kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Обходные газопроводы РФ: останется ли газ для Украины?

19.01.09
размер текста:

В разгар нынешнего газового противостояния с Украиной, в РФ актуализировались разговоры о необходимости ускорения строительства обходных маршрутов, по которым она сможет поставлять свои энергоносители напрямую в Европу, минуя Украину. Подобные призывы звучали в среде российской политической элиты и раньше, однако не находили единогласной поддержки в Европейском Союзе. Нынешний конфликт, похоже, преломил европейские настроения. Общая усталость от перманентного хаоса в Украине сделала ЕС более лояльным к газотранспортным инициативам Москвы, вследствие чего уже через несколько лет Украина, будучи географически расположенной в центре Европы, окажется на обочине ее газотранспортных коммуникаций.

Нынешний газовый конфликт между Россией и Украиной может стать переломным для сложившего в последние годы баланса сил в регионе. До последнего времени традиционная поддержка Европейского Союза позволяла Киеву выторговывать довольно неплохие условия покупки огромного объема российского газа (около 8% всей добычи и почти 25% экспорта). Недополученная прибыль «Газпрома» от реализации Украине 50 млрд. куб. м газа по цене почти в два раза ниже рыночной, вряд ли, покрывалась экономией от заниженной ставки его транзита. Российский газ продавался в Украине едва ли не по самым низким ценам в Европе, что было свидетельством достаточно крепких позиций Киева в газовом диалоге с Москвой.

РФ, время от времени демонстрируя силу, на самом деле была не менее уязвима, чем Украина: свыше 70% экспорта газа в Европу пока что осуществляется по территории Украины, а строительство прямых маршрутов в данный регион долгое время блокировали сами европейцы. ЕС полностью устраивала ГТС Украины в качестве основной артерии транзита энергоносителей, поэтому строительство обходных маршрутов, способствующих усилению позиций России в Западной Европе, и ослаблении энергетической независимости стран ЦВЕ, не виделось оправданным с геополитической точки зрения. Стоит вспомнить, с какими трудностями продвигалась реализация проектов «Северный», «Голубой» и «Южный» потоки на первом этапе. Данные маршруты были инициированы Москвой еще в 90-х, однако после этого целое десятилетие они даже не рассматривались в практической плоскости.

Ситуация начала меняться после 2004 г., в основе чего лежало две важные причины. Во-первых, Москва начала активно пытаться диверсифицировать маршруты поставок углеводородов. Данные стремления были продиктованы, как политическими соображениями (установление недружественного режима в Украине), так и сугубо экономическими интересами. Распыляя энергоносители по различным маршрутам, РФ создает, таким образом, напряжение на каждом направлении, результатом чего является повышение цен. К слову, такая стратегия успешно себя зарекомендовала в нефтяной отрасли Казахстана. Создав два равнозначных маршрута нефти на Запад и на Восток (в Китай), Астана сформировала «макроаукцион», на котором нефть поучал тот, кто больше заплатит. Благодаря такому механизму цена казахского сырья всегда держится на высоком уровне, что позволяет максимизировать эффективность реализации своих природных ресурсов.

Во-вторых, прямыми маршрутами поставок газа на свою территорию заинтересовались и сами европейцы. Постоянные политические разборки в Украине, которые периодически затягивают и политические силы РФ, привели к регулярным конфликтам между двумя странами. Даная зона нестабильности создает угрозу для бесперебойного транзита российского газа в ЕС, свидетельством чего стал нынешний конфликт. В данном контексте геополитические интересы ЕС отходят на второй план, и страны союза приоритетом ставят формирование надежных газотранспортных коммуникаций.

Очевидно, что поляризация отношений между РФ и Украиной является залогом и дальнейших конфликтов, поэтому с экономической точки зрения прямой диалог РФ-ЕС выглядит сейчас более безопасным. Это наглядно подтверждает и активизация деятельности обеих сторон по строительству газотранспортных маршрутов, идущих в обход Украины.

На данный момент наиболее важных и опасных для Украины среди них два – Северный и Южный потоки. В практической стадии реализации сейчас находится только строительство газопровода Северный поток (Nord stream), который обеспечит прямые поставки российского природного газа в Северо-Западную Европу. Целевыми рынками поставок газа по данному маршруту являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны. Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение. Строительство сухопутного участка газопровода (917 км) началось в декабре 2005 г., и сейчас находится на заключительной стадии. К строительству морского участка Nord Stream протяженностью 1,2 тыс. км планируется приступить в июле 2009 г., после того, как участники проекта решат все разногласия с Польшей, Эстонией, Финляндией и Швецией относительно экологических и политических проблем, возникающих в ходе его реализации. Проектная мощность газопровода составит 55 млрд куб. м. Согласно планам, первая нитка морского газопровода мощностью 27,5 млрд куб. м будет введена в эксплуатацию, как планируется, в 2011 г. Поставки газа должны начаться в 2012 г. Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по различным данным, в 6-10 млрд евро.

