kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Кризис и железорудные рынки: анализ и прогноз

29.12.08
размер текста:

Железорудная продукция (ЖРП) представляет собой крупнейший рынок металлургического сырья в Украине. Так, по результатам 2007 года отечественное производство одной только подготовленной ЖРП (а это агломерат и окатыши) составило в общей сложности более 72 млн тонн (данные объединения "Металлургпром").

Понятно, что в нынешнем году итоги будут скромнее – так, в январе-ноябре 2008 года украинское производство подготовленного железорудного сырья сократилось (в сравнении с 11 месяцами прошлого года) на 9%, до 59,8 млн тонн, в том числе агломерата – на 11%, до 40,5 млн тонн, окатышей – на 5%, до 19,3 млн тонн. Тогда как в 2007 году прирост выпуска по агломерату составил относительно 2006 года почти 5% (до почти 50 млн тонн), по окатышам – 7,2% (до более чем 22 млн тонн).

Падение спроса на ЖРП (вызванное общемировым снижением металлопотребления) рано или поздно должно было привести к стабилизации и снижению цен на нее. Уже в ноябре металлургические компании инициировали переговоры по снижению цен и к началу декабря были достигнуты некоторые результаты. Так, заключенные в начале 2008 года годовые и даже многолетние контракты ныне существенно дополнены договоренностями поставщиков и потребителей о ежемесячном уточнении цен на ЖРП. По словам председателя правления Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимира Бойко, "сейчас весь мир останавливает действие контрактов в годичном исчислении и переходит на гораздо более короткие – сами же видите, насколько сложно прогнозировать развитие ситуации".

После стабилизации спроса на металлопродукцию операторы предполагают, что рынок снова вернется к более "длинным" контрактам, в докризисный период составлявшим базу купли-продажи ЖРП на основных международных рынках. При этом специалисты центра "Держзовнишинформ" сообщают, что сегодня на международном рынке обсуждается идея фиксации цен каждый квартал. Так, для определения стоимости предлагается использовать индекс, получаемый на основании контрактной цены последнего прошедшего квартала, а также спотовых (краткосрочных) котировок железорудного сырья и металлопродукции. По имеющимся оценкам, база для подобного расчета будет отработана не ранее 2010 года, после чего переход на описанные принципы станет технически возможным, в том числе – и для рынка Украины.

В целом аналитики считают, что одним из эффектов кризиса для рынков ЖРП и для отношений между ее поставщиками и покупателями стало некоторое ослабление позиций первых. Так, если ранее, в условиях недостатка качественного железорудного сырья по всему миру, производители ЖРП были в выигрышной позиции относительно потребителей, то теперь козыри "рударей" ослабли.

Уже в декабре 2008 года стало известно, что КНР собирается обратиться к ведущим глобальным поставщикам ЖРП с просьбой о снижении цен на 82% в следующем финансовом году (относительно уровня контрактов 2008 года), в связи с падением стоимости металлопродукции до уровня 1994 года. Впрочем, отраслевые специалисты полагают, что столь серьезного ценового снижения все же не произойдет, и расценивают подобные заявления китайских предприятий как очередную попытку давления на железорудные компании. В числе минус-факторов для такой попытки – то, что горнорудные компании (в отличие от металлопроизводителей) могут сокращать и даже останавливать свое производство без особого технологического вреда для него.

В общем, аналитики сходятся во мнении, что реальное падение контрактной цены на ЖРП по договорам на следующий год составит от 25% до 40% (по разным видам продукции) от цены, зафиксированной на 2008 год. Причем крупнейшие мировые производители ЖРП стараются затягивать переговоры, надеясь на улучшение рыночной конъюнктуры к лету следующего года.

Сложность прогноза ситуации привела и к тому, что впервые за все годы после "перестройки" отечественное отраслевое металлургическое объединение – "Металлургпром" - пока что не смогло рассчитать традиционный годовой баланс потребления ЖРП (и кокса) в стране на 2009 год. А объемы металлопроизводства продолжают снижаться. В ноябре 2008 года украинские метпредприятия уменьшили выплавку чугуна относительно планового среднемесячного объема на 41%, или на 1,9 млн тонн, до 1,3 млн тонн; стали – на 42%, или на 2,2 млн тонн, до 1,6 млн тонн; проката – на 45%, или на 1,8 млн тонн, до 1,5 млн тонн. По состоянию на середину декабря из находящейся на балансе в Украине 41 доменной печи работало 25, из 21 конвертера – 12, из 42 мартеновских печей – 14. Все это, мягко говоря, не способствует стабилизации ценовой конъюнктуры внутреннего рынка железорудного сырья.

Логично, что подобное положение с внутренним спросом стимулирует рудные компании активизировать экспорт – хотя и на внешних рынках ситуация далека от идеальной. И все же, по данным Минпромполитики, в январе-ноябре 2008 года экспортные продажи отечественной ЖРП – в сравнении с аналогичным периодом 2007 года – увеличились на 10% и достигли 20,6 млн тонн. В том числе, по данным ассоциации "Укррудпром", экспорт железорудного концентрата вырос на 43,1% - до 6 млн тонн, окатышей – на 1,3%, до 8,2 млн тонн, аглоруды – упал на 0,3%, до 6,5 млн тонн.

Наиболее оптимистичные прогнозы говорят о том, что международные металлорынки стабилизируются во второй половине 2009 года. Менее оптимистичные – что относительная стабилизация наступит не ранее 2010 года. Раньше ли, позже ли это приведет и к нормализации обстановки на аффилированных рынках металлургического сырья. Но ясно одно: в краткосрочной перспективе эти рынки уже не будут такими, как в 2006-07 гг. И если в Украине и в мире снова возникнет дефицит ЖРП – то никак не ранее 2010 года. Все это усложняет работу украинской железорудной промышленности – но, в известной мере, упрощает бизнес в сфере черной металлургии.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!