kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Акцизом по бездорожью и разгильдяйству

24.12.08
размер текста:

Премьер-министр Юлия Тимошенко не так давно заявила, что если частные заводы и фабрики начнут в условиях экономического спада массово увольнять сотрудников, то работу этим людям даст государство. Например, позовет их строить дороги. В Кабмине уже придумали, где взять денег на такое строительство. 24 декабря Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект, предполагающий увеличение ставок акцизных сборов на моторные бензины на 83,3%, на дизтопливо - более чем в 2 раза. Собранные благодаря росту акцизов средства должны пойти на обустройство отечественных автомагистралей в преддверии Евро-2012.

Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться: принятие закона о новых акцизных ставках автоматически приведет к подорожанию нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ведь топливные трейдеры посчитают несправедливым нести дополнительное налоговое бремя самостоятельно, и переложат его по большей
части на владельцев транспорта. В последней декаде декабря мы имели возможность наблюдать, как, появившись еще только в виде проекта, акцизные нововведения уже повернули топливный ценовой маятник в обратную сторону. И хотя начавшееся подорожание бензинов и дизтоплива на фоне дальнейшего
падения мировых цен на нефть торговцы топливом объясняют исключительно нестабильностью валютного курса в стране, реально они уже закладывают в цену риск утяжеления налоговой составной.

В принципе это логично: за надлежащее состояние дорог, прежде всего, должен платить тот, кто по ним ездит. В этом случае бензин с ДТ выступают лишь как инструменты взимания дополнительных сборов с водителей. Но в случае с увеличением акцизных ставок слишком режет ухо непоследовательность украинского правительства. Да и сомнения одолевают, что собранные таким образом деньги действительно попадут к автодорожникам в полном масштабе, а не какими-то  крохами.

Стоит напомнить, что 27 октября Юлия Тимошенко, ее первый зам Александр Турчинов и еще несколько высокопоставленных чиновников провели большую встречу с крупнейшими украинскими нефтетрейдерами, где пообещали акцизы не трогать, если цены на заправках к 1 декабря упадут на 1 гривню за литр. Топливные операторы свое слово худо-бедно сдержали. Кабмин фактически нарушил договоренность. Конечно, можно сколько угодно аргументировать, что цены на топливо объективно должны были упасть, что украинские акцизы -- и так самые низкие в Европы, но если в правительстве это знали, то почему не преодолели искушение искупаться в лучах дешевой рекламы, преподнося падение цен на заправках, как собственную заслугу, а их рост -- как сговор АЗС-владельцев.

Подобной полуправдой нашпигована и пояснительная записка к акцизному законопроекту, подготовленная Министерством финансов Украины. Согласно его  данным, минимальный акциз на бензины в странах ЕС составляет 273 евро за тонну, в Беларуси колеблется в пределах 221-314 евро за тонну, в России - 74-101 евро за тонну. Однако, сказав "а", надо произнести и "б". В Украине, действительно, налоговая доля в цене топлив чуть ли не самая низкая на континенте, но и таких дешевых нефтепродуктов за границей почти нигде не найдешь, за исключением, пожалуй, России. При нынешнем валютном курсе литр А-95 стоит у нас меньше, чем пол евро. Для сравнения, в Польше - порядка 80 евроцентов. Недавно специалисты киевской консалтинговой компании UPECO посчитали, сколько бы стоила тонна А-95 и дизтоплива на смежных с Украиной рынках, если из отпускной цены изъять все налоги и сборы. Вот что получилось: Беларусь -- 807$ за тонну А-95 и 695$ за тонну ДТ, Румыния -- 724$ и 863$ соответственно, Литва -- 620$ и 756$, Болгария -- 963$ и 800$. Украинские показатели ничуть не выпадают из этого контекста: 693$ за тонну 95-го бензина, 706$ -- за тонну дизтоплива. В данное время конкретные цены, естественно, могли изменится, но пропорция в целом сохраняется.

Другое дело, что ставки акцизов не менялись в Украине с 1 января 2003 года, тогда как цены на топливо за этот же период выросли в 3 раза. Таким  образом, доля акцизного сбора в цене 1 литра бензина уменьшилась с 14 -17% до 5%. Теперь же, в случае увеличения акцизов, она повысится, согласно расчетам Минфина, до 8%.

