kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Бюджет 2009: на грани фантастики

12.01.09
размер текста:

Протащив через парламент столь оптимистичный бюджет, украинское правительство публично взяло на себя обязательство не только вывести украинскую экономику из разворачивающейся рецессии, но и вопреки мировому кризису, сохранить в текущем году положительную динамику экономического роста. С политической точки зрения сам факт принятия данного документа является позитивом: в преддверии президентских выборов он станет тестом для правящих сил на способность адекватно оценивать и решать экономические проблемы государства.

В то же время, бюджет в нынешней редакции порождает множество рисков различного характера, поскольку неизвестно, чем будут покрываться государственные затраты в случае, если оптимизм Кабинета Министров окажется ничем не подкрепленным.

Бюджет на текущий год, принятый в последние дни 2008 года минимально необходимым количеством голосов, похоже, не оставил удовлетворенными ни правительство, ни Президента, ни Верховную Раду. Основным критическим замечанием стали излишне оптимистические прогнозы, на основании которых построен бюджет. Вопреки мировому финансовому кризису и множеству внутренних деструктивных факторов, Кабмин заложил рост реального ВВП на 0,4%, а номинального – на 81 млрд грн. до 1046,5 млрд грн. Это, по прогнозам правительства, даст ему возможность, по меньшей мере, удержать доходы и расходы госбюджета на прошлогоднем уровне.

В частности, в бюджете 2009 года они должны составить 239 млрд грн. и 267 млрд грн. соответственно, что номинально немного превышает аналогичные показатели прошлого года. При этом по мнению правительства, финансовый кризис, практически не заденет ни бизнес, ни население. По его прогнозам, в текущем году, увеличится фонд оплаты труда и прибыль предприятий, а общий финансовый результат практически останется на прошлогоднем уровне.

Кроме того, в 2009 году КМУ закладывает рост номинальной средней заработной платы с 1840 грн. до 2093 грн., при этом реальный рост составит 0,9%, что в 10 раз меньше показателя 2008 года. Прожиточный минимум установлен на уровне декабря 2008 года - 626 грн. в месяц - и предусматривает повышение минимальной зарплаты с 1 апреля до 625 грн., с 1 июля – до 630 грн., с 1 октября – до 650 грн. и с 1 декабря – до 669 грн. Для бюджетников должностные оклады замораживаются (исходя из ставки работника первого тарифного разряда 545 грн. в месяц), правда, самые низкие из них повышаются до уровня минимальной заработной платы.

Таким образом, Кабмин уверен, что украинская экономика в нынешнем году сработает "в ноль", что в нынешних условиях было бы большим достижением. Однако в основании таких надежд лежит мало экономических предпосылок и много серьезных рисков, которые могут поставить бюджет на грань срыва. Прежде всего, стоит отметить, что все социальное благополучие основывается на показателе инфляции в 9,5%, которая почти в 2,5 раза ниже прошлогодней.

Между тем, рост потребительских цен в Украине в декабре ускорился до 2,1% по сравнению с 1,5% в ноябре и 1,7% - в октябре. Даже если допустить, что с начала текущего года важнейшие проинфляционные факторы (девальвация гривны, сокращение импорта, панические настроения) сойдут на нет, то только фоновый эффект от чрезвычайно высоких показателей инфляции в предыдущие месяцы будет поддерживать рост цен выше 2% в ближайшие три месяца. Между тем, в нынешнем году, только по официальным прогнозам, курс гривны девальвирует на 50% по сравнению с курсом первой половины 2008 года, а импорт, который до последнего времени адсорбировал избыточное количество денежной массы, начнет сокращаться.

К этим факторам добавиться снижение внутреннего предложения, введение 13% добавки к пошлинам на некритический импорт, неоправданная эмиссия новых денег через продажу правительством ОВГЗ государственным банкам, приток денег на избирательные компании и пр. Кроме того, стоит отметить, что индекс потребительских цен в Украине на 53% состоит из продуктов питания, которые благодаря хорошему урожаю растут меньшими темпами, чем остальные группы товаров. В итоге, реальная инфляция в текущем году может превысить 30%, и с учетом этого пересчитать номинальные показатели бюджета. Естественно, что при таких условиях оптимистическая правительственная модель социально-экономического развития Украины сразу же теряет реальную основу.

