kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Коксующиеся угли: через тернии к спросу

14.01.09
размер текста:

В последние годы украинское производство коксующегося угля стабильно снижалось. Так, если в 2003 г. оно составило 27,9 млн тонн, в 2004 г. – 27,5 млн тонн, то уже в 2005 г. – 24,4 млн тонн, в 2006 г. – 21,8 млн тонн, а в 2007 г. – всего лишь 20,1 млн тонн. Для сравнения, выпуск энергетического угля был таким: в 2003 г. – 11,6 млн тонн, 2004 г. – 11,4 млн тонн, 2005 г. – 11,7 млн тонн, 2006 г. – 14,6 млн тонн, 2007 г. – 14,1 млн тонн.

Параметры рынка.

По оценкам УНПА "Укркокс", в 2008 г. предприятия Украины потребили приблизительно 28 млн тонн коксующихся углей. При этом внутреннее производство составило немногим более 17 млн тонн, остальная потребность была покрыта импортом на общую сумму почти 3 млрд долл. В том числе – порядка 7 млн тонн концентрата из России; меткомбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" завозил угли из Казахстана, Индустриальный союз Донбасса – из США и Канады.

В то же время к концу года падение выпуска кокса позволило практически полностью отказаться от импорта углей. Не будут, скорее всего, завозиться угли и в ближайшие месяцы – тем более из "дальнего зарубежья". Хотя еще по результатам января-ноября относительно 11 месяцев 2007 г. импорт коксового угля на отечественный рынок был больше на 2,5% (9,5 млн тонн).

Отметим: еще в 2006 г. украинские добытчики коксующихся углей вели активную лоббистскую борьбу против его импорта, в т.ч. пытались инициировать антидемпинговое расследование. Одним из формальных поводов стал импорт угля из Казахстана криворожским меткомбинатом.

Кстати, в числе многосторонних "антикризисных" договоренностей конца года – как известно – был пункт о том, что металлурги страны должны выкупать у угольщиков некий минимальный объем коксующихся углей. Однако по заявлениям почти всех участников рынка, это соглашение по состоянию на конец 2008 г. и близко не выполнялось. Впрочем, как и большинство иных "антикризисных" договоренностей – скажем, тот же широко пропиаренный Меморандум между правительством и металлургами.

В кризисных условиях предприятия-поставщики углей для коксования в конце прошлого года прогнозируемо снижали цены. Так, по информации наших собеседников в Министерстве промышленной политики, если в августе 2008 г. по краткосрочным контрактам цены на угольный концентрат марок "К", "Ж" и "Г" составили 370 долл./тонн, 340 долл./тонн и 207 долл./тонн соответственно – то ко второй половине декабря они упали до $100 долл./тонн, 105 долл./тонн и 75 долл./тонн. То есть, в среднем не меньше чем в 3 раза. Несмотря на это, к Новому Году запасы коксового угля на складах производителей составляли 180-190 тыс. тонн.

Хроника и новости госфактора.

Как известно, проекты оптимизации работы угольной отрасли Украины существовали задолго до современного глобального экономического кризиса. Ключевым вопросом здесь, несомненно, была и остается приватизация оставшихся государственных шахт. К примеру, еще летом 2006 г. новоназначенный (тогда) премьер-министр Виктор Янукович заявлял, что для нормальной работы отечественного ГМК шахты по добыче коксующегося угля должны быть включены в металлургические холдинги. То есть, в вертикально интегрированные цепочки "уголь-кокс-металл" (такой полной цепочкой обладает, в частности, Метинвест Холдинг). Данный тезис тогда был включен и в программу дальнейшей работы Министерства угольной промышленности. А уже в конце 2006 г. данное министерство обнародовало блок из 7 участков, наиболее перспективных для строительства новых шахт, с суммарными запасами свыше 1 млрд тонн угля и общей годовой мощностью добычи 17,7 млн тонн.

Самым перспективным был назван проект "Краснолиманская-Глубокая", другие проекты – "Добропольская-Капитальная", "Самарская-Капитальная" (все – Донецкая обл.), "Новосветловская", "Боржиковская" (Луганская обл.), "Червоноградская №3", "Тягловская №1" (Львовская обл.). Ориентировочный объем необходимых капиталовложений по всем этим проектам был тогда оценен в более чем 20 млрд грн.

Далее, в позапрошлом году Минуглепром начал создание на базе госшахт т.н. оптового рынка угольной продукции (ОРУП) – по аналогии с ранее созданным оптовым рынком электроэнергии. По этому проекту предполагалось, что ключевой оператор рынка – ГП "Уголь Украины" - оценивает текущий спрос на угольную продукцию и в зависимости от этого планирует и корректирует объемы поставок. Также за ГП закреплялось установление усредненной цены на уголь (исходя из его себестоимости на различных шахтах) и борьба с демпингом.

Напомним, в конце 2003 г. Минтопэнерго создало Оптовый рынок энергетического угля. А в 2004 г. президент Леонид Кучма подписал указ о создании НАК "Уголь Украины" - в составе, в частности, госпредприятий "Угольная энергетическая компания" и "Угольная коксовая компания" (на базе некорпоратизированных ГП). Впоследствии из-за борьбы за контроль над НАК ее формирование приостановилось. Действует и "перспективная" госпрограмма "Уголь Украины".

В свете сказанного выше не странно, что в конце минувшего года Донецкая областная госадминистрация снова подняла вопрос о приватизации оставшихся "коксовых" госшахт. Так, в декабре 2008 г. областное руководство объявило о необходимости формирования перспективной группы опорных шахт, способных обеспечить поставки конкурентоспособных углей для коксования в эффективных объемах. И базовым условием этого называют полную приватизацию всех ГП по добыче коксового угля.

Где перспектива?

Действительно, в условиях кризиса получить контроль над теми или иными перспективными активами может быть гораздо проще, чем в "мирной" ситуации. К тому же за топливно-энергетические активы и на украинском, и на мировом рынке продолжается активная борьба, подогреваемая потребностью борющихся сторон в "антикризисном" снижении себестоимости своей работы, собственно, вне зависимости от бизнес-профиля.

Так что продолжение борьбы за контроль над коксоугольными предприятиями не удивительно. По словам ведущих специалистов ГП "Укрпромвнешэкспертиза", некоторые металлургические холдинги опираются на базовый прогноз развития событий, согласно которому стабилизация в промышленности и ГМК Украины начнется не позднее лета 2009 года.

Цены же на коксующийся уголь в наступившем году, по прогнозам западных экспертов, упадут не менее чем на 25-26% (для сравнения, на энергетический – более чем на 20%). Так, стоимость высококачественных марок под коксование снизится до 220-225 долл./тонн (до кризиса – 305 долл./тонн). Аналитик компании Macquarie Джим Леннон считает, что "цены установятся на уровне, который позволит производителям работать рентабельно – но сдержит их от инвестиций в развитие мощностей".

 


Комментарии
комментариев: 2
22:25 | 14.01.2009
Доморощенный аналитик
Автор о чем статья? Такое ощущение что просто собраны в кучу (при этом не очень удачно) отрывки разных статей и новостей касающихся угольной темы. О желании металлургов заполучить «на халяву» коксовиков и так все знают. Интересует другое. Какие предприятия могут быть выставлены на приватизацию и выгодно ли это государству? Выгодно ли металлургам сейчас покупать угольные предприятия, учитывая нынешний дефицит ликвидности и труднодоступность кредитных ресурсов или лучше закупать подешевевшее сырье со стороны? Если выгодно, то кто может стать потенциальным покупателем?

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!