Строительство «Северного потока» осуществляет совместное российско-германское предприятие Nord Stream AG, в капитале которого «Газпрому» изначально принадлежало 51%, а компаниям Wintershall Holding (дочернее предприятие BASF AG) и E.ON Ruhrgas (до 1 июля 2004 года Ruhrgas AG, с февраля 2003 года является частью концерна E.ON) – по 24,5%. Позже в состав акционеров вошла также голландская Gasunie.

Из-за жесткого сопротивления реализации данного проекта со стороны прибалтийских стран дальнейшая реализация данного проекта в 2008 году оказалась под вопросом. В ноябре премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия даже может свернуть строительство амбициозного газопровода. Особого негодования тогда у европейцев такие угрозы не вызвали, однако во время нынешнего газового противостояния они четко задекларировали свою поддержку данному проекту. В начале января глава комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер на встрече с В. Путиным пообещал, что Северный поток вступит в строй в октябре 2011 года. При этом по его словам «в настоящее время все страны Европейского Союза дали согласие на осуществление проекта Nord Stream, и должны поддержать его». К слову, недавно стало известно, что присоединиться к проекту намерена и крупнейшая французская энергетическая группа GDF Suez (Gaz de France Suez), которая хочет купить миноритарную долю.

Таким образом, угроза остаться зимой без газа вынудила европейцев не только одобрить инициативу Москвы, но и самим принимать активное участие в строительстве прямых газопроводов. При этом, как бы не говорили в ЕС о том, что Северный поток строится как дополнительный маршрут экспорта российского газа с Европу, очевидно, что он является альтернативным по отношению к украинскому.

Не менее опасным для Киева является проект «Южного потока» (South Stream). Для реализации данного проекта в 2008 году была зарегистрирована компания South Stream AG. Ее учредителями на паритетной основе выступили российский «Газпром» и итальянская компания ENI. Согласно плану, 900-километровый газопровод пройдет через акваторию Черного моря, местами пролегая на глубине более 2 тыс. метров. Дойдя до Болгарии, труба раздвоится: одна ее часть пойдет в Австрию и Словению, другая — на юг Италии. На сегодняшний день проект находится на стадии ТЭО, однако его продвижение осуществляется довольно быстрыми темпами. Предполагаемая мощность может составить 30 млрд. кубов в год. Морской участок проекта будет принадлежать «Газпрому» и ENI, а к участию в наземной сети газопроводов будут привлечены и другие страны, в том числе Болгария и Греция. Сырьевой базой «Южного потока» станет газ из газотранспортной системы России, ресурсной базой - российский газ из Центральной Азии и Казахстана. К слову, именно этот газ сейчас поставляется в Украину.

Кроме названных, двух проектов нынешний конфликт с Украиной дал возможность РФ говорить о необходимости реализации еще одного обходного маршрута, который должен пройти по территории Беларуси. Речь идет о долгострое «Ямал-Европа». Данный проект был утвержден еще в 1993 году. Он предусматривал сооружения двух ниток диаметром 1420 мм протяженностью 4100 км от месторождений Ямала через Ухту и Торжок, по территории Белоруссии и Польши в Германию. В 2005 г. была сдана в эксплуатацию первая нитка, на чем реализация проекта и остановилась. Главной причиной замораживания строительства второй очереди газопровода, по всей видимости, стала эскалация политического противостояния с Польшей и нежелание РФ укреплять экономику соседней Беларуси.

Только благодаря нынешнему конфликту с Украиной, Кремль снова реанимировал идею расширения газотранспортных маршрутов через Беларусь. В конце декабря 2008, отвечая на вопрос польского журналиста по поводу проекта «Ямал-Европа-2» А. Медведев сказал, что, при гарантии со стороны Польши о намерениях увеличить потребление газа еще на 10 млрд куб. м газа, «Газпром» готов начать строительство второй нитки. «Как только реальный спрос будет продемонстрирован, мы вернемся к проекту», - заявил вице-президент российской газовой монополии.

В аналогичном подвешенном состоянии сейчас находится еще один обходной газопровод - Голубой поток, который поставляет газ в Турцию, а далее в страны Юго-Восточной и Южной Европы. Как и в случае с «Ямал-Европа», здесь работает только первая очередь проекта. Главной причиной приостановки строительства второй линии опять же таки стали политические разногласия с Турцией по поводу разделения зон влияния в регионе. Кроме того, Турция, воспользовавшись статусом монопотребителя газа (в отличие от Украины, Турция выкупает весь газ у «Газпрома», а потом сама его экспортирует в другие страны), транспортируемого по «Голубому потоку», заставила Россию умерить аппетиты и вести более сдержанную политику. Между тем, по мере того, как Украина становится для РФ большим злом, нежели все остальные страны с которыми она конфликтует, не исключено что в этом контексте и Турция станет для нее более желанным партнером. Так или иначе, в разгар кризиса «Газпром» уже заговорил о возможности возобновления и этого проекта.

