kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Пробная прокачка

17.11.10
размер текста:

Украинское правительство приняло решение использовать нефтепровод "Одесса - Броды" в аверсном режиме. Этого момента долго ждали не только венесуэльские и белорусские нефтяники, чью нефть будет прокачивать Украина, но и прикарпатские нефтеперерабатывающие заводы. Именно группа "Приват" долгое время лоббировала запуск нефтепровода в аверсном режиме для транспортировки нефти на свои заводы.

Трубу отдали белорусам

Несговорчивость россиян в вопросах транзита нефти через территорию Украины дала свои результаты. В частности, Украина в качестве нефтяного партнера выбрала Беларусь. Согласно украинско-белорусским договоренностям, наши соседи полностью согласны со ставкой транзита венесуэльской нефти через территорию нашей страны по нефтепроводу Одесса – Броды. Оператор нефтепроводов Украины "Укртранснафта" заключила среднесрочный контракт на транзит венесуэльской нефти по нашему нефтепроводу на НПЗ в белорусском городе Мозыре в объеме до 8 млн тонн в год. А 17 ноября, как заявил первый вице-премьер-министр Андрей Клюев, будет совершена пробная прокачка венесуэльской нефти в Беларусь по нефтепроводу Одесса – Броды.

Данное решение было принято в связи с заявлением российской компании "Транснефть" о том, что в следующем году компания откажется от транспортировки нефти по украинским нефтепроводам "Дружба" и Одесса - Броды. Поэтому Украина не стала дожидаться следующего года и приступила к тестированию новых маршрутов транзита нефти. В частности, для транспортировки венесуэльской нефти в Беларусь, нефтепровод будет запущен в аверсном режиме. В одесском порту венесуэльская нефть прямо с морского транспорта по нефтепроводу будет транспортирована на белорусский НПЗ в городе Мозырь.

Транзит венесуэльской нефти по нефтепроводу Беларуси более выгоден, чем транспортировка железнодорожным транспортом. Расстояние между Одессой и Беларусью достаточно большое, поэтому в плане транспортировки нефти железнодорожным транспортом Минску более выгоден вариант прибалтийских портов. Необходимость поиска альтернативных источников и каналов транзита нефти возникли у Беларуси, как уже сообщал МинПром, в связи с российско-белорусским конфликтом на высшем уровне. Поэтому президент Беларуси Александр Лукашенко в марте текущего года достиг договоренностей с президентом Венесуэлы Уго Чавесом о транзите венесуэльской нефти. В частности, Венесуэла обязалась поставлять Беларуси в день до 80 тысяч баррелей нефти, которую добывает белорусско-венесуэльское совместное предприятие "Petrolera BeloVenesolana".

Поэтому Беларусь добивалась от Украины запуска нефтепровода Одесса – Броды в аверсном режиме. На данный момент нефтепровод работает в реверсном режиме – его использовала российская "Транснефть", которая прокачивало свою нефть в сторону Одессы. Однако уже с мая текущего года россияне прекратили транзит и нефтепровод простаивал. Из-за невыполнения договоренностей по объемам транзита россиянами украинский оператор "Укртранснафта" уже понес финансовые потери. Решение же "Транснефти" отказаться от использования украинских нефтепроводов в следующем году полностью развязывает руки "Укртранснафте", которая теперь с большой степенью гарантии может выполнить украинско-белорусские договоренности о транзите.

Россияне же мотивируют свой отказ запуском нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. В частности, "Транснефть" уже с января следующего года планирует начать экспорт нефти в Китай в объеме 15 млн тонн в год.

Однако, по мнению экспертов, Россия не может просто так отказаться от европейского рынка сбыта. По словам руководства "Транснефти", компания намерена импортировать нефть Европу по Балтийской трубопроводной системе, а в январе текущего года также будет запущен в эксплуатацию морской порт в Ленинградской области. Таким образом, россияне уверены, что они смогут избежать проблем со странами-транзитерами, то есть с Украиной и Беларусью. Хотя, как уже упоминалось, именно российские компании не выполняли условия договора по объемам загрузки украинского нефтепровода.

Украинское правительство считает, что реальной причиной отказа от транзита нефти по территории Украины являются слишком высокие ставки тарифа, по мнению россиян, на транзит нефти. Таким образом, можно смело утверждать, что весь следующий год нефтепровод Одесса – Броды будет работать именно в аверсном режиме, прокачивая венесуэльскую нефть в Беларусь.

Курс на Восток

Заявление "Транснефти" о нежелании транспортировать нефть по нефтепроводам "Дружба" и Одесса - Броды, отмечают эксперты, может вылиться в полное нежелание транспортировать российскую нефть по территории Украины. Тогда возникает вопрос о целесообразности присутствия российских инвесторов на Лисичанском и Одесском НПЗ. Прежде всего, это касается Одесского НПЗ, принадлежащего компании Лукойл, который получал нефть по нефтепроводу "Одесса - Броды".

