kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Чужой металл слаще?

25.11.10
размер текста:

Заметно возросшие в этом году объемы импорта черных металлов в Украину эксперты объясняют несколькими причинами. С одной стороны, завозят те виды металлопродукции, которые у нас не выпускаются либо производятся в недостаточном количестве. А с восстановлением экономики возрождается и спрос. Это обстоятельство напрямую стимулирует импорт некоторых категорий металлопродукции.

С другой же – немалое влияние на выбор потребителя оказывают такие факторы, как приемлемая стоимость и более высокое качество зарубежного металлопроката по некоторым товарным позициям. В подобных случаях украинские покупатели металла нередко отдают предпочтение иностранному товару. Тем более что устоявшийся в последнее десятилетие "экспортный приоритет" отечественных метпредприятий в определенные периоды не оставляет украинским потребителям иного выбора, нежели металлоимпорт.

Структурный ввоз

Статистику, отражающую существенный рост украинского металлоимпорта, привел на балансовом совещании в ОП "Металлургпром" директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк. По его информации, за 9 месяцев 2010 года в нашу страну было поставлено 1,24 млн тонн зарубежной металлопродукции. А за такой же период 2009 года – около 700 тыс. тонн. В.Власюк также добавил, что в Украину импортируется та продукция, потребность в которой не могут обеспечить отечественные металлурги.

Эксперты Центра "Держзовнишинформ" уточняют: указанный объем импорта включает поставки металлопроката (около 900 тыс. тонн) и стального полуфабриката (порядка 340 тыс. тонн). По этим позициям поступление зарубежного металла выросло на 75% относительно импорта за три квартала прошлого года. "В целом же в январе-сентябре 2010 года в Украину поступило 1,6 млн тонн черных металлов, включая горячебрикетированное железо, чугун, металлолом и ферросплавы. Это на 78% больше, если сравнивать с аналогичным показателем за 9 месяцев прошлого года", – говорит заместитель начальника департамента по вопросам металлургического комплекса "Держзовнишинформа" Вячеслав Попов. Он также подчеркивает, что наибольший прирост в импорте пришелся на прокат с покрытиями (+43%) и горячекатаный лист и рулон (+114%).

По оценкам маркетингового центра ОАО "УГМК", за 10 месяцев 2010 года в Украину было завезено 1,2 млн тонн металлопроката, что на 103% (плюс 610 тыс. тонн) больше в сравнении с аналогичным показателем января-октября прошлого года. "Основной прирост в импорте – около 70% – приходится на металлопродукцию, потребляемую в трубной отрасли, вагоно- и машиностроении. Так, в указанный период поставки зарубежного металла на трубные производства Украины возросли на 99,6%, до 503 тыс. тонн, вагоностроительные заводы – на 624%, до 107,2 тыс. тонн, машиностроительные предприятия – на 94%, до 155,2 тыс. тонн", – детализирует заместитель генерального директора УГМК по коммерции Виталий Ключник.

По его словам, снижение импортных поставок металлопродукции, причем довольно существенное, зафиксировано только в случае с арматурой. По данной позиции поставки из-за рубежа в январе-октябре текущего года сократились на 52,7% (с 47,4 до 22,4 тыс. тонн) в сравнении с объемом импорта за 10 месяцев прошлого года. В.Ключник объясняет это усилением конкуренции на внутреннем рынке арматурного проката, которая возросла с запуском в конце 2009 года нового стана 390 на Макеевском метзаводе.

Если отраслевую структуру потребления зарубежного металла рассмотреть в плоскости товарных категорий импорта, то вырисовывается следующая картина. По информации УГМК, 34% из всего объема ввозимого в страну металла приходится на трубную заготовку (по этой группе прирост по сравнению с 10 месяцами 2009 года составил 119%, натуральный объем импортных поставок – 411,7 тыс. тонн). Также существенно вырос импорт горячекатаного плоского проката (с 22,3 до 107,8 тыс. тонн), холоднокатаного листа (с 68,7 до 103,1 тыс. тонн) и кругов (с 52,5 до 116,8 тыс. тонн). Значительно увеличились и поставки в Украину оцинкованной стали – с 81,9 до 144,2 тыс. тонн.

География украинского металлоимпорта в целом осталась прежней. По данным аналитика ИК BG Capital Евгения Дубогрыза, в текущем году зарубежный прокат поступал в страну в основном из России (70% в общем объеме импорта по сравнению с 65% в январе-сентябре 2009 года). Остальные регионы, откуда завозится сегодня металлопродукция в Украину, – это Казахстан, Беларусь и Западная Европа. При этом аналитик отметил увеличение импортных поставок по китайскому направлению; из КНР сегодня в нашу страну активно ввозится прокат с покрытиями.