Вторым существенным риском бюджета 2009 года являются потенциальные дыры в доходах. Большая часть расходов нынешнего бюджета является защищенными статьями, тогда как источники их покрытия не очень надежны. Во-первых, планы по сбору налогов в бюджет, очевидно, завышены, о чем неоднократно заявляли Гостаможня и ГНАУ. Так, Кабмин ожидает, что поступления по налогу на прибыль должны составить около 41 млрд грн., что только на 4,5-5 млрд  грн. меньше, чем в 2008 году, когда большинство компаний за счет позитивной динамики первого полугодия все-таки показали положительный финансовый результат. Более сложная ситуация с НДС: ГНА должна собрать 50 млрд грн. внутреннего НДС, ГТСУ – 81 млрд грн. импортного НДС.

При этом Украина оказалась в парадоксальной ситуации, когда для стабилизации экономической ситуации необходимо снизить импортную зависимость, однако снижение импорта ведет к усилению инфляции и срыву бюджетных поступлений.
Во-вторых, бюджет сам по себе является очень напряженным. Его дефицит, даже по оптимистическим прогнозам правительства, должен составить 31 млрд грн., а это почти 3% от ВВП. Министр финансов Виктор Пынзенык и Президент неоднократно заявляли, что бюджет должен быть бездефицитным, поскольку такое обязательство Украина взяла на себя перед МВФ при получении кредита в $16,5 млрд, однако правительство и парламент попросту проигнорировали этот факт.

Покрывать дефицит бюджета правительство намерено за счет привлечения долговых ресурсов и продажи государственного имущества. Приватизация должна принести в госказну в этом году 9,78 млрд грн. Помимо этого, правительство намерено в 2009 году продавать земельные участки только на аукционах, за редкими исключениями, установленными законодательством, а также выручить почти 4 млрд грн. от продажи избыточного военного имущества и техники. Между тем, является маловероятным, что план приватизационных поступлений будет выполнен хотя бы наполовину в силу острого политического противостояния за объекты государственной собственности и общего падения капитализации украинских активов.

Вторым источником покрытия дефицита будут внутренние и внешние заимствования в размере 70,0 млрд грн. и 18,8 млрд грн., что, соответственно, в 6,5 и 2,5 раза превышает показатели госбюджета-2008. При этом обслуживание предыдущих обязательств в 2009 году достигнет 27,4 млрд грн., что является платой Украины за чрезмерно активную политику на долговых рынках в период экономического роста. Ожидаемый размер заимствований выглядит чрезмерно оптимистичным. В условиях, когда украинские банки и предприятия испытывают острый дефицит ликвидности найти свободных 70 млрд грн. внутри страны не представляется возможным, кроме как задействовать Национальный банк Украины.

При этом если раньше он в основном попросту стимулировал коммерческие банки приобретать государственные бумаги с помощью предоставления определенных льгот для их держателей, то теперь НБУ, очевидно, будет обязан либо непосредственно приобретать ОВГЗ, либо расширять рефинансирование двум коммерческим госбанкам для скупки ОВГЗ. Игры подобными инструментами крайне опасны, поскольку при неадекватной оценке ситуации угрожают либо связать оставшуюся ликвидность внутри страны, спровоцировав лавинообразный рост дебиторской и кредиторской задолженности, либо наоборот наполнить экономику деньгами, не подкрепленными ничем материальным, что усилит инфляцию.

Как и следовало ожидать, в текущем году были урезаны инвестиционные планы государства. Тем не менее, в бюджете 2009 года предусмотрено финансирование ряда инфраструктурных проектов. Кроме того, в Законе также содержится разрешение на предоставление госгарантий "Укравтодору", на строительство метро и подготовку к "Евро-2012" на сумму 37 млрд грн., а также НАК "Нафтогаз Украины" - на $2,01 млрд, тогда как в госбюджете-2008 размер этих гарантий был, соответственно, 14,9 млрд грн. и 12 млрд грн. Правда, в связи с мировым финансовым кризисом, существенно поубавится желающих выделять длинные деньги малоэффективным украинским госмонополиям.

В целом, бюджет 2009 года вызывает неоднозначное впечатление. Позитивный настрой правительства оказал положительный психологический эффект, что немаловажно. В то же время, в случае если власти не смогут удержать экономику от обвала, новый бюджет уже в первые месяцы начнет трещать по швам. Такое развитие событий ни правительство, ни парламент сейчас даже не рассматривают. Не исключено, что украинские власти попросту сами не знают, что делать в такой ситуации.

 


Комментарии
комментариев: 3
09:49 | 14.01.2009
fallout
Воры они все!!!

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!