kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Железный занавес для украинского металла

23.12.08
размер текста:

Нормализация ситуации в украинском ГМК невозможна без восстановления позиций на внешних рынках. Однако, после вступления в ВТО, Украина не смогла оперативно демонтировать большинство торговых барьеров, а новая волна протекционизма и вовсе грозит закрытием большинства рынков для украинской металлопродукции.

После оживления металлургии в первой половине нынешнего десятилетия, украинские предприятия за счет конкурентоспособной себестоимости продукции, обусловленной низкой оплатой труда и дотационной стоимостью ресурсов, начали стремительно завоевывать внешние рынки. Пытаясь защитить внутренний рынок от навала дешевой продукции, подрывающей позиции национальных производителей, большинство экономически развитых стран, справедливо обвиняя украинских металлургов в демпинге, оперативно возвели торговые барьеры в форме квот, импортных, компенсационных, антидемпинговых и пр. пошлин. В настоящее время против металлургической продукции из Украины действуют свыше 30 мер подобного плана.

До последнего времени, несмотря на то, что на экспортные поставки приходиться свыше 75% производимого в Украине металла, торговые ограничения не оказывали критического влияния. Традиционно основными позициями внешних поставок являются полуфабрикаты (прежде всего, квадратная заготовка и слябы) длинномерный (арматура, катанка) и плоский прокат (горячекатаный, холоднокатаный, толстолистовой и нержавеющий). Низкокачественный украинский прокат не пользуется особой популярностью в ЕС и США, поэтому уменьшение присутствия на этих рынках для них не было критичным. Правда, передельная металлургия развитых стран активно потребляет украинские полуфабрикаты, однако большинство их видов не попадали под ограничения, поэтому национальные предприятия свободно их экспортировали.

Американский рынок был закрыт для украинской продукции еще в начале десятилетия. Под ограничения попали основные статьи украинского металлопроката – г/к рулоны и толстый лист, арматура и катанка. Заградительные пошлины колебались от 40% до 238%, что девальвировало основной козырь украинских металлургов – более низкие цены. Срок действия большинства из импортных пошлин на украинскую металлопродукции истекал в 2006-07 гг. Очевидно, это послужило одним из факторов того, что срок вступления Украины в ВТО был оттянут на начало 2008 года. До этого времени, американские регуляторы сумели оперативно продлить действие заградительных барьеров еще на 5 лет, оттянув тем самым приток украинского металла на свою территорию.

На данный момент американский рынок фактически закрыт для украинской металлопродукции. Заградительные пошлины на катанку составляют 116,37%, арматуру 41,49%-41,69%, толстолистовую сталь - 81,43%–237,91%, г/к плоский прокат - 62,5%. Достаточно непростая ситуация и в других североамериканских странах. В Мексике и Канаде сохраняется ряд импортных пошлин на украинскую продукцию (в основном лист), однако их стало намного меньше, после того как в 2007-2008 гг. истекли сроки установленных торговых барьеров для длинномерного проката.

ЕС закрыл рынок для украинского проката еще в 1997 году, установил режим квотирования поставок. Только в середине 2008 года, после вступлении страны в ВТО, Украина получила доступ к европейским рынкам, однако воспользоваться отрывшимися возможностями она попросту не сумела. Кризис в ГМК вынуждает страны закрывать внутренние рынки для конкурентов с тем, чтобы поддержать собственных производителей. В октябре Еврокомиссия инициировала антидемпинговое расследование в отношении импорта труб происхождением из Украины, Беларуси и Турции.

16 ноября ЕС ввел пошлину на китайскую стальную проволоку в размере 52,2% на шесть месяцев, с возможностью продления на пять лет. В середине ноября ассоциация европейских металлургов Eurofer открыто обратилась в Еврокомиссию с требованием дополнительно усилить меры против импорта металлопродукции. В декабре Еврокомиссия сообщила, что намерена сохранить антидемпинговую пошлину на сварные железные трубы и трубы из нелегированной стали, импортируемые из Украины на уровне 44,1%, правда при этом снизить пошлину для предприятий "Интерпайпа" до 10,7%, который, единственный, все это время сотрудничал с ЕК.