Зацепки для импорта

Сложившаяся таким образом товарно-отраслевая и географическая структура украинского металлоимпорта имеет вполне конкретные объяснения. "Более 30% металла – 300-400 тыс. тонн – импортируемого сегодня в страну, приходится на трубную заготовку (российского и белорусского производства – прим. автора). Эту продукцию в качестве сырья закупают в основном предприятия компании "Интерпайп". Такая нацеленность на импорт вызвана недостаточным объемом производства трубной заготовки в Украине, а также более приемлемыми ценовыми условиями при ее поставках из-за рубежа", – комментирует старший аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров.

А существенный прирост в закупках этой продукции объясняется наращиванием производства в трубной отрасли страны. Эксперты отмечают, что в прошлом году, в силу кризисных явлений в экономике, загруженность трубных производств Украины была далеко не лучшей. А в 2010 году здесь наблюдается определенный рост. Следовательно, возрастает спрос и на сырье (трубную заготовку и штрипс; импорт последнего, по данным УГМК, за 10 месяцев текущего года вырос на 63% до 112,4 тыс. тонн), который в немалой степени удовлетворяется сейчас за счет импорта.

Наращивание импортных поставок листа г/к и х/к также прямо связано с возрождением-2010 в основных промышленных сферах его потребления – вагоно- и машиностроении Украины. Но вот импортный ориентир в приобретении этой металлопродукции обусловлен иными обстоятельствами.

Во-первых, при закупках тонколистового проката украинские промпотребители нередко отдают предпочтение российской продукции в силу ценовых соображений. Е.Дубогрыз приводит следующий расчет: в начале текущего года холоднокатаный лист украинского производства (толщиной 0,5-0,7 мм) на внутреннем рынке предлагался по цене 650-670 долл./тонна, в ноябре этого года – 840-880 долл./тонна. Аналогичный прокат российского НЛМК в первые месяцы текущего года украинским потребителям обходился в 590-600 долл./тонн, в последний месяц этой осени – 770-775 долл./тонн (с учетом транспортных затрат).

Во-вторых, техническое качество украинского плоского проката г/к уже зачастую не удовлетворяет запросам отечественных потребителей. Директор металлоторговой группы "Захидсталь" Валентин Собчук акцентирует внимание на том, что такая продукция наших метпредприятий не всегда отвечает требованиям по геометрии поверхностей, степени обработки кромки и другим параметрам. "И в ситуации, когда потребители получают возможность купить аналогичный горячекатаный прокат российского производства, даже по ценам, сравнимым с предложениями аналогичного отечественного листа, выбор все чаще делается в пользу зарубежного товара", – утверждает металлоторговец.

В случае же с нарастающими поставками в страну оцинкованной стали и плоского проката с покрытиями тенденцию формируют следующие факторы. В нашей стране работает крупный производитель оцинковки – ММК им.Ильича. Его представители не раз говорили о том, что оцинкованный лист и рулон "ильичевского" производства занимает свою недорогую нишу на внутреннем рынке. В то же время в последние год-полтора в Украине появился заметный спрос на оцинковку с высокими характеристиками технического качества и плоский прокат с покрытиями. Следовательно, если внутренние производители данный спрос удовлетворить не берутся, то закупки такой продукции осуществляются по импорту.

Этой тенденцией, кстати, сумели воспользоваться отдельные украинские металлотрейдеры. Директор фирмы "Каскад" Олег Баранник рассказал: "Наша компания в текущем году очень существенно нарастила продажи оцинкованного проката. Основные его покупатели – предприятия, изготавливающие профнастил и гнутые профили под системы из гипсокартона. Предпочтение они отдают качественной оцинковке из России и Казахстана. А некоторые заказывают такой прокат из Западной Европы. С учетом этого при пополнении товарной линейки по данному виду продукции мы ориентируемся на оцинкованные листы и рулоны только зарубежного производства".

Угроза и перспектива

В "Укрпромвнешэкспертизе" прогнозируют: по итогам 2010 года в Украину будет импортировано порядка 1,5 млн тонн металлопродукции. В связи с этим В.Власюк отметил, что объемы импорта превысят даже те, которые были зафиксированы в докризисном 2007 году, рекордном по объемам внутреннего металлопотребления (11 млн тонн). По его словам, ситуацию усугубляет и то, что украинские метпредприятия не работают над расширением сортамента и улучшением качества проката, поставляемого на внутренний рынок. "Метпредприятиям стоит пересмотреть стратегию в сторону производства востребованной продукции. Тогда будет меньше вопросов к неразвитости внутреннего рынка", – отметил по этому поводу на том же ноябрьском балансовом совещании в ОП "Металлургпром" заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Беленький.

"Рисковые" опасения высказывают и некоторые металлотрейдеры. В.Собчук уверен, что украинской металлургии необходимы серьезные инвестиции для коренной модернизации прокатных станов. "Иначе через несколько лет наши металлурги смогут продавать преимущественно товарный чугун и стальной полуфабрикат, на экспорт. А на внутреннем рынке конечной металлопродукции все большую роль будет играть прокат зарубежного производства", – убежден директор "Захидстали".

