kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Акцизом по бездорожью и разгильдяйству

24.12.08
размер текста:

Премьер-министр Юлия Тимошенко не так давно заявила, что если частные заводы и фабрики начнут в условиях экономического спада массово увольнять сотрудников, то работу этим людям даст государство. Например, позовет их строить дороги. В Кабмине уже придумали, где взять денег на такое строительство. 24 декабря Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект, предполагающий увеличение ставок акцизных сборов на моторные бензины на 83,3%, на дизтопливо - более чем в 2 раза. Собранные благодаря росту акцизов средства должны пойти на обустройство отечественных автомагистралей в преддверии Евро-2012.

Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться: принятие закона о новых акцизных ставках автоматически приведет к подорожанию нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ведь топливные трейдеры посчитают несправедливым нести дополнительное налоговое бремя самостоятельно, и переложат его по большей
части на владельцев транспорта. В последней декаде декабря мы имели возможность наблюдать, как, появившись еще только в виде проекта, акцизные нововведения уже повернули топливный ценовой маятник в обратную сторону. И хотя начавшееся подорожание бензинов и дизтоплива на фоне дальнейшего
падения мировых цен на нефть торговцы топливом объясняют исключительно нестабильностью валютного курса в стране, реально они уже закладывают в цену риск утяжеления налоговой составной.

В принципе это логично: за надлежащее состояние дорог, прежде всего, должен платить тот, кто по ним ездит. В этом случае бензин с ДТ выступают лишь как инструменты взимания дополнительных сборов с водителей. Но в случае с увеличением акцизных ставок слишком режет ухо непоследовательность украинского правительства. Да и сомнения одолевают, что собранные таким образом деньги действительно попадут к автодорожникам в полном масштабе, а не какими-то  крохами.

Стоит напомнить, что 27 октября Юлия Тимошенко, ее первый зам Александр Турчинов и еще несколько высокопоставленных чиновников провели большую встречу с крупнейшими украинскими нефтетрейдерами, где пообещали акцизы не трогать, если цены на заправках к 1 декабря упадут на 1 гривню за литр. Топливные операторы свое слово худо-бедно сдержали. Кабмин фактически нарушил договоренность. Конечно, можно сколько угодно аргументировать, что цены на топливо объективно должны были упасть, что украинские акцизы -- и так самые низкие в Европы, но если в правительстве это знали, то почему не преодолели искушение искупаться в лучах дешевой рекламы, преподнося падение цен на заправках, как собственную заслугу, а их рост -- как сговор АЗС-владельцев.

Подобной полуправдой нашпигована и пояснительная записка к акцизному законопроекту, подготовленная Министерством финансов Украины. Согласно его  данным, минимальный акциз на бензины в странах ЕС составляет 273 евро за тонну, в Беларуси колеблется в пределах 221-314 евро за тонну, в России - 74-101 евро за тонну. Однако, сказав "а", надо произнести и "б". В Украине, действительно, налоговая доля в цене топлив чуть ли не самая низкая на континенте, но и таких дешевых нефтепродуктов за границей почти нигде не найдешь, за исключением, пожалуй, России. При нынешнем валютном курсе литр А-95 стоит у нас меньше, чем пол евро. Для сравнения, в Польше - порядка 80 евроцентов. Недавно специалисты киевской консалтинговой компании UPECO посчитали, сколько бы стоила тонна А-95 и дизтоплива на смежных с Украиной рынках, если из отпускной цены изъять все налоги и сборы. Вот что получилось: Беларусь -- 807$ за тонну А-95 и 695$ за тонну ДТ, Румыния -- 724$ и 863$ соответственно, Литва -- 620$ и 756$, Болгария -- 963$ и 800$. Украинские показатели ничуть не выпадают из этого контекста: 693$ за тонну 95-го бензина, 706$ -- за тонну дизтоплива. В данное время конкретные цены, естественно, могли изменится, но пропорция в целом сохраняется.

