Подробнее Запомнить город


Кризисная коксохимия: не без оптимизма

15.01.09
размер текста:

Кокс, наряду с железорудной продукцией и ферросплавами, является одним из основных видов металлургического сырья и выполняет роль твердого топлива в металлургических процессах. Не удивительно, что в любой рыночной ситуации – и тем более на фоне кризиса – производству и рынкам кокса уделяется особое внимание.

В цифрах и фактах

В настоящее время в Украине работает 11 коксохимических заводов (КХЗ). В это число не входит несколько советских коксохимов, которые в постперестроечное время полностью прекратили свою работу – такие, как, например, Стахановский или Горловский. Кроме того, как известно, еще до кризиса постепенно сворачивалась работа предприятия «Донецккокс», расположенного в черте г.Донецк.

По оценкам ассоциации «Укркокс», в 2008 г. отечественный выпуск кокса составил 19,465 млн тонн. Это на 5,4% меньше, чем в позапрошлом (уже) году – 20,144 млн тонн. Что, напомним, составило на 5,5% (или на 1,044 млн тонн) больше, чем в 2006 г.

Причина падения в прошлом году ясна: объем производства за 2008 г. включает и относительно активную первую половину года, когда цены росли «на все» и спрос оставался высоким. Так, по итогам ноября минувшего года украинский выпуск валового кокса 6% влажности сократился по сравнению с октябрем на 16%, или на 186,6 тыс. тонн – до 980 тыс. тонн (с уровня 1,194 млн тонн). Зато в декабре, что интересно, уже вырос – до 1,113 млн тонн. Генеральный директор «Укркокса» в беседе с «Минпромом» объясняет декабрьское увеличение выпуска некоторой стабилизацией потребления. «Да, говорить о стабилизации ситуации в коксохимической промышленности нашей страны пока что совершенно преждевременно, - отмечает Анатолий Старовойт. – Однако и такого быстрого падения производства, как осенью, может уже и не быть».

В этой связи отметим, что в декабре 2008 г. коксохимы Украины практически прекратили импорт коксующихся углей (подробнее о рынке данных углей вскоре смотрите материал на «Минпроме»). Импорт готового кокса за 2 последних месяца прошедшего года также фактически прекратился, небольшие поставки из-за рубежа выполнялись лишь по ранее оплаченным контрактам. И по результатам 2008 г., продолжает А.Старовойт, ввоз кокса на отечественный рынок составил немногим более 1,06 млн тонн (падение на 40%). Немаловажно, что эта цифра в 2 раза больше того объема, который планировался изначально при составлении баланса потребления на ушедший год (509 тыс. тонн). Основными импортерами кокса в 2008 г. стали меткомбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» (более 770 тыс. тонн) и Мариупольский меткомбинат им.Ильича (примерно 270 тыс. тонн). Хотя первый располагает собственным коксохимом, а у второго «стабильные отношения» в части кокса с «Метинвест Холдингом».

Конкретика тенденций

Так или иначе, по оценкам экспертов Министерства промышленной политики, к началу этого года самая непростая ситуация сложилась на аффилированном с Енакиевским металлургическим заводом (ЕМЗ) ЗАО «Енакиевский коксохимпром», где загрузка мощностей сократилась до 30%. В целом, продолжают аналитики, если ситуация в подотрасли будет ухудшаться и дальше, на украинских КХЗ может быть законсервировано до 7 коксовых батарей. Что само по себе связано с дополнительными затратами – как и в случае собственно металлургических агрегатов, остановка коксовых батарей (и тем более их новый запуск) связаны с достаточно большими затратами средств и других ресурсов.

За счет экспорта же сохранить хотя бы частично докризисный уровень выпуска продукции коксохимы не могут, и здесь причины также очевидны: спрос на внешних рынках тоже серьезно упал.

Цены на кокс в Украине к началу нового года снизились до отметки 150-200 долл./тонн. И, по оценкам специалистов, могут продолжить падение в первом квартале 2009 г. – в привязке к сохранению неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Соответственно, уменьшается рентабельность работы коксохимиков – вне зависимости от того, в какую именно промышленную группу они входят. То ли это, к примеру, Индустриальный союз Донбасса («Алчевсккокс»), то ли «Евраз» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ), и т.д. Так, по информации «Укркокса», к концу прошлого года рентабельность работы отечественных КХЗ упала до уровня минус 10-11%. Для справки, в октябре 2008 г. этот показатель составлял -6%, в сентябре – 1,6%, а еще в августе – аж 19,3%. Себестоимость же производства 1 тонны кокса (6% влажности) только лишь за январь-август минувшего года увеличилась почти на 70%.

Понятно, что в таких условиях практически все программы реконструкции и технического перевооружения на коксохимах свернуты. Тогда как состоянием на начало 2008 г. эти программы исчислялись миллиардами гривен. Что не удивительно: средневзвешенный уровень износа коксовых батарей, по данным Минпромполитики, на середину прошедшего года составлял около 54%.

Что дальше

Как же дальше будут развиваться события на рынке кокса? По прогнозам одной из ведущих структур, анализирующих рынки продукции ГМК, - Citi Investment Research – дальнейшее мировое сокращение металлопроизводства и дальше подавляет спрос на сырье для металлургии. А значит – и масштабы выпуска кокса, и цены на него будут склонны к снижению. Что уже начало отражаться на контрактах (разного срока) на 2009 г.

Конкретно украинские металлургические предприятия, по оценкам отраслевого объединения «Металлургпром», в январе нынешнего года сократят выплавку стали относительно первого месяца 2008 г. на 45,4%, до менее чем 2 млн тонн. Под такой уровень выплавки, уточняет нам генеральный директор объединения Василий Харахулах, необходим (среди прочего) 1 млн тонн кокса. И эта потребность, вероятнее всего, будет полностью обеспечена предприятиями Украины. Которые в кризисной ситуации резко активизировали свои лоббистские усилия против импорта и импортеров – посредством возможностей холдингов-владельцев.

А в целом в наступившем году, считают в Министерстве экономики, отечественное металлургическое производство уменьшится в сравнении с 2008 г. примерно на 10%. Что приведет к сокращению выпуска коксохимической продукции не менее чем на 17-18% - то есть, до неполных 16 млн тонн.

Плюс-фактором здесь уже стал прогрессирующий переход предприятий-потребителей с постоянно дорожающего природного газа на кокс (как топливо). Так, с ноября ушедшего года подобный переход (в доменном производстве) осуществили «метинвестовские» «Азовсталь» и ЕМЗ. Итог – уже к концу декабря 2008 г. экономия по одной только «Азовстали» достигла 12 млн грн. в месяц. О планах аналогичной замены уже объявили «АрселорМиттал Кривой Рог» и ММК им.Ильича. В результате такого перехода, по усредненным экспертным оценкам, уже в нынешнем году потребление природного газа в украинском ГМК может упасть чуть ли не на 50%. Что, снова-таки, вполне реально с учетом нынешних газовых конфликтов и неизменного подорожания газа. А также того, что сегодня газ в металлургии все еще применяется лишь в нашей стране и частично в России – в то время как остальной мир уже давно использует в качестве топлива кокс.

Справка: как сообщают в Минпромполитики, в последние 5 лет ежегодное газопотребление в металлургии нашей страны составляло 8-9 млрд куб. м, в т.ч. 2007 г. – 9,5 млрд куб. м. Для сравнения, общий объем потребления природного газа в Украине за тот же 2007 г. составил 72 млрд куб. м, в том числе в промышленности 31,7 млрд куб. м.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!