребуется на обновление трубопроводов и еще 800 млн – на замену 60 газоперекачивающих агрегатов и связанной с ними структуры. Согласно пояснениям министра освоение этих средств в течение трех лет позволит Украине впоследствии ежегодно экономить до 1,5 млрд куб. м природного газа, используемого для перекачки в Европу. Наряду с этим Ю.Бойко напомнил, что необходимое финансирование будет изыскано "при поддержке Европейского Союза".

Действительно, согласно исходному плану модернизации украинской ГТС, который был анонсирован еще в начале весны 2009, за разработкой конкретных инвестпроектов должно последовать заключение соответствующих кредитных соглашений между НАК "Нафтогаз Украины", с одной стороны, и Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также Всемирным банком – с другой. При этом с просьбой ускорить решение общих вопросов, связанных с финансированием переоснащения отечественной ГТС, Украина обратилась к уполномоченным представителям Евросоюза заранее – в апреле нынешнего года.

Однако до сих пор за этим следовали в основном лишь абстрактные декларации о намерениях. Так, недавно Президент Украины Виктор Янукович в очередной раз отметил, что вопросы модернизации украинской ГТС "необходимо рассматривать только в таком треугольнике – Европа – Россия – Украина". Впрочем, реверанс в адрес России был сделан еще полтора года назад, когда премьер-министры обеих стран заявили о том, что "обновление принадлежащих Украине газотранспортных магистралей без России невозможно".

В августе же нынешнего года, во время официального визита в ФРГ, глава украинского государства сделал не менее многообещающий жест в сторону Германии, предложив и ей принять участие в этом деле. В свою очередь федеральный канцлер Германии Ангела Меркель тотчас же ответила согласием, подчеркнув готовность немецких компаний как к инвестированию необходимых средств, так и к помощи в их освоении. Уже в начале октября предложение присоединиться было сделано Польше. И, наконец, примерно в это же время приглашение к сотрудничеству поступило и Франции. Речь шла о привлечении к процессу модернизации украинской ГТС и французских компаний. Разумеется, президент Франции Николя Саркози идею полностью поддержал.

Как бы то ни было, но в соответствии с изначальным планом после заключения всех необходимых кредитных соглашений Украина должна будет еще до конца нынешнего года успеть провести все тендеры на изготовление и поставку оборудования для переоснащения отечественной ГТС. Напомним, что в борьбу за выгодные контракты зарубежные и отечественные производители включились еще весной 2009. В их числе российские и японские компании, а также немецкая Man Turbo и американская General Eleсtric. Что же касается украинских производителей, то свои услуги Укртрансгазу предложили НПО им.Фрунзе, мощности которого позволяют выпускать полный комплекс оборудования для газовой и нефтяной промышленности; ОАО "Мотор Сич" и "Заря-Машпроект", производители газотурбинных установок и двигателей для компрессорных станций; и, наконец, Черновицкий машзавод и Снежнянскхиммаш, специализирующиеся на выпуске газоочистного и газоподготовительного оборудования.

Работа на экспорт

Но на сегодня тендер на поставку шаровых кранов, проведенный Укртрансгазом в минувшем месяце, остается единственным реальным шагом в направлении модернизации украинской ГТС. А отечественные производители оборудования продолжают активно работать на внешних потребителей. Так, в настоящее время в числе крупнейших заказчиков НПО им.Фрунзе остаются российские Газпром и Сургутнефтегаз, туркменские Туркменнефть и Туркменгаз, а также нефтяные, газовые и химические предприятия Азербайджана. Всего за время сотрудничества с Газпромом НПО изготовило для него почти 2,5 тыс. единиц газоперекачивающих агрегатов. При этом в минувшем году стоимость портфеля заказов российского газового монополиста НПО им.Фрунзе составила 100 млн долл. И в настоящее время в общей структуре поставок НПО доля оборудования, реализуемого на российском рынке, достигает 65%.

С тех пор как Минтопэнерго обнародовало комплексный инвестпроект обновления мощностей украинской ГТС, НПО им.Фрунзе удалось заключить серию новых зарубежных контрактов. Так, в рамках строительства газотранспортной магистрали Починки – Грязовец, соединяющей Северо-Европейский газопровод с газопроводом Уренгой – Помары – Ужгород, Газпром планирует оснастить и запустить в эксплуатацию 6 новых компрессорных станций. В августе НПО уже поставило потребителю 10 компрессоров для станций Лукояновская, Ивановская и Новоарзамасская. А в сентябре пресс-служба объединения сообщила о том, что в ходе реализации этого проекта предприятие выпустит еще 14 компрессорных блоков, предназначенных для установки на станциях Вязниковская, Нюксеница и Урдома.

Более того, в последних числах октября в ходе инициированного НПО совещания с представителями Газпрома стороны согласовали планы мероприятий по внедрению новых производственных и технологических решений в изготовлении компрессорного оборудования. При этом руководство Газпрома заявило о намерении в ближайшее время существенно увеличить объем заказов, размещаемых на НПО им.Фрунзе. В частности, заместитель начальника департамента транспортировки, подземного хранения и использования газа Газпрома Александр Шайхутдинов выразил заинтересованность в росте поставок продукции НПО.

Наряду с этим с октября и до конца нынешнего месяца НПО также будет работать над выполнением контракта, заключенного с Государственной нефтяной компанией Азербайджана, на изготовление оборудования для модернизации компрессорной станции Астара. Напомним, что данная станция с проектной мощностью 3 млн куб. м газа в сутки, с помощью которой азербайджанский газ транспортируется в Иран, была построена НПО им.Фрунзе "под ключ" в 2005 году. Но в связи с ростом спроса на газ поставщики приступили к строительству новой компрессорной линии и обновлению станции Астара для повышения ее производительности. В объем заказа, сделанного НПО, входят установка жидкой осушки газа, а также поставка определенных видов технологического оборудования, в том числе пылеуловителей, аппаратов воздушного охлаждения, емкостного оборудования, сепараторов высокого давления и прочего.

В свою очередь госпредприятие "Заря-Машпроект", в общем объеме заказов которого доля оборудования для в газового сектора, составляет не менее 45%, также пока более 90% продукции собственного производства отправляет на экспорт. В числе его потребителей компании России, Беларуси, Индии, Китая, Вьетнама, Сингапура, Южной Кореи, Ирана и других стран.

В частности, накануне презентации инвестпроекта переоснащения украинской ГТС в рамках проекта строительства газотранспортной магистрали Грязовец – Выборг предприятие уже поставило потребителю 5 двигателей для первой компрессорной станции этой магистрали – Грязовецкая. А в августе для проекта Газпрома по реконструкции компрессорных станций Самсоновская и Ярковская газопровода Уренгой – Сургут – Челябинск "Заря-Машпроект" обеспечило его очередным двигателем ДГ-90П2. Как уточняют в пресс-службе предприятия, в целом проект предусматривает замену 10 двигателей на обеих станциях, три из которых заказчик уже получил. Представители "Заря-Машпроекта" отмечают, что данная модель не входит в состав серийной продукции предприятия и представляет собой модификацию, созданную специально для замены выработавшего свой ресурс газогенератора Avon производства английской Rolls-Royce.

Все это свидетельствует о том, что пока планы украинских властей по модернизации украинской ГТС, в значительной мере реализуемые только на словах, и весь ход работы отечественных машиностроителей ориентированы в разных направлениях. Хотя результаты первого тендера, проведенного Укртрансгазом, позволяют предположить, что такой  нынешний диссонанс со временем может перерасти в гармонию.

Елена Герасимова

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!