kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Таможня доит добро

29.11.10
размер текста:

По подсчетам объединения "Металлургпром", в 2010 году отечественные предприятия ГМК уже переплатили 300 млн грн. за импортное сырье по вине таможенников. Наблюдавшиеся и раньше факты завышения таможенной стоимости товаров сотрудниками ГТСУ сегодня приобрели массовый характер. Это чувствуют на себе не только металлурги, но и субъекты ВЭД из других отраслей. У происходящего два объяснения: запредельно высокие задания по сбору таможенных платежей, спускаемые сверху, и пресловутый человеческий фактор на местах.

Самым резонансным конфликтом года между металлургами и таможенниками стало возбуждение в сентябре уголовного дела по факту контрабанды коксующегося угля комбинатом "ArcelorMittal Кривой Рог". Если вкратце, то перепалка возникла из-за того, что АМКР попытался ввезти в Украину 67,6 тыс. тонн угля стоимостью 107,5 млн грн., а таможенная экспертиза пришла к выводу, что этот товар должен стоить 203 млн грн. В результате судно со спорным грузом было задержано в Одесском порту, а в дирекции криворожского комбината глотали валидол сразу по двум причинам: во-первых, на территории предприятия прошли следственные действия, во-вторых, под угрозой остановки оказалось все производство.

Однако этот конфликт – только вершина айсберга. Большинство подобных инцидентов предприятия предпочитают не выносить на широкую публику. Но это не означает, что их нет. По словам генерального директора Металлургпрома Василия Харахулаха, бывали случаи, когда импортерам завышали стоимость на целых 600%. Косвенным следствием такой скрупулезности таможенников стали и систематические задержки грузов на границе на 7-10 дней. Чтобы доказать свою правоту, металлургам приходится отправлять на таможенные посты кипы дополнительных справок, причем зачастую у них требуют и документацию, которая носит конфиденциальный характер. Но даже это далеко не всегда помогает.

Ранее подобные претензии к ГТСУ высказывало и еще одно отраслевое объединение – Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА). Летом текущего года входящие в ее состав предприятия добились от зарубежных поставщиков марганцевой руды ценовых скидок, однако Гостаможслужба настаивала на том, чтобы сырье и дальше оформлялось при ввозе по старой цене. Для украинских ферросплавщиков такой подход означал потерю 60 долл. на каждой тонне. По словам руководителя УкрФА Сергея Кудрявцева, действия таможенников сводили на нет длительные переговоры членов Ассоциации с зарубежными партнерами и их усилия по снижению себестоимости производства ферросплавов.

Официально в Гостаможслужбе утверждают, что они просто ведут борьбу с "серыми" схемами ввоза в страну товаров по заниженной стоимости. Цель, в общем-то, благородная. Но усердие таможенников таково, что они  способны легко выплеснуть с водой и младенца. По оценкам заместителя главы ГТСУ Степана Дериволкова, за три квартала 2010 года сумма доначислений импортерам налогов благодаря усилению контроля за достоверностью декларирования товаров и введению единого механизма определения таможенной стоимости составила 15 млрд грн. Всего же в бюджет за этот период перечислено около 35 млрд грн., что на 38% больше, чем за январь-сентябрь предыдущего года. С большой долей правдоподобности можно предположить, что почти весь этот прирост как раз и стал результатом политики тотального завышения стоимости ввозимых товаров. Таможня, откровенно говоря, прибегала к ней и в предыдущие годы, но в 2010 превратила ее в систему. По неофициальной информации, перед ГТСУ поставили цель увеличить сбор средств в бюджет на 20 млрд грн. относительно показателей прошлого года, вот она и не выбирает средства.

В поисках консенсуса в 2010 году были проведены несколько совместных совещаний руководства Государственной таможенной службы с представителями Минпромполитики и объединения "Металлургпром". На одном из них, еще 10 июня, металлурги в пух и прах разнесли порядок определения таможенной стоимости импортируемых товаров, изложенный в приказе ГТСУ №506 от 29 мая 2009 года, отмечая, что он создает возможности для разночтений и различной трактовки его норм на региональных таможнях. На последнем заседании (27 октября) представителей ГМК проинформировали, что Гостаможслужба 19 октября издала новый приказ по этому поводу, а к нему Методические рекомендации относительно порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Украины для собственных нужд товаропроизводителей.

