kjsdsf
Подробнее Запомнить город


LNG двух морей

23.11.10
размер текста:

Сегодня на нашем континенте только страны Центральной Европы еще не покупают природный газ в сжиженном виде. Но скоро ситуация изменится. За строительство первого терминала по приему LNG-газа на Балтике взялась Польша, на Черном море соорудить подобный объект задумала Украина. У этих проектов много общего, однако есть и отличия.

Польская проба

Сегодня Польша испытывает такую же зависимость от российской газовой трубы, как и Украина. Страна потребляет порядка 14 млрд куб. м газа в год,  добывая самостоятельно лишь 4 млрд куб. м. Все остальное приходится экспортировать из России (за исключением мелких поставок из Украины, Германии, Норвегии). Чтобы выполнить требование Евросоюза об обязательной диверсификации источников энергоносителей, в Варшаве еще несколько лет назад приняли политическое решение обустроить комплекс по приему сжиженного природного газа на Балтийском побережье. В экономическую плоскость оно перекочевало после подписания долгосрочного контракта с компанией Qatargas, что повлекло за собой масштабную новостройку в порту с трудно произносимым названием Свиноуйсьце.

Упомянутый контракт заключен еще в прошлом году и предусматривает, начиная с 2014 года, поставку в Польшу 1 млн тонн LNG (примерно 1,4 млрд куб. м после регазификации) ежегодно в течение 20 лет. В условиях документа прописано, что даже если Польша к 2014 году не успеет построить собственный газовый порт, ее национальная нефтегазовая компания PGNiG должна выбирать законтрактованный объем на ближайшем к стране LNG-терминале в бельгийском Зеебрюгге. Долгосрочная цена закупки газа в контракте не установлена. Она будет согласована Qatargas и PGNiG ближе к моменту поставок.

Свиноуйсьце – это город-спутник крупного польского порта на Балтике Щецина. Он расположен на двух островах непосредственно на входе в Щецинский залив, совсем рядом с немецкой границей. Так что гипотетически местный порт может получать сжиженный газ и для нужд Германии.

Инфраструктуру для приема LNG здесь решили создать по принципу внутреннего порта, что предполагает сооружение у берега отдельного газового кармашка на площади 130 га. Он будет ограничен 3-километровым Г-образным волнорезом, переходящим в причал, у стенки которого и должны швартоваться суда – на расстоянии 800 м от берега. От причалов газ собираются перекачивать по трубопроводам на берег, где разместят резервуары для его хранения и мощности по превращению LNG в обычный природный газ. По плану порт в Свиноуйсьце должен принимать суда-газовозы объемом 200 тыс. куб. м и осадкой до 13 м. Мощности комплекса рассчитаны на перевалку 5 млрд куб. м газа в год с возможностью увеличения их до 7,5 млрд куб. м.

Комплексный проект газового порта для Польши разработала канадская компания SNC Lavalin, а подрядчиком по строительству на тендере избран консорциум из 4 участников, представляющих Польшу, Италию, Францию и Канаду. Сметная стоимость непосредственно газового комплекса оценивается в чуть менее 700 млн евро. Но еще около 1 млрд евро придется вложить в портовую инфраструктуру. Со всеми работами польское правительство планирует уложиться до 30 июня 2014 года. В сентябре в Свиноуйсьце начались геодезические работы, еще до конца года должны быть заложены фундаменты под резервуары и закуплен специальный никелированный лист для их возведения. Следующие фазы таковы: 2012 – строительство резервуарного парка и прокладка газопроводов к танкерному причалу, 2013 – подсоединение терминала к польской наземной газотранспортной сети, первая половина 2014 – наладка и испытание всей системы.

Но для желающих последовать примеру Польши самым животрепещущим остается вопрос: как финансируется эта затея в Свиноуйсьце? Надо отметить, что строительство осуществляется в четыре как бы разрозненных этапа. За новый волнорез, подводные и дноуглубительные работы отвечает морской департамент Польши, за причалы и эстакады под разгрузку LNG – дирекция портов Щецин и Свиноуйсьце, за сам комплекс по накоплению и ректификации газа – специально созданная компания Polskie LNG (с доминирующим государственным капиталом), а за смычку терминала с ГТС – оператор польских наземных газопроводов Gaz-System. Такое разделение труда имеет свои преимущества, поскольку распределяет финансовую нагрузку между несколькими субъектами. Однако не исключены и риски: если затормозит кто-то один, может остановиться весь проект.