Благодаря протекционистским мерам, ЕС выровнял стальной баланс. По оценочным данным, импорт в этом году упадет не менее чем на 30%, и вряд ли превысит 35 млн тонн, по сравнению с рекордными 49 млн тонн в прошлом году. Стоит отметить тот факт, что сокращение поставок украинского металла происходит более плавно, чем у конкурентов.

Закрытие рынка ЕС и продление действий пошлин в США для украинской металлопродукции не столь критичны, как начинающаяся волна антидемпинговых расследований в Азии, Северной Африке и РФ, которые являются основными рынками сбыта украинской металлопродукции на данный момент. В частности, в декабре власти Индии начали масштабное антидемпинговое расследование в отношении импорта горячекатаного стального проката, который используется в строительной и автомобильной отраслях промышленности. Объектами расследования выступают рулоны, листы, плиты, полосы и другие плоские изделия из горячекатаной стали завезенные из пятнадцати стран мира, в том числе и из Украины. По данным "Держзовнишинформа", по итогам 9 месяцев нынешнего года украинские предприятия экспортировали в Индию около 235 тыс. тонн горячекатаного проката. Основными поставщиками являлись Алчевский металлургический комбинат, "Азовсталь", ММК им. Ильича, "Донецксталь".

Под угрозой находится и российский рынок. Сейчас большинство статей украинского экспорта и так подпадают под различные формы ограничений: добровольное ограничение поставок, квоты, пошлины, политические запреты, и пр. Однако российские металлурги в последнее время активно выпрашивают у правительства едва ли не абсолютного закрытия доступа на рынок для импорта, прежде всего, из Китая и Украины. Пока что российское правительство не прибегает к таким мерам, очевидно, пытаясь сбить цены на металлопродукцию на внутреннем рынке, которые, несмотря на кризис, продолжают оставаться достаточно высокими.

Между тем, после шокирующего падения производства готового проката в ноябре, которое составило 44%, правительство РФ, скорее всего, перейдет к политике агрессивного протекционизма. К слову, в ближайшее время должны быть оглашены результаты защитного расследования в отношении импорта нержавеющих труб, в том числе из Украины. Расследование длится с декабря 2007 г., и может завершиться введением торговых ограничений на поставки в Россию продукции холдинга "Сентравис".

Сейчас наиболее доступными для Украины являются рынки Азии и Северной Африки. Здесь многие страны, в частности, Вьетнам, Иран, Израиль, Пакистан, ОАЭ, Катар и пр., в 2007-2008 гг. из-за существенного превышение спроса над внутренним предложением, практически полностью отменили импортные пошлины на всю стальную продукцию.

Как отмечают обозреватели, в данных регионах продолжается реализация большинства инфраструктурных проектов, поэтому спрос на металлопродукцию снижается меньшими темпами, чем в других частях света. Однако украинцы здесь проигрывают рынок по сугубо экономическим причинам. Благодаря современным технологиям и энергоэффективному производству, конкуренты предлагают более качественную продукцию по более низким ценам.

Таким образом, над украинским металлом все сильнее вырисовывается перспектива потери внешних рынков. Внутреннее потребление не способно будет поглотить и 30% от этих объемов. Даже в случае существенного расширения финансирования крупных инфраструктурных проектов, что маловероятно, Украина не сможет потребить весь произведенный в ней металл. Для предотвращения критических последствий, потребуется синхронная политика властей по защите торговых интересов украинских предприятий за рубежом, и металлургов по повышению эффективности производства. Реализация, как первого, так и второго из условий нормализации ситуации, сейчас, кажется, весьма проблематичным.

 


Комментарии
комментариев: 2
15:46 | 24.12.2008
алла
Оказывается, Юля права.

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!