Мнение о реальной угрозе металлоимпорта для отечественных меткомбинатов отчасти разделяют и аналитики. Представитель BG Capital полагает, что во внутриукраинском сегменте тонколистового проката импорт этой продукции может серьезно затронуть интересы таких предприятий, как МК "Запорожсталь". В то же время Е.Дубогрыз подчеркивает следующее. В силу того, что черная металлургия Украины в своих продажах ориентирована на экспорт (некоторые предприятия отрасли на внутренний рынок отпускают всего от 3% до 12% производимой продукции), отмеченное увеличение импортных поставок как-либо заметно на финпоказателях отечественных метпредприятий не скажется.

Последний тезис поддерживают и другие эксперты. По убеждению В.Попова, сегодня объемы импорта на внутреннем металлорынке страны не дают оснований украинским металлургам особо беспокоиться. Другое дело, если обострится конкуренция на внешних рынках металлопроката. "Но в этом случае, – продолжает мысль А.Макаров, – не думаю, что украинские металлурги испытают какие-то сложности в том, чтобы взять под контроль свой домашний рынок. И в любом случае на данный момент некие потенциальные потери на внутреннем рынке – по причине роста импорта – не идут в сравнение с теми выгодами, которые наши метпредприятия получают при экспортных продажах".

В УГМК тоже убеждены, что о реальных угрозах интересам наших метпредприятий в случае роста импорта говорить сегодня не приходится. В маркетинговом центре этой компании отмечают, что зарубежный черный металлопрокат традиционно занимал около 20% в общем его потреблении в Украине. "Нехарактерной скорее можно назвать прошлогоднюю ситуацию. Тогда доля импортного металлопроката на внутреннем рынке резко сократилась из-за сужения экспортных рынков сбыта украинских метпроизводителей и желания частично компенсировать эту потерю за счет продаж внутри страны. Сегодня же, в связи со стабилизацией на мировом рынке стали, внутреннее металлопотребление пришло к своему традиционному балансу", – утверждает В.Ключник.

А старший аналитик Dragon Capital уверен – по некоторым товарным позициям в ближайшие несколько лет импорт металлопродукции в Украину будет сокращен и весьма существенно. "Я думаю, что компания "Интерпайп" все же достроит свой сталеплавильный комплекс "Днипросталь". И после его ввода в эксплуатацию украинский металлоимпорт сократится на треть или на те объемы заготовки, которые сегодня компания завозит для своих трубных производств", – размышляет А.Макаров. (В середине прошлого месяца гендиректор ТКК "Интерпайп" Александр Киричко заявил о том, что "Днипросталь" с мощностями по годовому выпуску 1,32 млн тонн заготовки будет запущена в декабре 2011 года. По его словам, на октябрь-2010 работы по строительству этого предприятия были выполнены на 50% – прим. автора).

Что касается возможного замещения зарубежной оцинковки и проката с покрытиями аналогичной отечественной продукцией, то несколько экспертов обращают внимание на появление в Украине нескольких локальных ее производств. Среди таковых называют завод "Модуль" в Каменец-Подольском, криворожское ООО "Unisteel", алчевское ООО "Металлы и Полимеры" и "АЗСТ-Колор" (г. Антрацит Луганской обл.). Совокупные мощности названных предприятий вполне сравнимы с объемами выпуска оцинковки ММК им.Ильича. Единственное, что новые производители такого проката сегодня зачастую испытывают трудности с обеспечением сырьем (тем же подкатом для оцинкования). Если эти проблемы получится разрешить, то в ближайшие несколько лет отечественный оцинкованный прокат имеет все шансы потеснить на рынке продукцию из России и Казахстана.

Провал высоких переделов

В целом же многие собеседники МинПрома констатируют, что основные риски для украинской металлургии внутри страны следует искать не столько в росте импорта, сколько в неразвитости домашнего рынка. Причем неразвитость эта в первую очередь затрагивает количественные характеристики потребления металлопроката в Украине. (В текущем году, к примеру, многие эксперты прогнозируют его на уровне 6,2-6,4 млн тонн при общем объеме производства стали в стране в 32,2-32,7 млн тонн, проката – 30,3-30,5 млн тонн). В качественном же измерении в нашей стране, напротив, заметно увеличился спрос на дорогие высокопередельные продукты.

"Думаю, что в сегментах проката так называемого рядового сортамента наши металлурги на внутреннем рынке и далее будут доминировать. В то же время можно уверенно предполагать, что в перспективе в Украину все больше будут завозить именно высококачественную металлопродукцию высоких переделов. В этой нише импорт вполне сможет укрепить свои позиции. Во многом и потому, что выпуск такой продукции, в силу определенных причин, не освоен нашими традиционными метпредприятиями, за исключением продукции, производимой вновь созданными призводствами", – резюмирует В.Попов.

Сергей Кукин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!