Пока президент компании Polskie LNG Збигнев Рапцяк утверждает, что проблем с финансированием у строителей газового терминала нет. Весьма позитивным сигналом для них стало решение Европейской комиссии предоставить безвозмездную помощь этому проекту в объеме 80 млн евро. Причем этот подарок от ЕС может быть и не последним. Polskie LNG подала заявку на еще более чем 100 млн евро поддержки в рамках евросоюзовской программы развития инфраструктуры и окружающей среды. Кроме того, компания весной 2010 года подписала соглашение с группой польских и иностранных банков о выкупе ее облигаций на сумму порядка 1 млрд евро, а позже договорилась о привлечении еще 200 млн евро у ЕБРР. Суммарно этого должно хватить. А если и останутся какие-то финансовые бреши или в ходе строительства стоимость работ возрастет, эту разницу Польша вполне способна покрыть из госбюджета.

Украинский колорит

В Украине за продвижение проекта строительства LNG-терминала резво взялось недавно созданное Государственное агентство по управлению национальными проектами. Минтопэнерго, первым выступившее с такой инициативой, оказалось как бы не у дел. Хотя, возможно, Юрию Бойко даже выгодно отойти в тень. Реально "командовать парадом" все равно будет он, а новый орган послужит витриной, отражающей только поверхностную часть этого процесса. Пока LNG-проект успел обзавестись всего двумя вещами: директором – им стал бывший руководитель Киевского метрополитена Петр Мирошников, и тоненькой брошюркой об основных принципах реализации задуманного.

Но даже сейчас уже можно начинать играть в игру "Найди 10 отличий от терминала в Свиноуйсьце". Первый принципиальный момент заключается в том, что в Госагентстве по нацпроектам более склонны рассматривать строительство газового терминала как частный бизнес-проект, где государству отводится в основном функция патронажа. В Польше, напомним, ведущую роль играет национальная компания. В презентационных материалах, подготовленных украинскими чиновниками, также учитывается возможность создания международного консорциума с мажоритарным участием государства. Но есть и второй сценарий, где последнему в консорциуме отводится не больше 5-10%.

Руководитель рабочей группы по подготовке национальных проектов Владислав Каськив в одном из недавних интервью дал понять, что является сторонником как раз второго варианта. По его мнению, хотя этот проект с точки зрения национальных интересов и стратегический, но тратить на него бюджетные деньги не стоит. Возможно, это просто от бедности. Ведь по предварительным расчетам, сам терминал обойдется в 750 млн долл.,  инфраструктура – еще в 400-600 млн долл. (в зависимости от месторасположения). Самостоятельно найти такие средства как бюджету, так и Нафтогазу будет затруднительно. А кредитными обязательствами они и так связаны по рукам и ногам, причем пик выплат придется на 2013-2014 годы – предположительно самый разгар строительства LNG-терминала.

Второе существенное отличие – несколько иной алгоритм развития проекта. Если в Польше сначала появился контракт с Катаром, а уже под него стали создавать мощности по приему LNG и его регазификации, то в Украине все происходит наоборот. Согласно графику, представленному правительству В.Каськивым, международный консорциум для строительства терминала предполагается создать уже в следующем году, а заключать контракты на поставку сжиженного газа – лишь в 2012-2013.

У кого конкретно будет закупаться ресурс, в Украине пока не знают (самыми перспективными источниками видятся Египет и Азербайджан), но зато знают, сколько его понадобится. В проектной документации намерены исходить из объема 10 млрд куб. м газа в год (5 млрд – первая очередь, еще 5 млрд – вторая). Таким образом, первый черноморский LNG-комплекс по своей мощности должен превзойти балтийского первенца. Правда, готов к труду и обороне он будет позже – примерно на рубеже 2015-2016 годов.

К этому времени, вероятно, уже будет приватизирован Одесский припортовый завод, и, скорее всего, он-то и станет самым крупным клиентом нового терминала. Ведь его потенциальные нужды в газовом сырье могут достигать до 2 млрд куб. м в год. А главным претендентом на прием у себя LNG-стройки сейчас является порт Южный, откуда до Припортового рукой подать. Поэтому неудивительно, если и среди будущих владельцев завода, и среди учредителей консорциума, подрядившегося под украинский LNG-терминал, окажутся вдруг одни и те же бизнес-группы.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
08:26 | 23.11.2010
янукович
а бабосов нет

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!