Другое дело, что ставки акцизов не менялись в Украине с 1 января 2003 года, тогда как цены на топливо за этот же период выросли в 3 раза. Таким  образом, доля акцизного сбора в цене 1 литра бензина уменьшилась с 14 -17% до 5%. Теперь же, в случае увеличения акцизов, она повысится, согласно расчетам Минфина, до 8%.

Если говорить о точных цифрах, то ставки акцизного сбора на бензины моторные (А-76 -- А-98) повышаются с 60 евро до 110 евро за тонну. В сегменте дизтоплива рост предполагается еще больше: для ДТ с содержанием серы более 2% -- с 45 до 95 евро за тонну; с содержанием серы от 0,035% до 0,2% -- с 35 до 85 евро за тонну; с содержанием серы от 0,005% до 0,035% -- с 30 до 80 евро за тонну; с содержанием серы не более 0,005% -- с 20 до 70 евро за тонну.

Странно, что подобная дифференциация не распространяется на бензины. Некоторые из игроков рынка нефтепродуктов видят в этом, как и во всем законе, реверанс в сторону отечественных НПЗ, чей бензин в целом уступает по качеству импортному. Для них дифференциация акцизных ставок невыгодна, зато их увеличение может стать определенным стимулом в работе. После курсового падения гривны импорт нефтепродуктов и так уже стал менее рентабельным, чем летом и в первые месяцы осени. Если сейчас еще и вырастут ставки акцизов, то объемы импорта, вероятно, упадут, а некоторые импортеры вообще уйдут с рынка. Их нишу придется заполнять продуктом  от национального производителя.

Однако для нефтетрейдеров, не имеющих собственных перерабатывающих мощностей, а живущих исключительно с перепродажи топлив, акцизные изменения вызывают мелкую нервную дрожь. "На фоне существенного снижения потребления нефтепродуктов (за октябрь-ноябрь 2008 года оно упало на 15% по сравнению с показателями за аналогичный прошлогодний период) увеличение акциза будет одним из факторов оказывающих негативное влияние на скорость оборачиваемости средств и объемы продаж компаний, которым в условиях курсовой нестабильности и так крайне сложно планировать свою выручку", - комментируют нововведение в одной из крупнейших топливных компаний страны. Иными словами, у трейдеров сейчас и так "напряженка" с оборотными средствами, а увеличенные акцизы вымоют их, чуть ли не дочиста.

Если переносить предложенные правительством ставки на цену литра нефтепродуктов автоматически, то бензин должен подорожать на 55 копеек, дизтопливо - на
68-83 (в зависимости от сорта). Но, скорее всего, уровень роста, как прогнозируют трейдеры, будет несколько ниже - от 20-30 до 45-50 копеек. В данном случае весьма важно курсовое соотношение гривны к евро, ведь ставки акциза номинированы в европейской валюте. Кстати, в октябрьских договоренностях между  нефтетрейдерами и Кабмином четко было зафиксировано, что держать низкие цены на топливо они способны лишь в случае, когда власти смогут удержать курсовую планку на уровне не выше 6 гривен за доллар.

Похоже, за 4 последних года, худшего времени для введения более высоких ставок акцизов Кабмин не нашел бы при всем желании. Даже на летнем пике стоимости нефтепродуктов такая мера была бы воспринята не столь болезненно - в высоких ценах акцизы бы просто растворились. Но чем-то накачивать прохудившийся бюджет нужно именно сейчас, вот в ведомстве Виктора Пинзеныка и вспомнили под конец года об акцизном насосе. Ожидаемый под воздействием нового закона годовой приток 4 миллиардов гривен - это не слабая подмога для бюджета. До дорог она, может, и не доберется, но на погашения социальных выплат - сгодится еще как.

Кстати, под лозунгом "За красивые дороги!" Кабинет Министров протягивает через Верховную Раду еще один подобный акцизный закон. Он касается увеличения ставок акцизных сборов на автомобили и их комплектующие. За счет этих сборов планируется собрать еще порядка 3 миллиардов гривен. Несмотря даже на протесты Минпромполитики, который утверждает, что это и будет ценой обелиска на могиле отечественного автопрома, живущего, прежде всего, за счет сборки новых машин из импортных полуфабрикатов.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!