kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Только для цветных

30.12.08
размер текста:

Кабинет Министров принципиально согласился установить особый тариф на электроэнергию для двух запорожских комбинатов - алюминиевого и титано-магниевого. Осталось лишь утрясти формулу его привязки к мировым ценам на первичный алюминий и титановую губку. В правительстве осознают, что это протекционистская мера, ведь потери, которые понесут поставщики электричества на ЗАЛК и ЗТМК, придется распределить между всеми другими участниками энергорынка, но успокаивают себя тем, что подобный протекционизм относительно энергоемких производств (в частности, в цветной металлургии) практикуется во многих странах. Так что перечень предприятий, получающих электричество по льготному тарифу, в будущем может и расшириться.

Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. В период 2002-2005 годов ЗАЛК и ЗТМК уже получали электроэнергию по цене, устанавливаемой в зависимости от колебаний цен на их продукцию на Лондонской бирже металлов. После отмены этого механизма комбинаты до недавнего времени на судьбу особо не жаловались, поскольку активный спрос на титан и алюминий компенсировал им подорожание киловатт-часов.

Например, на Запорожском титано-магниевом комбинате еще в прошлом году рентабельность работы превышала 50%, и даже в первом полугодии 2008-го она хоть и упала, но держалась возле 20-процентной отметки. Не хуже обстояли дела и у Запорожского алюминиевого комбината. 2007 год он закончил почти с 98 миллионами гривен чистой прибыли. Апеллировать с такими показателями к Кабмину и НКРЭ по поводу льготных тарифов было бесперспективно, да и не очень выгодно. Если бы цену электричества для этих предприятий привязали к лондонским котировкам раньше они не то, что не сэкономили, но еще и переплатили бы.
Однако во второй половине 2008 года ситуация кардинально изменилась. Цены на некоторые цветные металлы в мгновение ока упали на 60%, алюминий в частности опустился в цене, ниже 2000 USD за тонну. Такого обвала, как утверждают на ЗАЛКе, не было даже во время Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Как результат, в августе комбинат впервые зафиксировал месячный убыток - 1,6 миллиона USD, в сентябре тот вырос до 5,6 миллиона USD, в октябре - до 10 миллионов USD.

События на ЗТМК развивались по аналогичному сценарию. С осени объемы реализации титановой губки резко сократились. Отечественные потребители практически отказались от ее закупки, зарубежные - перестроились на краткосрочные спотовые контракты по ценам, вдвое низшим, чем было в первой половине 2008 года.

Вот тут и вспомнил запорожский цветмет о рубильнике. По данным ЗАЛКа, в себестоимости его готовой продукции на электроэнергию сейчас приходится почти половина издержек - 48%. ЗТМК эту же долю оценивает примерно в 35%. Еще в октябре и от имени руководства этих предприятий, и из Запорожской облгосадминистрации в Киев полетели челобитные с просьбами о помиловании уникальных производств. Ведь больше нигде в стране, кроме Запорожья, ни первичного алюминия, ни титановой губки не выплавляют. Но сейчас оба комбината сидят, образно говоря, на электрическом стуле. Каждая тонна произведенной продукции - это удар током по их жизнеспособности.

В одном из своих обращений в Министерство промышленной политики генеральный директор ЗАЛКа Александр Котюк отмечал, что в 2007 году тариф на электроэнергию вырос для предприятия на 24,3%, в 2008 году - еще на 45,7%. Таким образом, комбинат сегодня платит энергопоставщикам 0,087 USD за
киловатт-час, тогда как в странах Европы эта же величина составляет 0,04-0,05 USD за киловатт-час, то есть вдвое ниже. Аналогичная статистика и у ЗТМК. Для него вообще киловатт-час стоит 0,1015 USD, хотя по данным комбината производители титана в Китае то же количество электроэнергии приобретают за 0,059 USD, в США - за 0,054 USD, в России -- вообще за 0,035 USD.

Правда, жалобщикам есть в чем упрекнуть и себя. В период благоприятной рыночной конъюнктуры они не очень спешили с модернизацией. Вот и получается, что потребление электроэнергии на ЗАЛКе почти на 30% превышает усредненный мировой уровень при производстве одной тонны алюминия. По крайней мере, этой цифрой оперирует министр топлива и энергетики Юрий Продан, один из главных противников установления особых тарифов для цветной металлургии.

Откровенно говоря, и на ЗТМК ситуация с энергоэффективностью не лучше. Но поскольку это предприятие казенное, то на государство как собственника чиновники нарекают куда более сдержанно. ЗАЛК же - лавочка частная. Им владеет группа "Российский алюминий". Поэтому прежде чем получить добро от Кабмина на плавающий тариф, алюминиевый комбинат пережил и угрозы реприватизацией, и горечь отказа. В первоначальной редакции правительственного распоряжения речь шла о поддержке в период финансово-экономического кризиса исключительно производителей губчатого титана.