По оценкам В.Харахулаха, новый документ позволяет снизить напряженность в отношениях отраслевиков и таможенников, но далеко не до нулевого уровня. На его взгляд, развитие темы должно найти свое отражение в разрабатываемой сегодня Концепции реформирования деятельности таможенной службы Украины. На ноябрьском балансовом совещании в Днепропетровске В.Харахулах снова обрушился на таможенников с критикой, заявляя, что по ряду вопросов Металлургпром нашел взаимопонимание с ГТСУ, но это были единичные случаи.

В целом политика завышения таможенной стоимости импортируемых товаров не искоренена. Подобной точки зрения придерживаются и в Министерстве промышленной политики. Да, в последнее время региональные таможни несколько смягчили свое отношение к импортерам, но проблема продолжает оставаться крайне острой. Крупные метпредприятия страны, все без исключения, ежемесячно теряют миллионы гривен из-за немотивированных таможенных платежей.

Со своей стороны, пресс-служба Гостаможслужбы заверяет, что Методические рекомендации от 19 октября исключают какой бы то ни было субъективизм должностных лиц ведомства при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ведь в них четко определены условия, при которых может быть затребован дополнительный документ, а также перечень документов, которые таможенники не имеют права требовать у декларанта. Правда, в этом перечне пунктов гораздо меньше, чем в том, где объясняется, что и когда должен подавать импортер на дополнительный запрос таможенной службы. Иначе говоря, наиболее допекающие металлургам нормы остаются в силе.

Например, если иностранный продавец и украинский покупатель являются связанными лицами, то у них таки могут потребовать предоставить калькуляции на покупаемый товар. В случае же, если стороной внешнеэкономического контракта выступает не фирма-производитель, а ее представительство, торговый дом и т. п., Гостаможслужба оставила за собой право запрашивать у импортера дополнительно каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) на закупаемый товар непосредственно от производителя. Как отмечают в Металлургпроме, иногда эти документы в принципе невозможно представить. Например, далеко не каждый из зарубежных производителей согласен открывать свою калькуляцию украинским таможенникам, считая запрашиваемую информацию коммерческой тайной. В конце концов, он и не обязан этого делать. Но в итоге страдают украинские покупатели.

Кроме того, в рекомендациях предусмотрено целых 8 причин, по которым таможенная стоимость импортированных товаров не может быть принята по цене, обозначенной в договоре. Последняя из них годится фактически на все случаи жизни и звучит так: "Наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости". Подобная формулировка дает таможенным органам зацепку, позволяющую, как и раньше, тормозить любой ввозимый товар. И тогда уже импортеру приходится выбирать, что ему дороже – нервы или деньги, то есть долго и хлопотно доказывать, что ты не контрабандист, или же, скрепя сердце, доплатить все, что требуют таможенники, лишь бы оставили в покое.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 3
15:46 | 29.11.2010
Beshketnuk
Упразднение таможни только откроет дорогу контрабандистам, которые своим нелегальным товаром нанесут непоправимый вред нашей экономике. Уж если бороться с "серыми" импортерами, как декларирует наша доблесная таможня, так бороться справедливыми методами. Почему не развивается тема с "белыми" и "зелеными" списками импортеров, в которое входили бы законопослушные субъекты ВЭД? Тогда будьте добры, пресуйте тех субъектов, кто не входит в списки, и все. А все потому, что самой таможне не выгодно такое положение дел. А как же при этом выполнять бешенные планы поступлений в бюджет? Как же при этом выполнять бешенные планы поступлений в карман? Все происходит так, как и всегда в нашей стране - вроде и знают, как правильно, но не делают, так как им самим это не выгодно...
13:17 | 29.11.2010
NR1
Давайте упраздним, не вопрос. Только как будем после этого закрывать дыру в бюджете?
10:12 | 29.11.2010
sergant
А кому вообще нужна таможня??? Не проще было бы её упразднить?? Коррупции меньше стало бы.






















скачать опера бесплатно























windows media player 12 скачать бесплатно

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!