Таким образом, нынешнее газовое противостояние наглядно проиллюстрировало, что Россия чрезмерно зависит от Украины в вопросах экспорта голубого топлива в Европу. После прекращения в январе транзита газа через Украину, она увеличила объем прокачки по направлению Ямал-Европа и трубопровод «Голубой поток», однако этого оказалась явно недостаточно, чтобы хотя бы минимально выполнить свои обязательства. Очевидно, что это укрепило желание «Газпрома» строить обходные маршруты, которое теперь, ко всему прочему, имеют европейскую поддержку. Между тем, каждый из названных проектов обходных газопроводов, даже в отдельности, создает угрозу транзитной монополии Украины на экспорт российского газа в европейском направлении. А в случае успешной реализации их всех, украинская ГТС попросту может остаться без газа.

 


Комментарии
комментариев: 15
11:35 | 30.01.2009
Sergei
в соответствии с контрактами подписанными Нафтогазом и Газрпромом, Нафтогаз обязуется покупать не менее 40млр куб. в год, а Газпром транспортировать через Украину минимум 110 млр. в год. контракт подписан на 10 лет. так что проекты обходных газпроводов в обход Украины реальны тольки при условии резкого повышения спроса на газ в Европе.
11:38 | 30.01.2009
Sergei
добавлю,
и если спрос и увеличится, то обходные газпроводы и будут удовлетворять этот спрос, а объемы транзита через Украину не изменятся. так что все будет нормально.
12:47 | 29.01.2009
Александр
Бизнес есть бизнес.) Все хотят купить дешевле, продать дороже, и чем меньше проблем тем лучше. Я думаю, на Украине не дураки сидят, так что договорятся, или с Россией или с Европой. Тем более что, в России к украинцам пока неплохо относятся.
А в каком виде будет Украина "самостийная" , "часть ЕС", "область РФ"- мне, например, всё равно)). Пусть украинци решают что им лучше и что выгодней
12:25 | 29.01.2009
Manjak
Все одно Украина не выживет...!
Без России или в России...!
Теперь уж русские дураками не останутся...искоренят
даже упоминания о самостийной...!
15:59 | 20.01.2009
психотерапевт
Максим Соколов, спасибо за статью. У нас в российских СМИ не нашел подобных фактов. Может быть, плохо искал. Честно сказать. и не искал.
По сути статьи: в бизнесе - сам не съешь, тебя съедят. Так что. извините.
01:18 | 20.01.2009
антимоскаль
Любые переговоры с федерацией по газу-измена национальных интересов Украины(Руси) и её народов. Нам не нужен газ федералки даже бесплатно.
17:05 | 20.01.2009
Борис
Как не парадоксально, но одним из основных конкурентов Украины является
Турция. Отдых в Крыму уже не альтернатива Турции. Nabucco и прочие трубопроводы из Ц.Азии ЕС планируются через Турцию.
Это цена политических боданий
19:26 | 20.01.2009
Русский
Американцы сами закупают газ по 800$ и какая цена будет для европы 1000$ Nabucco окажется невостребованным ,альтернативных цен российскому газу в европе просто нет,если россия перекроет газ украине то ей придется его докупать в европе по космической цене, Тимошенко подписала договор на 10 лет ,украинцы ,расслабьтесь !
15:44 | 20.01.2009
психотерапевт
Смешные вы украинцы. Сшибка амбиций и возможностей. Чуть не у каждого.
21:04 | 19.01.2009
Manjak
Значит Газ Для Нас (Украинцев)-перекрыть!
И пока мы не войдем в состав Росси-Не открывать!
18:46 | 21.01.2009
Таир
Кто это-"мы"? И на фига России ещё одна головная боль? Со своей бы разобраться.
23:15 | 19.01.2009
sved
а мы(Украинцы) нужны России
13:01 | 29.01.2009
Александр
sved, в качестве друзей- ДА, в качестве членов НАТО- нет). Только не все понимают что такое дружеские отношения между странами.
20:51 | 22.01.2009
Натали
Вот этого не нужно. Только не россия. Народ Украины в основной массе не хочет в россию. За это ратует небольшая кучка бывших русских. Поэтому я поддерживаю Таира - не нужна Украина россии, ага.
19:28 | 20.01.2009
Русский
Нужны , но без ораньжевой чумы , лечитесь !

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!