Руководству ЗАЛКа пришлось в ноябре даже пойти на показательное отключение части своих мощностей, предварительно созвав на это печальное мероприятие прессу. Как сообщил собравшимся гендиректор комбината Александр Котюк, он приказал выключить из работы четверть электролизного производства, что является первым шагом к переходу предприятия в режим экологической брони, то есть практически полной остановки. Делать следующие шаги комбинату, впрочем, не пришлось. Акция получилась довольно наглядной, а перспектива грядущего увольнения 6,5 тысячи работников ЗАЛКа довольно мрачной, и Кабмин растаял. На своем заседании 10 декабря он дал отмашку на применение плавающих тарифов и для казенного титано-магниевого, и для частного алюминиевого комбинатов.

А тут и президент Виктор Ющенко решил отщипнуть немного от лавров защитника отечественной цветной металлургии. 12 декабря на рассмотрение Верховной Рады был внесен президентский проект поправок к Закону "Об электроэнергетике", в котором предлагается привязать розничную цену на электричество к ценам на конечную продукцию всех отечественных предприятий цветной металлургии, у которых на электроэнергию приходится более 30% в себестоимости их продукции. В случае его принятия под зонтик льготных тарифов попробуют спрятаться не только ЗТМК с ЗАЛКом, но и, например, Николаевский глиноземный завод или Артемовский завод литья цветных металлов. Хотя президентская инициатива - это тоже не панацея. Главный недостаток президентского проекта в том, что он фактически поощряет растратное отношение к электроэнергии. Ведь всем, кто попадет в поле действия закона, придется бороться не столько за уменьшение энергозатрат на производстве, сколько за то, чтобы не выскочить за пределы 30-процентной черты.

Если же говорить о европейском опыте, то в ЕС все же действуют несколько иные принципы тарифообразования для цветной металлургии. Во-первых, там принято правило "Кто больше потребляет, тот меньше платит". Поэтому такие оптовые клиенты, как ЗАЛК, использующие по 150 миллионов киловатт-часов в месяц, - самые желанные для любой тамошней генерирующей компании. Им предлагают лучшие цены. А самый высокий тариф в Евросоюзе – для населения, которое наиболее хлопотно в обслуживании с точки зрения энергокомпаний. Во-вторых, в Европе власти стараются прямо не вмешиваться в процесс установления тарифов. Они намного охотнее поощряют переговоры между объединениями крупных потребителей электроэнергии и энергокомпаниями. И включаются в спор лишь тогда, когда такие переговоры заходят в тупик. В Украине, между прочим, предприятиям типа ЗАЛКа, ЗТМК, черной электрометаллургии, ферросплавщикам тоже не помешало бы объединиться в некую ассоциацию потребителей электричества, чтобы формализовать и скоординировать свои лоббистские усилия.

Наконец, кроме привязки энерготарифов к котировкам Лондонской биржи металлов, существуют и другие механизмы экономии на оплате энергоресурсов. Один из самых распространенных в мире - заключение долгосрочных договоров с производителями электроэнергии. В практике бизнеса наработано несколько типов таких контрактов. В одних фиксируется цена на определенный период времени независимо от дальнейших ценовых колебаний рынка. В других закладывается принцип "бери или плати", то есть когда потребитель обязывается постоянно выкупать определенный объем электроэнергии и снижать планку не имеет права. Однако во многих случаях (хотя и не всегда) он получает право перепродавать излишки электроэнергии, если таковые у него появятся. Долгосрочные договоры бывают и с двойным тарифом. Это когда на базовый объем закупаемой электроэнергии устанавливается одна ставка, а все, что сверх лимита, оплачивается по другой.

В Украине же единственная попытка апробировать такие контракты наблюдалась еще в начале 2000-х годов, когда Виктор Ющенко был премьер-министром, а Юлия Тимошенко работала у него вице-премьером по ТЭК. Именно тогда правительство и выступило с инициативой подписания фьючерсных контрактов между национальной компанией "Энергоатом" и крупными промышленными предприятиями страны. Суть новинки была такова: ты платишь за электричество не по факту, а вперед, но зато по более низкому тарифу. Самое интересное, что именно Запорожский алюминиевый комбинат поддался тогда на правительственное предложение - только вот "Энергоатом" подкачал, не обеспечив ритмичных поставок электроэнергии на ЗАЛК. Возможно, сегодня настало время повторить эксперимент. Тем более что в Запорожье работают не только уникальные комбинаты цветной металлургии, но и крупнейшая в Украине АЭС. И если ЗАЛК с ЗТМК закроются, то на Запорожской атомной станции, скорее всего, придется приостановить один из блоков – продавать вырабатываемую электроэнергию будет некому.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!