kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Без божьей помощи

13.12.10
размер текста:

Переговоры Украины и России по вопросам слияния Газпрома и Нафтогаза становятся все более невыгодными для Украины. Так, согласно последней информации Газпром рассчитывает на создание двух совместных предприятий, которые будут заниматься добычей газа на двух крупных украинских месторождениях. Но позиции Газпрома в переговорах ослабевают, ведь, не дождавшись внешних инвестиций в газотранспортную систему, Украина взялась за модернизацию стратегического объекта собственными силами.

Вопросы без ответов

Все больше вопросов вызывает необходимость слияния активов Нафтогаза и Газпрома. Одной из привлекательных сторон данной сделки Украина считала допуск к российским нефтегазоносным месторождениям, второй – российские инвестиции в модернизацию украинской ГТС. Однако в обоих вопросах Украина пока не видит для себя выгоды. Как известно, российские месторождения, которые Газпром намеревался включить в уставный фонд совместного предприятия с условием допуска Нафтогаза к их разработке, оказались нерентабельными. Более того, теперь россияне предложили сосредоточиться на совместной разработке украинских месторождений.

Предметом последних обсуждений представителей Нафтогаза и Газпрома стала добыча газа на украинских месторождениях – структуре Палласа на шельфе Черного моря, а также разработка угольных пластов на территории Украины. Причем инициатива исходила именно от российской стороны. Стороны обсудили возможность данного сотрудничества, однако председатель правления Газпрома Алексей Миллер утверждает, что стороны уже именно договорились о создании двух совместных предприятий.

Однако премьер-министр Украины Николай Азаров подчеркнул, что предложения по созданию совместных предприятий Газпромом и Нафтогазом необходимо рассматривать в общем контексте поставок и транзита российского газа. "Мы ведем переговоры и пытаемся достичь результата, выгодного для Украины. Пока еще процесс создания этих предприятий не прошел юридическую и организационную стадии. Пока еще это на уровне предложений. Задаем вопрос: а почему Россия действует опережающими темпами? Ну это нормальный прием в переговорном процессе, если ты хочешь чего-то добиться", – сказал Н.Азаров.

В каком бы контексте ни рассматривались данные предложения, однако, по мнению экспертов, проекты по созданию совместных предприятий неподъемны ни для Нафтогаза, ни для Газпрома. По словам эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, сотрудничество Нафтогаза Украины и Газпрома по освоению структуры Палласа впервые было оформлено в 2007 году. Следует отметить, что перспективная нефтегазоносная структура Палласа находится на границе Украины и России. Около 75% площади – со стороны Украины, 25% – России. Со стороны Нафтогаза проектом занималось ГАО "Черноморнафтогаз", со стороны Газпрома – ООО "Газфлот".

"Но дальше подписей на бумаге дело не пошло. Да в принципе и не могло пойти. Ведь для освоения и начала работ по проекту Палласа на 2007 год нужно было потратить в целом 12 млрд долл. Планировалось, что 6 млрд долл. выделит Нафтогаз, а остальную часть внесут инвесторы. Логично предположить, что инвестором должен был выступить Газфлот. Хотя у Газфлота ни три года назад, ни сегодня не было ни развитого филиала на Черноморском побережье, ни возможности привлечь такие ресурсы", – утверждает эксперт.

По мнению экспертов, в случае юридического оформления совместного предприятия по структуре Палласа Украина должна получить не менее 60% в доле СП. Однако, учитывая амбиции Газпрома, эксперты предполагают, что Нафтогаз может получить даже менее 50%. При этом затраты будут неоправданными. Учитывая доказанные запасы в 160 млрд куб. м газа и 40 млн тонн нефти с конденсатом, ежегодная добыча будет, возможно, на уровне 6 млрд куб. м газа и 2,5 млн тонн нефти с конденсатом. Кроме того, подчеркивают эксперты Института энергетических исследований, у Нафтогаза и Газпрома отсутствуют возможности глубоководного бурения, а лицензия на освоение структуры Палласа с российской стороны принадлежит предпринимателю Владимиру Лисину.

Второе совместное предприятие по добыче газа из угольных пластов также является малоперспективным. Более того, опыта в данном направлении у Нафтогаза нет, а россияне только в этом году впервые приступили к добыче газа из угольных пластов на Кузбассе. Эксперты подчеркивают, что даже при условии параллельной добычи угля, а это условие является необходимым, работа СП будет нерентабельной. Так, в среднем из тонны угля можно будет добывать около 6 куб. м газа. В результате добыча газа из угольных пластов станет очень дорогой. Кроме того, эксперты уверены, что у Нафтогаза не окажется средств на освоение данных месторождений. Впрочем, как и у Газпрома – в связи с финансированием таких крупных проектов, как "Северный поток" и Штокмановское газовое месторождение.

