kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Почти китайский марганец

09.12.10
размер текста:

Проект разработки Великотокмакского месторождения марганцевых руд, который в течение 10 лет безуспешно пытались реализовать отечественные инвесторы, теперь намерена осуществить китайская корпорация "Хунсин". Реализация этих планов может поколебать доминирующую позицию группы "Приват" на украинском ферросплавном рынке.

Недавно руководство торгово-промышленной корпорации (ТПК) "Хунсин" заявило о готовности приступить к реализации проекта освоения Великотокмакского месторождения марганцевых руд общей стоимостью 500 млн долл. Сейчас ТПК "Хунсин", с 1999 года осваивающая марганцевые месторождения, а также занятая производством и сбытом электролитического марганца, поставляет на внешние рынки 120 тыс. тонн этой продукции в год и занимает второе место в мире по объемам ее реализации.

Токмакский проект, стоимость активов которого уже превышает 400 млн долл., инвестор планирует реализовать в 5 этапов в течение 10 лет. Первый из них предполагает строительство горно-обогатительного комбината (ГОКа) с объемом добычи 1 млн тонн марганцевой руды в год, а также – завода по производству электролитического марганца на уровне 20 тыс. тонн в год. Объем средств, которые будут вложены в возведение этих мощностей, достигнет 80 млн долл. Как заверил председатель ТПК "Хунсин" Ли Сылянь, "в настоящее время компания владеет наиболее передовыми технологиями по производству электролитического марганца, что на фоне грядущей благоприятной рыночной конъюнктуры является залогом успешного воплощения этого проекта".

Расхождение интересов

Напомним, что в Украине сосредоточено 32% общемировых залежей марганцевых руд. Наша страна располагает крупнейшим в мире Никопольским марганцевым бассейном, на территории Днепропетровской и Запорожской областей, в котором сконцентрировано 2,25 млрд тонн марганцевых руд, а также Федоровским месторождением, захватывающим Днепропетровскую и Херсонскую области, с ресурсом 700 млн тонн. Никопольский бассейн включает пока не осваиваемое, как и Федоровское, Великотокмакское месторождение, потенциал которого равен 1,5 млрд тонн, или 70% всех отечественных запасов. А также Никопольское месторождение, которое разрабатывают Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, входящие в состав группы "Приват".

Еще в советские времена на этом местрождении предусматривалось запустить не менее 9 горнорудных предприятий, но к концу 1980 годов было построено только одно – Таврический ГОК. Однако уже в 1995 году оно было признано убыточным и закрыто, а в 1997 его имущество было передано на баланс специально созданного для этого государственного предприятия (ГП) "Стептехсервис". В 2000 году оно было преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО), 51,25% уставного фонда которого оказались в руках контролируемой ИСД компании "Визави", а 48,75% – остались в собственности государства.

Инвестор рассчитывал, что сможет наладить выпуск руды на протяжении года, а по истечении трех лет – довести объемы ее добычи до 600 тыс. тонн в год. При этом переработка сырья должна была осуществляться в доменной печи Краматорского металлургического завода. Однако вскоре владельцем госпакета акций ЗАО "Стептехсервис" стало ОАО "Запорожский завод ферросплавов" (ЗЗФ) и, в конечном счете, – группа "Приват". Длительное время совладельцы Стептехсервиса вели переговоры о совместной работе, но прийти к соглашению так и не смогли. Проект был заморожен, и, наконец, в 2008 году Министерство охраны окружающей природной среды Украины лицензию на разработку руды у этого предприятия изъяло.

В июне 2008 года Запорожский областной совет принял решение создать коммунальное предприятие (КП) "Степногорский ГОК". Согласно уставу основным видом его деятельности должны были стать геологоразведочные работы, а также – добыча и обогащение марганцевой и железной руды, в том числе – на тех 9 полях марганцевых месторождений, лицензией на освоение которых ранее обладало ЗАО "Стептехсервис". Предполагалось, что первоначально контрольный пакет акций СГОКа останется в коммунальной собственности, а около 49% уставного фонда предприятия перейдут во владение частной компании, которая впоследствии сможет увеличить свою долю до 100%.

Все это было сделано в расчете на сотрудничество с российскими производителями ферросплавов, с которыми представители Запорожского облсовета вели продолжительные переговоры. Тем не менее россияне от участия в этом проекте отказались, и уже в августе 2008 года руководство облсовета подписало соглашение о его реализации с консорциумом в лице ИСД и ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог". Так же, как и ныне корпорация "Хунсин", партнеры заявляли о готовности инвестировать в разработку Великотокмакского месторождения не менее 500 млн долл. На эти средства планировалось ввести в эксплуатацию ГОК,  построить ферросплавный завод с объемами производства на уровне 350 тыс. тонн продукции в год. Однако, в отличие от нынешнего китайского инвестора, ИСД и "ArcelorMittal" были уверены, что смогут реализовать этот проект за 5-7 лет.

Накануне тендера о своей заинтересованности в проекте заявили и представители группы "Приват". Речь шла, естественно, о расширении сырьевой базы для снабжения входящих в ее состав Запорожского, Стахановского (СЗФ) и, частично, Никопольского ферросплавных заводов (НЗФ). При этом эксперты оценивали шансы группы на получение доступа к Великотокмакскому месторождению достаточно высоко. По их мнению, Приват, в случае необходимости, не только мог оспорить результаты тендера в суде, но и, например, попытаться восстановить лицензию Стептехсервиса или, в крайнем случае, добиться запрета на разработку этого участка месторождения.

