kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Кризисная коксохимия: не без оптимизма

15.01.09
размер текста:

Кокс, наряду с железорудной продукцией и ферросплавами, является одним из основных видов металлургического сырья и выполняет роль твердого топлива в металлургических процессах. Не удивительно, что в любой рыночной ситуации – и тем более на фоне кризиса – производству и рынкам кокса уделяется особое внимание.

В цифрах и фактах

В настоящее время в Украине работает 11 коксохимических заводов (КХЗ). В это число не входит несколько советских коксохимов, которые в постперестроечное время полностью прекратили свою работу – такие, как, например, Стахановский или Горловский. Кроме того, как известно, еще до кризиса постепенно сворачивалась работа предприятия «Донецккокс», расположенного в черте г.Донецк.

По оценкам ассоциации «Укркокс», в 2008 г. отечественный выпуск кокса составил 19,465 млн тонн. Это на 5,4% меньше, чем в позапрошлом (уже) году – 20,144 млн тонн. Что, напомним, составило на 5,5% (или на 1,044 млн тонн) больше, чем в 2006 г.

Причина падения в прошлом году ясна: объем производства за 2008 г. включает и относительно активную первую половину года, когда цены росли «на все» и спрос оставался высоким. Так, по итогам ноября минувшего года украинский выпуск валового кокса 6% влажности сократился по сравнению с октябрем на 16%, или на 186,6 тыс. тонн – до 980 тыс. тонн (с уровня 1,194 млн тонн). Зато в декабре, что интересно, уже вырос – до 1,113 млн тонн. Генеральный директор «Укркокса» в беседе с «Минпромом» объясняет декабрьское увеличение выпуска некоторой стабилизацией потребления. «Да, говорить о стабилизации ситуации в коксохимической промышленности нашей страны пока что совершенно преждевременно, - отмечает Анатолий Старовойт. – Однако и такого быстрого падения производства, как осенью, может уже и не быть».

В этой связи отметим, что в декабре 2008 г. коксохимы Украины практически прекратили импорт коксующихся углей (подробнее о рынке данных углей вскоре смотрите материал на «Минпроме»). Импорт готового кокса за 2 последних месяца прошедшего года также фактически прекратился, небольшие поставки из-за рубежа выполнялись лишь по ранее оплаченным контрактам. И по результатам 2008 г., продолжает А.Старовойт, ввоз кокса на отечественный рынок составил немногим более 1,06 млн тонн (падение на 40%). Немаловажно, что эта цифра в 2 раза больше того объема, который планировался изначально при составлении баланса потребления на ушедший год (509 тыс. тонн). Основными импортерами кокса в 2008 г. стали меткомбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» (более 770 тыс. тонн) и Мариупольский меткомбинат им.Ильича (примерно 270 тыс. тонн). Хотя первый располагает собственным коксохимом, а у второго «стабильные отношения» в части кокса с «Метинвест Холдингом».

Конкретика тенденций

Так или иначе, по оценкам экспертов Министерства промышленной политики, к началу этого года самая непростая ситуация сложилась на аффилированном с Енакиевским металлургическим заводом (ЕМЗ) ЗАО «Енакиевский коксохимпром», где загрузка мощностей сократилась до 30%. В целом, продолжают аналитики, если ситуация в подотрасли будет ухудшаться и дальше, на украинских КХЗ может быть законсервировано до 7 коксовых батарей. Что само по себе связано с дополнительными затратами – как и в случае собственно металлургических агрегатов, остановка коксовых батарей (и тем более их новый запуск) связаны с достаточно большими затратами средств и других ресурсов.

За счет экспорта же сохранить хотя бы частично докризисный уровень выпуска продукции коксохимы не могут, и здесь причины также очевидны: спрос на внешних рынках тоже серьезно упал.

Цены на кокс в Украине к началу нового года снизились до отметки 150-200 долл./тонн. И, по оценкам специалистов, могут продолжить падение в первом квартале 2009 г. – в привязке к сохранению неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Соответственно, уменьшается рентабельность работы коксохимиков – вне зависимости от того, в какую именно промышленную группу они входят. То ли это, к примеру, Индустриальный союз Донбасса («Алчевсккокс»), то ли «Евраз» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ), и т.д. Так, по информации «Укркокса», к концу прошлого года рентабельность работы отечественных КХЗ упала до уровня минус 10-11%. Для справки, в октябре 2008 г. этот показатель составлял -6%, в сентябре – 1,6%, а еще в августе – аж 19,3%. Себестоимость же производства 1 тонны кокса (6% влажности) только лишь за январь-август минувшего года увеличилась почти на 70%.

Понятно, что в таких условиях практически все программы реконструкции и технического перевооружения на коксохимах свернуты. Тогда как состоянием на начало 2008 г. эти программы исчислялись миллиардами гривен. Что не удивительно: средневзвешенный уровень износа коксовых батарей, по данным Минпромполитики, на середину прошедшего года составлял около 54%.

Что дальше

Как же дальше будут развиваться события на рынке кокса? По прогнозам одной из ведущих структур, анализирующих рынки продукции ГМК, - Citi Investment Research – дальнейшее мировое сокращение металлопроизводства и дальше подавляет спрос на сырье для металлургии. А значит – и масштабы выпуска кокса, и цены на него будут склонны к снижению. Что уже начало отражаться на контрактах (разного срока) на 2009 г.

Конкретно украинские металлургические предприятия, по оценкам отраслевого объединения «Металлургпром», в январе нынешнего года сократят выплавку стали относительно первого месяца 2008 г. на 45,4%, до менее чем 2 млн тонн. Под такой уровень выплавки, уточняет нам генеральный директор объединения Василий Харахулах, необходим (среди прочего) 1 млн тонн кокса. И эта потребность, вероятнее всего, будет полностью обеспечена предприятиями Украины. Которые в кризисной ситуации резко активизировали свои лоббистские усилия против импорта и импортеров – посредством возможностей холдингов-владельцев.

А в целом в наступившем году, считают в Министерстве экономики, отечественное металлургическое производство уменьшится в сравнении с 2008 г. примерно на 10%. Что приведет к сокращению выпуска коксохимической продукции не менее чем на 17-18% - то есть, до неполных 16 млн тонн.

Плюс-фактором здесь уже стал прогрессирующий переход предприятий-потребителей с постоянно дорожающего природного газа на кокс (как топливо). Так, с ноября ушедшего года подобный переход (в доменном производстве) осуществили «метинвестовские» «Азовсталь» и ЕМЗ. Итог – уже к концу декабря 2008 г. экономия по одной только «Азовстали» достигла 12 млн грн. в месяц. О планах аналогичной замены уже объявили «АрселорМиттал Кривой Рог» и ММК им.Ильича. В результате такого перехода, по усредненным экспертным оценкам, уже в нынешнем году потребление природного газа в украинском ГМК может упасть чуть ли не на 50%. Что, снова-таки, вполне реально с учетом нынешних газовых конфликтов и неизменного подорожания газа. А также того, что сегодня газ в металлургии все еще применяется лишь в нашей стране и частично в России – в то время как остальной мир уже давно использует в качестве топлива кокс.

Справка: как сообщают в Минпромполитики, в последние 5 лет ежегодное газопотребление в металлургии нашей страны составляло 8-9 млрд куб. м, в т.ч. 2007 г. – 9,5 млрд куб. м. Для сравнения, общий объем потребления природного газа в Украине за тот же 2007 г. составил 72 млрд куб. м, в том числе в промышленности 31,7 млрд куб. м.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.

Корупція в МОУ


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!