kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Равнение на Кременчуг

03.12.10
размер текста:

Министерство топлива и энергетики делает все от него зависящее, чтобы на отечественном рынке доминировало топливо Кременчугского НПЗ, а водители стройными рядами тянулись к заправкам группы "Приват". Все самые свежие инициативы Минтопэнерго (увеличение ставок акцизов, введение пошлины на импорт нефтепродуктов и продление старых стандартов качества для бензинов и ДТ) подталкивают топливную розницу именно к этому.

Акцизы

Увеличение ставок акцизных сборов на моторные топлива более чем на 30% прописано в новом Налоговом кодексе. И хотя на днях Президент ветировал этот документ, но вряд ли стоит надеяться, что при его доработке ставки уменьшат. Ведь прорехи в бюджете огромные, а за счет роста акцизов на топливо Кабмин надеется собрать до 3 млрд грн. Ради этого с 1 января 2011 года с автомобильных бензинов акциз будет взиматься в размере 182 евро/тонн вместо нынешних 132 евро/тонн, с дизтоплива – 42-90 евро/тонн (сейчас эта "вилка" равна 30-75 евро/тонн). Всего для ДТ существует 4 ставки акциза – в зависимости от количества серы в продукте (чем ниже ее содержание, тем меньше надо платить). Перенести подобную практику и на бензины разработчики Кодекса отказались, хотя торговцы топливом и сейчас, и ранее обращались в профильное ведомство с подобными предложениями. Но Минтопэнерго оставило их без внимания, ведь такой подход чреват сужением базы налогообложения.

По оценкам трейдеров, новые ставки акцизов могут привести к удорожанию топлива в рознице на 40-50 коп./л. Причем бензины и ДП могут резко подорожать не с 1 января, а примерно с весны, когда закончится "мертвый сезон" в топливной торговле. Кроме того, в Минтопэнерго надеются, что трейдеры из группы "Приват" будут играть на понижение цен, поскольку они обладают дополнительным запасом прочности по сравнению с другими владельцами АЗС-сетей.

В частности, Кременчугский НПЗ имеет возможность беспрепятственно забирать с ежемесячных аукционов нефть отечественной добычи по цене на 100-150 долл./тонн (то есть на 15-20%) дешевле, чем она продается на зарубежных рынках. Правительство эту несправедливую аукционную схему ломать не спешит, благодаря чему заправки Укрнафты и другие приватовские сети могут торговать горючим по цене на 25-30 коп. ниже, чем у конкурентов. Следовательно, и акцизный удар для них менее болезнен. Если же одновременно с новыми ставками акцизного сбора в силу вступят и пошлины на импорт нефтепродуктов, то топливный ритейл Привата даже окажется с прикупом.

Пошлина

В 2010 году ситуация в стране такова, что свыше 40% ее нужд в нефтепродуктах удовлетворяется за счет импорта. При этом в бесспорные лидеры среди зарубежных поставщиков сегодня вышел Мозырьский НПЗ, на который уже приходится почти половина всего ввезенного в Украину бензина и дизтоплива. По итогам 2010 года на украинском рынке белорусы рассчитывают продать 1,8 млн тонн нефтепродуктов, тогда как емкость самого рынка не дотягивает и до 10 млн тонн. Успешная экспансия "сябров" обусловлена двумя основными факторами.

Во-первых, Мозырь производит хорошее низкосернистое топливо, которое, соответственно, облагается налогом по самой низкой ставке. Во-вторых, на заводе появились лишние объемы сравнительно дешевого сырья, благодаря белорусско-венесуэльскому энергетическому сотрудничеству, и около 90% произведенного из него топлива Мозырьский НПЗ направляет на самый близкий рынок – украинский.

Таким образом, введение пошлин на уровне 120 евро/тонн, как это предлагает наше Министерство топлива и энергетики, прежде всего грозит превратиться в забор между Беларусью и Украиной. Данное решение, естественно, затронет и другие импортные потоки – из Литвы, Румынии, России. Но Мозырьский НПЗ пострадает больше всех. Из-за дополнительного налога ввозить в Украину произведенное топливо ему станет невыгодно. С другой стороны, потеряв такую крупную сбытовую площадку, Минск может отказаться от транзита венесуэльской нефти через Украину. Тогда недозаработанные деньги уже придется считать в Киеве. Впрочем, потери в этом случае понесут госбюджет и госкомпании, а не группа "Приват". Ей-то как раз и нужно, чтобы с рынка ушел такой сильный конкурент, как Мозырьский НПЗ.