Как бы то ни было, но буквально через пару месяцев, с началом глобального кризиса, ситуация радикально изменилась. В декабре 2008 года вице-президент корпорации "ИСД" Александр Пилипенко сообщил о том, что в ближайшие пару лет ИСД не будет финансировать ни освоение Токмака, ни другие новые проекты. А еще через пару месяцев от этой идеи отказалась и группа "Приват". Так, в начале 2009 года подконтрольное ей ООО "Природные ресурсы" получило разрешение Днепропетровского областного совета на разработку Федоровского месторождения марганцевых руд. Одним словом, потенциальные инвесторы переключились на другие сферы, а Токмак остался до поры до времени как бы невостребованным.

Освободившаяся ниша

Наряду с этим не меньший интерес к данному объекту проявляли и представители группы "Финансы и Кредит", в число активов которой входят, в частности, ОАО "Холдинговая компания "АвтоКрАЗ", ОАО "Полтавский ГОК", македонский ферросплавный завод Skopski Legury и крупнейшая в Европе угольная компания New World Resources N.V. Так, в 2005 году группой было создано ООО "Токмакская ферросплавная компания", а уже в 2006 Запорожский облсовет предоставил ему право на освоение Великотокмакского месторождения.

В целом, проект группы общей стоимостью 200 млн долл. подразумевал возведение предприятия по производству ферросплавов с проектной мощностью до 200 тыс. тонн в год на базе входящего в состав ХК "АвтоКрАЗ" Токмакского кузнечно-штамповочного завода. Запуск его первой очереди – цеха по выпуску ферросиликомарганца на уровне 40 тыс. тонн ежегодно – должен был состояться в 2009 году. Но в итоге реализован тоже не был.

Между тем в течение последних двух лет многочисленные конфликты отечественных потребителей марганцевой руды и ферросплавов с группой "Приват", являющейся их главным поставщиком, не затухали. Так, у совладельца НЗФ – корпорации "Интерпайп" – было более чем достаточно поводов для претензий к собственнику украинских марганцевых ГОКов по поводу снабжения предприятия сырьем. А ArcelorMittal Кривой Рог вынуждена была и вовсе разорвать контракт с ЗЗФ и начать импортировать ферромарганец и силикомарганец из стран Евросоюза и Южной Кореи.

Все это означало, что украинские металлурги, заинтересованные в подрыве монополии группы "Приват" на ферросплавном рынке, должны были бы использовать для этого любую возможность и, прежде всего, занять вакантное место инвестора на Токмаке. Очередная такая возможность появилась в ноябре прошлого года, когда Минприроды выставило на аукцион лицензии на освоение трех новых участков Великотокмакского месторождения. Стартовая цена первой составляла 8,16 млн грн., второй – 15,07 млн грн. и третьей – 4,69 млн грн.

Первоначально приобрести этот актив планировал все тот же ИСД, однако вскоре в корпорацию пришел новый инвестор, который  не собирался вкладывать средства еще и в ферросплавную отрасль Украины. Поэтому заявку на участие в аукционе корпорация не подала. Как ни странно, но других претендентов не оказалось. И в результате в конце декабря прошлого года Минприроды назначенные аукционы отменило.

А уже летом нынешнего года представители посольства Украины в КНР официально сообщили о начале работы над созданием украино-китайского совместного предприятия (СП) по добыче и переработке марганцевой руды. При этом они уточнили, что данный проект, общей стоимостью не менее 200-300 млн долл., включает строительство ГОКа, куда в течение 2011 года будет инвестировано 150 млн долл., и, при благоприятной конъюнктуре, возведение ферросплавного завода, которое может состояться в 2012-2013 годах.

В общем, то, что за разработку одного из самых крупных в мире месторождений марганцевых руд могут взяться китайцы, было известно уже несколько месяцев назад. И хотя было совершенно очевидно, что в итоге контроль над всей отраслью может постепенно перейти в руки представителя одной из мощнейших экономик мира, это никак не обеспокоило ни потребителей, ни его потенциальных украинских конкурентов.

Между тем следует учесть, что придя в Украину всерьез и надолго, корпорация "Хунсин" в обозримой перспективе может навязать группе "Приват" жесточайшую конкурентную борьбу как за внутренний, так и за смежные рынки сбыта. Конечно, пока, как дипломатично отметил Ли Сылянь, корпорация намерена наладить лишь производство электролитического марганца, ежегодный дефицит которого в размере 30 тыс. тонн Украина восполняет импортом из Китая. Однако, весьма вероятно, что этим дело не ограничится.

Эксперты ГП "Укрпромвнешэкспертиза" подчеркивают, что сейчас китайские производители, используя кризисную ситуацию, стремятся максимально укрепить свои позиции на мировом рынке ферросплавов в преддверии последующего роста спроса. И, скорее всего, Токмакский проект – лишь один из этапов в реализации данной стратегии. Разумеется, украинские металлурги от этого выиграют. Но эффект был бы несравненно большим, если бы за разработку месторождения все-таки взялся кто-то из них.

Елена Герасимова

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!