Горючий привет из Мозыря

Публікації

В 2010 году на украинский рынок поступило около 2 млн тонн белорусских нефтепродуктов производства Мозырского НПЗ. Это почти пятая часть от общенационального потребления и почти половина общего объема импорта. Украинские АЗС-сети с удовольствием разбирают горючее из Беларуси, а украинские НПЗ требуют ввести против него заградительную пошлину. Чтобы разобраться, почему завод из соседней страны смог произвести столько фурора на отечественном топливном рынке, журналисту МинПрома пришлось и в истории белорусской нефтепереработки покопаться, и забраться в самое ее сердце.

Братья из прошлого

Мозырь – скромный белорусский городок над Припятью, изрытый оврагами и окольцованный трубами. С крохотным старым кварталом, несколькими спальными районами и бумерангоподобной площадью Ленина. Таких мест как в белорусской, так и в украинской провинции хоть отбавляй. Их названий никто и не помнит. Но в 1970 годах именно Мозырю выпал счастливый билет, после того как здесь в ранге всесоюзной стройки начали возводить нефтеперерабатывающий завод, ставший отцом-кормильцем для всей округи. И с тех пор строительные работы на нем не прекращаются. Иначе просто не получается. Мозырский НПЗ – это экспорто-ориентированное предприятие, более 70% продукции которого уходит за пределы Беларуси. Поэтому ему приходится постоянно держать себя в тонусе, чтобы быть одинаково конкурентоспособным на всех трех своих внешних рынках сбыта – СНГ, ЕС и США.

Завод был запущен в 1976 году практически с одной целью – обеспечивать топливом Западную группу войск советского блока. При дешевизне сибирской нефти запредельный выход мазута и низкое качество нефтепродуктов никого тогда не волновали. Первые настоящие трудности предприятие испытало только в 1990 годах, когда Россия начала просить за сырье реальную цену, и НПЗ оказался на грани остановки. Впрочем, в украинской нефтепереработке ситуация развивалась по аналогичному сценарию.

Особенно четкие параллели можно провести в историях Мозырского и Лисичанского НПЗ. Оба завода были запущены в эксплуатацию в середине 1970, в разгар брежневского застоя. Причем украинский завод даже имел определенную фору, поскольку предусматривал в своей структуре и нефтехимический цикл, то есть большую глубину переработки и более высокий степень передела сырья. Но воспользоваться по полной этим преимуществом Лисичанскому НПЗ так и не удалось. После распада СССР оба предприятия пережили кризис. Мозырьский завод снизил переработку нефти до технологического минимума, Лисичанский остановился вообще.

Выход товарищи по несчастью нашли один и тот же: привлечение российского капитала, имеющего доступ к нефтяным источникам. На белорусский завод пришла Славнефть в 1997 году. Тюменская нефтяная компания появилась на Лисичанском НПЗ три года спустя. Но как раз на этом этапе параллельные курсы заводов начали расходиться, как в море корабли. Во-первых, в Мозыре Славнефть получила лишь 42% акций предприятия, остальное удержали государство и менеджмент. В Лисичанске же ТНК отдали контрольный пакет завода. Во-вторых, вопреки расхожему убеждению, что государство – плохой собственник, стратегия развития белорусского НПЗ оказалась более дальновидной, чем у его украинского коллеги.

Мозырский нефтеперерабатывающий избрал курс постепенной экспансии на внешние рынки, Лисичанский же решил, что украинского рынка для него вполне достаточно. Мозырский принялся активно вводить в строй новые производственные установки, ТНК попыталась выжать максимум из уже существующего в Лисичанске оборудования. За 10 последних лет в Мозыре было построено заново или кардинально перестроено более 10 заводских установок, в Лисичанске – 7, но только 3 из них являются звеньями основного технологического процесса (производства бензинов и дизтоплива), остальные – это сопутствующие сферы (битумы, авиатопливо, абсорбция, очистка сточных вод).

ТНК за 10 лет работы в Украине инвестировала в свой НПЗ около 450 млн долл. (и это самый высокий инвестпоказатель среди всех украинских нефтеперерабатывающих предприятий). Акционеры же Мозырского НПЗ только за последнюю пятилетку вложили в предприятие 980 млн долл., а еще 1,1 млрд долл. запланировано на 2011-2015 годы. Таким образом, уже сегодня 4 тыс. работников завода в Мозыре производят вдвое больше продукции, чем 3 тыс. в Лисичанске, получая вдвое большую зарплату. Это и называется эффективная работа, а также свидетельствует об отдаче вложенных инвестиций. В конечном же счете такой подход выливается в конкурентоспособность мозырского топлива, в том числе и на украинском рынке.