Если говорить о точных цифрах, то ставки акцизного сбора на бензины моторные (А-76 -- А-98) повышаются с 60 евро до 110 евро за тонну. В сегменте дизтоплива рост предполагается еще больше: для ДТ с содержанием серы более 2% -- с 45 до 95 евро за тонну; с содержанием серы от 0,035% до 0,2% -- с 35 до 85 евро за тонну; с содержанием серы от 0,005% до 0,035% -- с 30 до 80 евро за тонну; с содержанием серы не более 0,005% -- с 20 до 70 евро за тонну.

Странно, что подобная дифференциация не распространяется на бензины. Некоторые из игроков рынка нефтепродуктов видят в этом, как и во всем законе, реверанс в сторону отечественных НПЗ, чей бензин в целом уступает по качеству импортному. Для них дифференциация акцизных ставок невыгодна, зато их увеличение может стать определенным стимулом в работе. После курсового падения гривны импорт нефтепродуктов и так уже стал менее рентабельным, чем летом и в первые месяцы осени. Если сейчас еще и вырастут ставки акцизов, то объемы импорта, вероятно, упадут, а некоторые импортеры вообще уйдут с рынка. Их нишу придется заполнять продуктом  от национального производителя.

Однако для нефтетрейдеров, не имеющих собственных перерабатывающих мощностей, а живущих исключительно с перепродажи топлив, акцизные изменения вызывают мелкую нервную дрожь. "На фоне существенного снижения потребления нефтепродуктов (за октябрь-ноябрь 2008 года оно упало на 15% по сравнению с показателями за аналогичный прошлогодний период) увеличение акциза будет одним из факторов оказывающих негативное влияние на скорость оборачиваемости средств и объемы продаж компаний, которым в условиях курсовой нестабильности и так крайне сложно планировать свою выручку", - комментируют нововведение в одной из крупнейших топливных компаний страны. Иными словами, у трейдеров сейчас и так "напряженка" с оборотными средствами, а увеличенные акцизы вымоют их, чуть ли не дочиста.

Если переносить предложенные правительством ставки на цену литра нефтепродуктов автоматически, то бензин должен подорожать на 55 копеек, дизтопливо - на
68-83 (в зависимости от сорта). Но, скорее всего, уровень роста, как прогнозируют трейдеры, будет несколько ниже - от 20-30 до 45-50 копеек. В данном случае весьма важно курсовое соотношение гривны к евро, ведь ставки акциза номинированы в европейской валюте. Кстати, в октябрьских договоренностях между  нефтетрейдерами и Кабмином четко было зафиксировано, что держать низкие цены на топливо они способны лишь в случае, когда власти смогут удержать курсовую планку на уровне не выше 6 гривен за доллар.

Похоже, за 4 последних года, худшего времени для введения более высоких ставок акцизов Кабмин не нашел бы при всем желании. Даже на летнем пике стоимости нефтепродуктов такая мера была бы воспринята не столь болезненно - в высоких ценах акцизы бы просто растворились. Но чем-то накачивать прохудившийся бюджет нужно именно сейчас, вот в ведомстве Виктора Пинзеныка и вспомнили под конец года об акцизном насосе. Ожидаемый под воздействием нового закона годовой приток 4 миллиардов гривен - это не слабая подмога для бюджета. До дорог она, может, и не доберется, но на погашения социальных выплат - сгодится еще как.

Кстати, под лозунгом "За красивые дороги!" Кабинет Министров протягивает через Верховную Раду еще один подобный акцизный закон. Он касается увеличения ставок акцизных сборов на автомобили и их комплектующие. За счет этих сборов планируется собрать еще порядка 3 миллиардов гривен. Несмотря даже на протесты Минпромполитики, который утверждает, что это и будет ценой обелиска на могиле отечественного автопрома, живущего, прежде всего, за счет сборки новых машин из импортных полуфабрикатов.

 


Комментарии
комментариев: 0



Статьи
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.
07.04.17, Ярослав Ярош
Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".
04.04.17, Максим Полевой
В условиях общего спада отечественного металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась. В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.
30.03.17, Василий Январев
Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!