kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Доменный товар

01.12.10
размер текста:

Анализируя показатели работы черной металлургии Украины относительно выпуска чугуна, большинство отраслевых экспертов интерпретирует данные по его производству во многом применительно лишь к дальнейшему переделу – выплавке стали. Такой подход обусловлен самим технологическим построением большинства метпроизводств в стране. Практически все украинские метзаводы и комбинаты изначально создавались по схеме полного металлургического цикла, в которой чугуну отводится роль промежуточного сырьевого звена в цепочке изготовления стальной продукции. Поэтому каких-либо особых приоритетов по выпуску чугунных чушек как отдельного товара украинская черная металлургия в целом не сформировала.

Статистические данные, на первый взгляд, полностью отражают и подтверждают указанный тезис. Так, по информации ИК BG Capital, в первые 6 месяцев 2010 года наши металлурги произвели 595 тыс. тонн товарного чугуна, что составило 4,3% в общем объеме чугунного производства (жидкий продукт и чушки) на метпредприятиях Украины за тот же период. Прогноз на текущий год – 1,175 млн тонн. Если сравнить эту цифру с докризисными результатами, то отечественному производству-2010 здесь еще далеко до восстановления былого уровня. К примеру, в 2007 году наши металлурги выпустили товарного чугуна почти на 2,2 млн тонн (6,2% в совокупном годовом объеме украинской выплавки чугуна в том году).

Нельзя назвать заметным и внутреннее потребление этого товара. Сегодня на украинском рынке реализуется в лучшем случае четверть произведенного в стране товарного чугуна, а три года назад данный показатель вообще сводился к одной десятой. Какого-то значимого воздействия на внутренний рынок практически не оказывает и поступление его в страну по импорту. По данным Гсокомстата Украины, за 7 месяцев текущего года в нашу страну было завезено чуть более 25 тыс. тонн чугуна из России. Для сравнения: в первом полугодии 2010 года на внутреннем рынке Украины было реализовано свыше 110 тыс. тонн данной продукции отечественного производства.

Основные продажи украинского товарного чугуна приходятся на внешние рынки. Причем даже весьма незначительная доля в национальном производстве позволяет Украине входить в первую четверку игроков на глобальном рынке товарного чугуна (наряду с Бразилией, Индией и Россией). В 2009 году доля Украины на мировом рынке товарного чугуна составила 6%. И хотя это почти вдвое меньше, чем в 2007 году (11%), в текущем году наш чугунный экспорт все же вырос как в натуральном, так и финансовом выражении. По информации Госкомстата, в январе-сентябре 2010 года экспортные поставки из Украины чугуна увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009 на 7,3%, до 1,139 млн тонн продукции общей стоимостью 455,35 млн долл. (+65,4%).

В данной связи примечательным выглядит всплеск продаж товарного чугуна на внешние рынки в июне. За первый месяц лета 2010 года, по сведениям Кабинета министров, наши металлурги реализовали за рубеж на 390%, или 154 тыс. тонн этой продукции больше, чем в мае. Столь взрывной рост отраслевые специалисты объяснили активизацией стального производства в США. По данным World Steel Association, за 8 месяцев 2010 года уровень выплавки стали в Соединенных Штатах вырос на 57% в сравнении с результатом января-августа прошлого года. Указанный рост непосредственным образом привел к повышению спроса на сырье со стороны американских сталеплавильных компаний. Соответственно выросли и цены на чугун (+40% с начала года). Это прямо сказалось на увеличении поставок в США, куда отгружается около 60% украинского товарного чугуна. К другим заметным его потребителям относятся Турция и Италия. А вот Китай, предприятия которого в 2009 году закупили около 45% экспортного товарного чугуна Украины, сегодня практически отсутствует в соответствующей статистике.

Локальный всплеск в производстве и продажах этой металлопродукции мог быть и большим, если бы не трудности отдельных предприятий отрасли с оплатой ЖРС и природного газа. По означенной причине такие экспортеры товарного чугуна, как Алчевский меткомбинат и ДМК им.Дзержинского, уже не первый месяц испытывают перманентные проблемы с загрузкой производственных мощностей. А основной сегментарный его производитель – ЗАО "Донецксталь-МЗ" (до 90% выпускаемого на заводе чугуна реализуется сторонним потребителям и главным образом на экспорт) – в июне даже останавливал доменные печи. Необходимость таких мер на предприятии тогда объясняли "сложной ситуацией на внешнем рынке товарного чугуна, а именно: низкой ценой реализации и возросшими затратами на приобретение сырья для его производства".