Гости из будущего

Украинские оппоненты белорусских нефтепереработчиков, в частности из числа менеджеров базирующейся в Лисичанске ТНК-ВР, обвиняют Мозырский завод в обладании конкурентными преимуществами, обусловленными тем, что в рамках Таможенного союза СНГ покупает российское сырье намного дешевле, чем нефтеперерабатывающие предприятия в Украине. Но в Мозыре с этим не согласны. По словам директора НПЗ Александра Куприянова, в 2010 году по более низким ценам Беларусь приобретала лишь ту нефть, которая шла на обеспечение топливом потребителей на внутреннем рынке страны. Если же говорить непосредственно о Мозырском НПЗ, то у него на каждую 1000 тонн переработанного беспошлинного российского сырья приходилось 890 кг со 100% пошлиной.

Кроме того, основная часть топлива, поставляемого в Украину, изготовлялась не из российского, а из венесуэльского ресурса. Уго Чавес, кстати, приезжал в прошлом году в Украину, так что ничего не мешало и властям в Киеве похлопотать о поставках сырья из Венесуэлы на отечественные НПЗ. Не похлопотали. Им даже не удается уже который год снять блокаду на поставки российского сырья на кременчугскую Укртатнафту. Но ведь это не повод сваливать вину за собственную нерасторопность на соседей.

В 2011 году Беларусь и Венесуэла несколько сменили схему нефтяного сотрудничества, и теперь вместо заокеанского сырья в Мозырь будет поступать по принципу замещения азербайджанская нефть. Сейчас она уже закачана в трубопровод Одесса – Броды, а к середине марта должна вытеснить российскую смесь Urals и в одной из нитей трубопровода "Дружба" на отрезке Броды – Мозырь, физически попав на завод в Мозыре. Кроме того, в марте в Одессе ожидается и один танкер с непосредственно венесуэльским сортом "Санта-Барбара", который пойдет на Мозырский НПЗ по традиционному железнодорожному маршруту.

Белорусские нефтяники четко дают понять, что эти поставки сейчас заточены под сбыт готовых нефтепродуктов на украинском рынке. Но в случае введения запретительных пошлин на импорт топлив в Украину может пострадать ее же экономика. На транспортировке сырья в Мозырь сейчас неплохо зарабатывают Укртранснафта, Укрзализныця и порты, на производстве оборудования для новых мощностей белорусского НПЗ – Черновицкий машзавод. Белорусы даже рассматривают возможность возобновления собственными силами судоходства между Мозырем и Киевом (для чего надо расчистить русла Днепра и Припяти), чтобы доставлять таким путем габаритные конструкции на Мозырский НПЗ. Но если его вынудят покинуть украинский рынок, то и этот проект не состоится, и уже существующие будут свернуты.

Безусловно, для завода это будет сщественной потерей, но не критической. У Мозырского НПЗ сбыт диверсифицирован, и если закроется один канал, он со временем перенаправит экспорт по другим. А вот отечественным водителям, желающим получать качественное топливо по приемлемой цене, возможности для маневра практически не останется. Так уже выстроились звезды, что ближе всего к Киеву и самому емкому в стране столичному рынку топлив расположен именно Мозырский завод. Даже Кременчуг пару десятков километров по расстоянию проигрывает. Но гораздо важнее то, что украинское топливо по своим эксплуатационным параметрам все-таки не дотягивает до белорусского аналога, особенно в высокооктановом сегменте. Например, с конца прошлого года в Мозыре начали производить бензин А-95 в стандарте Евро-5. Украинские НПЗ в большинстве своем не дотягивают и до Евро-4. Соответственно, и содержание вредоносной серы в их бензине в 3-5 раз выше, чем у белорусов. Когда в январе в Мозыре объявили тендер на подписание годового контракта по поставкам нового 95 бензина, заявки поступили сразу от 15 европейских компаний (победили, кстати, украинские). Такое количество желающих показывает, насколько высок сегодня спрос на белорусскую продукцию.

По словам заместителя главного инженера Мозырского НПЗ Александра Науменко, сейчас предприятие выпускает около 20% бензинов в соответствии с теми экологическими и эксплуатационными требованиями, которые в данное время действуют и в Евросоюзе. Львиная доля этого топлива в 2011 году предназначена для внутреннего белорусского и соседнего украинского рынков. При этом доля высококачественного нефтепродукта постепенно будет расти, поскольку перед заводом стоит задание, чтобы в 2013 выпускать все топливо в стандарте Евро-5 – как бензины, так и ДП.

Но и это не предел желаний мозырчан. Мыслями они уже в более далеком будущем. На заводе сегодня строят установки под производство горючего уровня Евро-6, чтобы во всеоружии встретить переход стран Евросоюза на этот стандарт. На украинских НПЗ подобные стройки относят к разряду фантастики, поскольку им и Евро-4 дается с большими усилиями, в Мозыре же фантастика методически воплощается в металле.

Очевидно, такой огромный отрыв в развитии больно задевает самолюбие владельцев украинских НПЗ. Ведь на фоне прогресса Мозырского завода их достижения выглядят слишком уж скромно. А хочется ведь казаться гораздо солиднее. Но Мозырский НПЗ как зеркало, на которое нечего пенять…

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