Следует напомнить, что до октября 2009 года компания "Лукойл", купившая контрольный пакет акций Одесского НПЗ в 2000 году, транспортировала нефть в Одессу по маршруту Лисичанск – Кременчуг – Одесский НПЗ, то есть по Приднепровским магистральным нефтепроводам. Однако правительство Украины предложило руководству нефтеперерабатывающего завода с октября 2009 года транспортировать нефть по другому маршруту. Причиной смены маршрута Кабмин Юлии Тимошенко называл действия российского оператора магистральных трубопроводов "Транснефть". В качестве альтернативы был предложен маршрут "32-й км госграницы Украины с Беларусью – Броды – Одесский НПЗ".

Однако руководство НПЗ после определенных подсчетов заявило, что транспортировка тонны нефти по новому маршруту выходит дороже на 6,5 долл. В результате было принято решение остановить завод. Однако спустя месяц Одесский НПЗ был вновь запущен – российская "Транснефть" начала транспортировку нефти на завод по трубопроводу "Дружба" по маршруту "граница Белоруссии - граница Украины - Броды – Одесса".

Следует отметить, что Одесский НПЗ с июля 2005 года по март 2008 года находился на широкомасштабной модернизации. Проведенная модернизация предприятия открыла возможность увеличить глубину переработки нефти с 56% до 78%, нарастить на 2% отбор светлых нефтепродуктов и выпуск вакуумного газойля, уменьшить производственные потери на 0,56%. Модернизация завода позволила выпускать бензин по стандарту Евро-3, дизельное топливо – по стандарту Евро-4.

Компания планировала в первом квартале следующего года вновь остановить предприятие на плановый ремонт. Однако начало переговоров Украины с Беларусью и ряд событий на украинском рынке нефтепродуктов на протяжении последних двух месяцев заставили руководство компании пересмотреть свои планы. В середине прошлого месяца компания заявила, что из-за низкой эффективностью работы НПЗ и в связи с неблагоприятной конъюнктурой рынка Украины плановый ремонт переносится на октябрь текущего года.

"В связи с текущей неблагоприятной маркетинговой ситуацией на украинском рынке нефтепродуктов и, как следствие, низкой эффективностью работы ПАО "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" в компании принято решение о переносе планового ремонта на предприятии с первого квартала 2011 года на четвертый квартал 2010 года», - говорится в сообщении компании. И в октябре текущего года на предприятии приступили к остановке технологических объектов.

В рамках планового ремонта руководство завода планирует провести регенерацию катализатора риформинга и гидроочистки, будут отремонтированы установки с проведением плановой ревизии и диагностике оборудования. Кроме того, будут проведены работы по повышению эффективности работы НПЗ. На период проведения ремонта предприятия "Лукойла" будут снабжаться нефтепродуктами, накопленными в резервуарном парке предприятия и поступающими с других НПЗ компании.

"Приват" влетает в трубу

От запуска нефтепровода Одесса – Броды в аверсном режиме существенно выиграет группа "Приват", которая этого долго добивалась от правительства Юлии Тимошенко. Так как непосредственно в том районе находятся два нефтеперерабатывающих завода, принадлежащих Геннадию Боголюбову и Игорю Коломойскому. Именно эти заводы нуждались в транспортировке нефти по трубопроводу Одесса – Броды в аверсном режиме, чтобы снизить себестоимость сырья.

Более того, на данный момент Надворнянский и Дрогобычский НПЗ, которые простаивают из-за критического износа оборудования, теперь могут получить внешний кредит для модернизации производственных мощностей. Совладельцы заводов предпринимали попытки получить кредит на модернизацию производственных мощностей обеих нефтеперерабатывающих предприятий, однако им в этом отказали. Одним из условий западных финансовых институтов было не только технико-экономическое обоснование реконструкции, но и гарантии окупаемости и прибыльности проектов, что возможно лишь при наличии обеспечения предприятий сырьем.

Однако даже запуск нефтепровода Одесса – Броды в аверсном режиме не даст полных гарантий банкам для того, чтобы гарантировать бесперебойную транспортировку нефти на прикарпатские заводы. В этом плане необходимы долгосрочные контракты на транзит нефти с Беларусью, Азербайджаном и Казахстаном. Учитывая частые изменения на рынке нефтепродуктов Украины, финансовые институты будут расценивать очень рискованными короткосрочные контракты. Тем не менее, нынешняя ситуация на рынке является благоприятной для получения кредитов на модернизацию прикарпатских заводов.

А гарантом стабильности транзита нефти в аверсном режиме по нефтепроводу Одесса – Броды является окупаемость трубопровода. По мнению экспертов, правительство постарается загрузить нефтепровод Одесса – Броды венесуэльской нефтью приблизительно в объемах 4-5 млн тонн в год. Если же удастся загрузить трубопровод еще 4 млн тонн азербайджанской и казахской нефтью, то нефтепровод может выйти на уровень 90% окупаемости, так как его пропускная способность составляет 9 млн тонн нефти в год. В нынешних условиях, уверены эксперты, согласно договоренностям с Беларусью, Казахстаном и Азербайджаном, это вполне реально.

Алексей Колосов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!