kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Кризисная коксохимия: не без оптимизма

15.01.09
размер текста:

Кокс, наряду с железорудной продукцией и ферросплавами, является одним из основных видов металлургического сырья и выполняет роль твердого топлива в металлургических процессах. Не удивительно, что в любой рыночной ситуации – и тем более на фоне кризиса – производству и рынкам кокса уделяется особое внимание.

В цифрах и фактах

В настоящее время в Украине работает 11 коксохимических заводов (КХЗ). В это число не входит несколько советских коксохимов, которые в постперестроечное время полностью прекратили свою работу – такие, как, например, Стахановский или Горловский. Кроме того, как известно, еще до кризиса постепенно сворачивалась работа предприятия «Донецккокс», расположенного в черте г.Донецк.

По оценкам ассоциации «Укркокс», в 2008 г. отечественный выпуск кокса составил 19,465 млн тонн. Это на 5,4% меньше, чем в позапрошлом (уже) году – 20,144 млн тонн. Что, напомним, составило на 5,5% (или на 1,044 млн тонн) больше, чем в 2006 г.

Причина падения в прошлом году ясна: объем производства за 2008 г. включает и относительно активную первую половину года, когда цены росли «на все» и спрос оставался высоким. Так, по итогам ноября минувшего года украинский выпуск валового кокса 6% влажности сократился по сравнению с октябрем на 16%, или на 186,6 тыс. тонн – до 980 тыс. тонн (с уровня 1,194 млн тонн). Зато в декабре, что интересно, уже вырос – до 1,113 млн тонн. Генеральный директор «Укркокса» в беседе с «Минпромом» объясняет декабрьское увеличение выпуска некоторой стабилизацией потребления. «Да, говорить о стабилизации ситуации в коксохимической промышленности нашей страны пока что совершенно преждевременно, - отмечает Анатолий Старовойт. – Однако и такого быстрого падения производства, как осенью, может уже и не быть».

В этой связи отметим, что в декабре 2008 г. коксохимы Украины практически прекратили импорт коксующихся углей (подробнее о рынке данных углей вскоре смотрите материал на «Минпроме»). Импорт готового кокса за 2 последних месяца прошедшего года также фактически прекратился, небольшие поставки из-за рубежа выполнялись лишь по ранее оплаченным контрактам. И по результатам 2008 г., продолжает А.Старовойт, ввоз кокса на отечественный рынок составил немногим более 1,06 млн тонн (падение на 40%). Немаловажно, что эта цифра в 2 раза больше того объема, который планировался изначально при составлении баланса потребления на ушедший год (509 тыс. тонн). Основными импортерами кокса в 2008 г. стали меткомбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» (более 770 тыс. тонн) и Мариупольский меткомбинат им.Ильича (примерно 270 тыс. тонн). Хотя первый располагает собственным коксохимом, а у второго «стабильные отношения» в части кокса с «Метинвест Холдингом».

Конкретика тенденций

Так или иначе, по оценкам экспертов Министерства промышленной политики, к началу этого года самая непростая ситуация сложилась на аффилированном с Енакиевским металлургическим заводом (ЕМЗ) ЗАО «Енакиевский коксохимпром», где загрузка мощностей сократилась до 30%. В целом, продолжают аналитики, если ситуация в подотрасли будет ухудшаться и дальше, на украинских КХЗ может быть законсервировано до 7 коксовых батарей. Что само по себе связано с дополнительными затратами – как и в случае собственно металлургических агрегатов, остановка коксовых батарей (и тем более их новый запуск) связаны с достаточно большими затратами средств и других ресурсов.

За счет экспорта же сохранить хотя бы частично докризисный уровень выпуска продукции коксохимы не могут, и здесь причины также очевидны: спрос на внешних рынках тоже серьезно упал.

Цены на кокс в Украине к началу нового года снизились до отметки 150-200 долл./тонн. И, по оценкам специалистов, могут продолжить падение в первом квартале 2009 г. – в привязке к сохранению неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Соответственно, уменьшается рентабельность работы коксохимиков – вне зависимости от того, в какую именно промышленную группу они входят. То ли это, к примеру, Индустриальный союз Донбасса («Алчевсккокс»), то ли «Евраз» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ), и т.д. Так, по информации «Укркокса», к концу прошлого года рентабельность работы отечественных КХЗ упала до уровня минус 10-11%. Для справки, в октябре 2008 г. этот показатель составлял -6%, в сентябре – 1,6%, а еще в августе – аж 19,3%. Себестоимость же производства 1 тонны кокса (6% влажности) только лишь за январь-август минувшего года увеличилась почти на 70%.

Понятно, что в таких условиях практически все программы реконструкции и технического перевооружения на коксохимах свернуты. Тогда как состоянием на начало 2008 г. эти программы исчислялись миллиардами гривен. Что не удивительно: средневзвешенный уровень износа коксовых батарей, по данным Минпромполитики, на середину прошедшего года составлял около 54%.

Что дальше

Как же дальше будут развиваться события на рынке кокса? По прогнозам одной из ведущих структур, анализирующих рынки продукции ГМК, - Citi Investment Research – дальнейшее мировое сокращение металлопроизводства и дальше подавляет спрос на сырье для металлургии. А значит – и масштабы выпуска кокса, и цены на него будут склонны к снижению. Что уже начало отражаться на контрактах (разного срока) на 2009 г.

Конкретно украинские металлургические предприятия, по оценкам отраслевого объединения «Металлургпром», в январе нынешнего года сократят выплавку стали относительно первого месяца 2008 г. на 45,4%, до менее чем 2 млн тонн. Под такой уровень выплавки, уточняет нам генеральный директор объединения Василий Харахулах, необходим (среди прочего) 1 млн тонн кокса. И эта потребность, вероятнее всего, будет полностью обеспечена предприятиями Украины. Которые в кризисной ситуации резко активизировали свои лоббистские усилия против импорта и импортеров – посредством возможностей холдингов-владельцев.

А в целом в наступившем году, считают в Министерстве экономики, отечественное металлургическое производство уменьшится в сравнении с 2008 г. примерно на 10%. Что приведет к сокращению выпуска коксохимической продукции не менее чем на 17-18% - то есть, до неполных 16 млн тонн.

Плюс-фактором здесь уже стал прогрессирующий переход предприятий-потребителей с постоянно дорожающего природного газа на кокс (как топливо). Так, с ноября ушедшего года подобный переход (в доменном производстве) осуществили «метинвестовские» «Азовсталь» и ЕМЗ. Итог – уже к концу декабря 2008 г. экономия по одной только «Азовстали» достигла 12 млн грн. в месяц. О планах аналогичной замены уже объявили «АрселорМиттал Кривой Рог» и ММК им.Ильича. В результате такого перехода, по усредненным экспертным оценкам, уже в нынешнем году потребление природного газа в украинском ГМК может упасть чуть ли не на 50%. Что, снова-таки, вполне реально с учетом нынешних газовых конфликтов и неизменного подорожания газа. А также того, что сегодня газ в металлургии все еще применяется лишь в нашей стране и частично в России – в то время как остальной мир уже давно использует в качестве топлива кокс.

Справка: как сообщают в Минпромполитики, в последние 5 лет ежегодное газопотребление в металлургии нашей страны составляло 8-9 млрд куб. м, в т.ч. 2007 г. – 9,5 млрд куб. м. Для сравнения, общий объем потребления природного газа в Украине за тот же 2007 г. составил 72 млрд куб. м, в том числе в промышленности 31,7 млрд куб. м.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!