Стандарты

Итак, разрозненные действия начинают потихоньку складываться в комбинацию. Ведомство Юрия Бойко двусечной фискальной косой пытается расчищать поле, на котором Игорь Коломойский смог бы развернуться во всю свою нефтяную ширь. С помощью высоких акцизов будут обескровлены мелкие АЗС-сети, которые не смогут долго держать нулевую или минусовую маржу. Посредством пошлин в маргинальный сегмент "топлива для богатых" будут загнаны импортные бензины и дизтопливо. И в такой ситуации на внутреннем рынке начнет безоговорочно доминировать кременчугское топливо. Но чтобы ни один комар не подточил носа о такую рыночную трансформацию, необходим еще один шаг – сохранить действие старых национальных стандартов (ДСТУ) на бензины и дизтопливо. Иначе вся затея с захватом рынка окажется на грани провала. Поэтому Минтопэнерго настойчиво давит на Госпотребстандарт, чтобы тот продлил действие ДСТУ десятилетней давности еще на годик-другой.

Первый раз их пытались упразднить еще в 2008 году, но, вняв стенаниям украинских нефтепереработчиков, отложили "час Х" на три года. Теперь
истекает и этот срок, а особого технологического прогресса в отрасли нет. Минтопэнерго, отстаивая ДСТУ 1999 и 2001 годов, прикрывается заботой о государственном Шебелинском ГПЗ, который еще не готов работать по новому стандарту. Но реально не готовы к этому и два западноукраинских нефтеперерабатывающих завода. Да и неоднократно упомянутый Кременчугский НПЗ, хотя и заявляет, что уже способен производить все топливо в соответствии с европейским стандартом Евро-4, еще не доказал это на практике. Серьезное перевооружение на Укртатнафте не проводилось, потому обеспечивать заявленное качество по всей линейке производимого топлива и в постоянном режиме предприятию будет крайне трудно. Чтобы не напрягать Кременчугский НПЗ и его владельцев, Минтопэнерго и лоббирует пролонгацию устаревших ДСТУ, для которых потолком является давно забытый в Европе стандарт Евро-2.

Последствия

Теперь остается лишь спрогнозировать, каким может оказаться кумулятивный эффект, если сработают сразу все три перечисленных фактора. О том, что топливо на заправках станет дороже, говорить не стоит. Это очевидно. Вопрос в оправданности подобной жертвы. Поддержат ли предложенные Минтопэнерго меры отечественного производителя? Да, но лишь одного. Преисполнены ли они заботы об отечественном потребителе? Категорически нет. Модель дальнейшего развития событий примерно такова.

Кременчугский НПЗ почувствует себя хозяином положения и основным ценообразователем на рынке. Комфортнее станет работать и Шебелинскому ГПЗ (но его доля на рынке незначительна, а основной контингент клиентов – аграрии). Зато Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, весьма вероятно, полностью перейдет на толлинговые отношения с материнским холдингом ТНК-ВР, что на практике означает сокращение отчислений в украинский бюджет. Одесский же НПЗ Лукойла может и вовсе не выйти из нынешнего ремонта, поскольку все трубопроводные пути поставки туда сырья сейчас перекрыты. А получать нефть по морю через Новороссийск и Одессу – это повышать затратность производства в ситуации, когда конкурентная среда на украинском рынке постоянно ухудшается.

Если добавить к сказанному прогнозируемое сокращение объемов экспорта топлива, то получим все предпосылки к возвращению Украины в начало 2000 годов, когда ввозные нефтепродукты еще облагались пошлиной, а рынок периодически обжигали вспышки дефицита бензинов и ДТ. При всем желании одному Кременчугскому НПЗ (даже с сателлитами) проглотить этот пирог не по силам.

Как уже отмечалось, внутренний рынок потребляет около 10 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. В 2010 году кременчугская Укртатнафта произведет несколько больше 2 млн тонн бензинов и ДТ. Даже если предположить, что в тепличных условиях завод поднатужится и выдаст еще 1 млн этой продукции, а группе "Приват" удастся загрузить российским сырьем свои Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (в текущем году, кстати, такие попытки оказались безуспешными), пропасть между спросом и потреблением останется очень широкой – несколько миллионов тонн. И если импортеры топлива не захотят ее засыпать ввиду экономической нецелесообразности операций по ввозу, образовавшийся вакуум заполнят "бодяга" и "контрабас", то есть нефтепродукты низкого качества или поставленные по теневым схемам.

Олег Дорожовец

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
09:40 | 03.12.2010
Аноним
Правильно, у кого есть деньги на хорошие машины, тот и дорогой бензин купит. А вы, босота, на "шестерках" и "копейках", только небо коптите.

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!