Как бы там ни было, но проблемы с загрузкой мощностей в июне-июле текущего года испытывали многие металлопроизводители в Украине. Но уже в сентябре-октябре на большинстве предприятий отрасли ситуация с производством стабилизировалась, и показатели выпуска товарного чугуна вновь выросли. Да, и по большому счету, для украинских интегрированных меткомбинатов выпуск чугуна в качестве коммерческого продукта никогда не был решающим в производственных и сбытовых стратегиях. Нельзя не согласиться с аналитиком BG Capital Евгением Дубогрызом, который называет это направление работы крупных метпроизводителей Украины непрофильным бизнесом, а сами отгрузки товарного чугуна с них – "точечными" и не носящими долгосрочный характер. "Фактически производство чугуна является наименее прибыльным бизнесом в цепочке уголь-кокс-руда-сталь-прокат. Рентабельность продаж металлопроката сегодня в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель для чугуна", – утверждает Е.Дубогрыз.

При всем этом эксперт делает особое уточнение в отношении одного предприятия – ЗАО "Донецксталь-МЗ" – занимающего свыше 40% украинского производства данной продукции. На этом заводе еще до кризиса сделали ставку в производственной стратегии на выпуске именно товарного чугуна. (А в кризисные годы означенный приоритет лишь утвердился.) И в январе-июне текущего года объемы реализации данной продукции Донецкстали могли превышать 90-95 тыс. тонн в месяц. При том, что в указанный период среднемесячное производство чугуна на предприятии составляло порядка 110 тыс. тонн.

Упор на производство коммерческого чугуна в случае с донецким метпредприятием обусловлен несколькими факторами. Группа "Донецксталь" обладает собственными коксохимическими мощностями и весьма развитым доменным цехом на ДМЗ. Ситуация сама располагает к тому, чтобы из такой корпоративно-производственной структуры извлекать максимум возможной прибыли на первом металлургическом переделе. Правда, выгода в виде повышенной добавленной стоимости могла быть куда существеннее, если бы чугун выпускался преимущественно под нужды собственного сталеплавильного цеха предприятия. Однако мартеновские печи, которыми в этом переделе только и располагает Донецксталь, весьма затратны в части потребления материалов и энергоресурсов. Это приводит к формированию повышенной себестоимости собственной стали предприятия и делает ее масштабное производство не особо прибыльным. Отсюда и получается, что выплавка чугуна на Донецкстали в 2-2,5 раза превышает нынешние потребности ее сталеплавильных мощностей в данном виде сырья, а сам продукт первого передела в массе своей носит товарное предназначение.

К системным игрокам сегмента можно отнести и ДМЗ им.Петровского, на котором в последнее время ежемесячно выпускают около 15-16 тыс. тонн товарного чугуна при среднемесячном объеме доменного производства в 78 тыс. тонн (январь-октябрь 2010 года). Изготовление товарного чугуна здесь практиковали еще в те времена, когда завод находился под контролем группы "Приват". А его новые собственники в лице российского Евраза чугунное направление "тушить" не стали. Россияне в данном случае проявляют сугубо прагматический подход. Мол, если за товарный чугун сегодня предлагают хорошие цены, и существует постоянный спрос на эту металлопродукцию, значит, подконтрольный им украинский метзавод и далее будет производить ее в заметных количествах.

В целом же, возможности для прибыльной работы по данному направлению экспорта у наших металлургов еще остаются – по крайней мере, на ближайшую перспективу. По оценкам Е.Дубогрыза, в 2011 году ожидаемая среднегодовая экспортная цена товарного чугуна вырастет на 13% (до 490 долл./тонн), что позволит его производителям сохранить позитивную рентабельность. Спрос внешних рынков на товарный чугун также повысится до конца текущего – начала следующего года. Однако динамика этого роста существенно снизится вследствие ожидаемого падения активности в сталеплавильном секторе США.

Аналитик прогнозирует и то, что себестоимость чугуна будет увеличиваться более высокими темпами, нежели цена его продажи. Основную роль в этом сыграет опережающий рост цен на ЖРС; доля железорудной составляющей в себестоимости чугуна достигнет 50% в 2011 году (против 43,5% в 2009). "С учетом отмеченных факторов работа по направлению товарного чугуна ожидается вполне рентабельной для тех компаний, которые располагают собственной сырьевой (и, прежде всего, железорудной) базой. А возможности для заметного наращивания объемов производства этого вида продукции на других украинских метпредприятиях почти полностью будут определяться ценовой политикой основных поставщиков ЖРС", – делает вывод представитель BG Capital.

В долгосрочной же перспективе позиции украинских экспортеров товарного чугуна поставлены в немалую зависимость от стратегий главных игроков в данном сегменте глобального металлорынка. Недавно представители ведущего бразильского меткомбината Usiminas заявили о возможном отказе от стратегии превалирующего выпуска товарного полуфабриката. Эта компания намерена сконцентрироваться на производстве и продажах металлопродукции высоких переделов, отдавая первенство в полуфабрикатах железорудным гигантам. Если Бразилия снизит свое присутствие на мировых рынках металлургических полупродуктов, то освободившуюся нишу в определенной степени смогут освоить российские и украинские производители чугуна. Естественно, если сочтут приемлемой для себя довольно низкую маржу по операциям с первопередельной металлопродукцией.

Сергей Кукин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!