Собственными силами

Вопрос о финансировании модернизации украинской газотранспортной системы также на данный момент является открытым. Так и не дождавшись конкретных предложений по этому вопросу от России, Украина приступила к модернизации ГТС собственными силами. Следует отметить, что Россия ранее предлагала финансовую помощь в этом вопросе. Однако позже изменила свою точку зрения и сконцентрировалась на проекте "Южный поток", более того, украинская ГТС была названа россиянами бесперспективной.

Оставив демагогию менеджерам Газпрома, Укртрансгаз в текущем году инвестировал в модернизацию украинского газопровода 1,7 млрд грн. Причем, по сравнению с предыдущим годом, объем инвестиций вырос вдвое. В следующем году компания запланировала увеличить объем инвестиций в ГТС до 3,1 млрд грн. Таким образом, украинская компания за счет собственных ресурсов в течение 5-6 лет сможет полностью модернизировать отечественный газопровод. И спекуляции со стороны внешних партнеров относительно помощи в модернизации украинской ГТС можно считать закрытыми.

Так, в 2010 году компания выполнила переоснащение газопроводов. Кроме того, газовый привод компрессорных станций был заменен на электрический, что позволит сэкономить уже в этом году более 500 млн куб. м технического газа. Выделение средств на модернизацию стало возможным благодаря сокращению затрат: закупки технического газа снижены на треть, также прекращено финансирование второстепенных программ.

Помимо этого, компания также увеличила свои доходы за счет увеличения объемов транспортировки газа внутренним потребителям на 11,7%, до 50,4 млрд куб. м, транзита газа – на 1%, до 93 млрд куб. м, подземного хранения газа – на 19%, до 13,1 млрд куб. м.

В следующем году, по прогнозам Минтопэнерго, финансовые результаты обещают быть еще выше. К примеру, доходы от подземного хранения газа должны вырасти до 19,2 млрд грн., тогда как в текущем году составили 15,3 млрд грн., а объем транзита – увеличится до 110 млрд куб. м. Именно поэтому Укртрансгаз намерен увеличить объем инвестиций в модернизацию газотранспортной системы до 3,1 млрд грн. В частности, на модернизацию газопроводов и станций будет выделено 1,22 млрд грн., на реконструкцию компрессорных станций – 1,5 млрд грн., на модернизацию ПХГ – 200 млн грн.

На данный момент в подземных хранилищах газа, емкость которых равна 30 млрд куб. м, находится 23,7 млрд куб. м газа, чего должно хватить в осенне-зимний период для населения не только Украины, но и европейских стран. Однако Украина, по словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, намерена увеличить емкость ПХГ на востоке страны. "Мы планируем расширить хранилища в восточной части нашей страны для обеспечения такого же мгновенного реагирования на изменения температур зимой", – сказал Ю.Бойко. Министр утверждает, что увеличение емкости ПХГ на востоке Украины позволит в будущем обеспечить еще более надежное газоснабжение, в частности отечественных промышленных предприятий в зимний период.

Однако проявить инициативу в будущем году намерен и Евросоюз. В частности, по сообщению Ю.Бойко, в следующем году Всемирный банк и ЕБРР намерены выделить на модернизацию украинской ГТС первый транш кредита в размере 308 млн долл. Это стало возможным после того, как Россия гарантировала Украине объем транзита газа в 112 млрд куб. м. "Первый транш ожидаем в середине 2011 года – 308 млн долл. на работы на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород. Это первая часть кредитов Всемирного банка и ЕБРР", – отметил министр.

Хотя необходимости в траншах европейских банков уже нет, ведь, по мнению экспертов, Украина сможет собственными силами провести модернизацию ГТС на протяжении нескольких лет. А внешние займы европейских банков, как впрочем, и аванс Газпрома за транзит газа в размере 1,5 млрд долл., на котором настаивает Минтопэнерго, только ухудшат и без того критическое финансовое положение Нафтогаза. По мнению эксперта Института энергетических исследований Д.Марунича, новое правительство, как и его энергетический блок, провозгласившие курс на финансовое оздоровление Нафтогаза Украины, должны приложить максимум усилий для снижения зависимости компании от кредитных средств. Однако на самом деле все происходит иначе.

Галина Поляница

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!