Ускользающий транш

Публікації

Украина в очередной раз в текущем году не смогла получить кредитные средства МВФ. Наше правительство не слишком активно выполняет ключевые требования меморандума сотрудничества, а фонд в свою очередь поддерживает украинские реформы пока лишь на словах. Консервация такой практики взаимоотношений грозит как минимум ухудшением условий привлечения внешнего финансирования от других кредиторов.

Из Вашингтона с отсрочкой

Накануне Дня украинской независимости два высших правительственных чиновника страны пытались разрешить вопрос с привлечением дешевого внешнего финансирования. 23 августа глава Минфина Федор Ярошенко и министр топлива и энергетики Юрий Бойко встречались в Вашингтоне с представителями МВФ. Предметом переговоров были сроки получения очередного транша кредита в размере 1,5 млрд долл. или 1 млрд SDR (специальные права заимствования, эмитируемые МВФ в безналичной форме) в рамках запущенной летом 2010 программы фонда по финансированию Украины на общую сумму в 10 млрд SDR (свыше 15 млрд долл.) и под 3,5% годовых.

Две порции денег из этой кредитной программы stand-by – на 1 и 1,25 млрд SDR или суммарно около 3,5 млрд долл. – Украина в прошлом году уже получила. А вот с очередными 1,5 млрд долл. вышла неувязка. Функционеры МВФ не удовлетворились обещаниями "вот-вот" осуществить ряд ключевых социально-экономических реформ и  приостановили транш. Среди озвученных ими требований фигурировали следующие: проведение в стране пенсионной реформы, повышение тарифов на природный газ и теплообеспечение для населения до рыночно обусловленного уровня и решение вопроса с вечной нехваткой средств в НАК "Нафтогаз", через которую и субсидируются по цене физлица-потребители природного газа.

Главным условием выделения транша на тот момент было проведение пенсионной реформы. Представители фонда так и заявляли: "Не проведете ее – не будет и денег". По мысли функционеров МВФ, это мероприятие должно заметно снизить давление на бюджет страны в части финподпитки Пенсионного фонда Украины. Реформа, впрочем, имела и обратную сторону: заметное ухудшение гарантий социального обеспечения украинцев, что особенно проявлялось в планах повысить возраст выхода на пенсию.

Последний факт в немалой степени обусловил то, что народные депутаты с ходу провалили парламентское голосование по первому из поданных на рассмотрение соответствующих законопроектов. Затем в Кабмине рассматривали обновленные варианты пенсионного реформирования чуть ли не еженедельно. В украинском правительстве пытались найти золотую середину между обещанием МВФ и необходимыми социальными демпферами, призванными смягчить негативные последствия от пенсионной реформы для имиджа парламентариев в глазах избирателей.

В итоге Верховная Рада все же приняла новое пенсионное законодательство. И казалось, что МВФ этим  удовлетворился на данном этапе сотрудничества с Украиной. Во всяком случае нынешним летом из уст различных правительственных чиновников не раз звучало: в начале осени страна сможет получить уже сдвоенный транш кредита МВФ в сумме около 3 млрд долл. И тем самым отыграть недополученное в первом полугодии. В этом контексте последнее посещение двух украинских министров американской штаб-квартиры фонда выглядело как заключительная и неизбежная формальность перед скорым приездом в Киев миссии МВФ.

В первой половине августа постоянный представитель МВФ в стране Макс Альер уверенно заявил: "Миссия посетит Украину 29 августа – 9 сентября". В Кабмине и Администрации Президента заявляли об активном процессе согласования с МВФ стратегических параметров украинского госбюджета-2012. И вроде фонд даже согласился на увеличение согласованного уровня бюджетного дефицита в следующем году с 3,5 до 5%. При этом сам финансовый план страны на 2012 год в ныне запроектированном его виде глава украинского правительства охарактеризовал недвусмысленно: "крайне экономный".

В подобной ситуации ничего не предвещало неприятных сюрпризов. Но без них не обошлось: 25 августа на сайте МВФ появилось сообщение, что миссия фонда переносит срок своего визита на конец октября. Такое решение здесь постарались несколько сгладить формально-приемлемыми фразами. "Я подчеркнул важность сильной политики и реформ для преодоления задержки в получении транша кредита. Власти подтвердили свою приверженность целям программы stand-by и осуществления дополнительных мер (для получения кредита)", – заявил консультант МВФ Дэвид Липтон. Но факт остается фактом: вместе с визитом миссии фонда передвигается и предоставление Украине очередного кредитного транша.

Сами с деньгами?

Первая официальная реакция на это известие последовала от украинских парламентариев. В тот же день народный депутат от Партии регионов Алексей Плотников сообщил, что перенос сроков визита миссии МВФ в нашу страну связан больше с неурядицами внутри самого фонда и общемировыми негативами на финансовых рынках, нежели с проблемами Украины.

Может, так оно и есть… Но высший чиновный хозяйственник страны чуть позже прокомментировал это событие более прямолинейно. "Я читаю разные спекуляции, что Украина не получила очередной транш. А он нам нужен сейчас? Вот я отвечаю за финансы страны, и я отвечаю: не нужен сейчас. Так для чего я буду сейчас увеличивать государственный долг? Для чего я буду ухудшать сейчас параметры страны на мировых рынках и привлекать эти 2-3 млрд? Которые идут не в бюджет и не на финансирование дефицита бюджета, а на увеличение валютных ресурсов страны, на поддержание стабильности", – заявил Н.Азаров.

Естественно, что подобное отношение к займам МВФ, мягко говоря, не способствует их скорейшему получению. И нельзя не согласиться с рыночными экспертами, которые усматривают в последних событиях немалую толику "заслуг" украинского правительства.

"Перенос приезда миссии МВФ в Украину объясняется, в первую очередь, несогласованностью в проведении необходимых реформ", – уверен аналитик ИК Phoenix Capital Александр Лозовой. Такой результат (или его отсутствие) "связан исключительно с тем, что Украина не выполнила значительную часть обязательств, зафиксированных в меморандуме сотрудничества с МВФ", – соглашается аналитик ИК BG Capital Виталий Ваврищук. "Данное решение МВФ отражает неготовность украинских властей выполнить условия для получения очередного транша до октября. Ключевые требования – вступление в силу пенсионного закона и пересмотр тарифов на газ и тепло (с целью минимизировать дефицит Нафтогаза)", – утверждает экономист ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская.

Главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан отмечает, что поскольку визит миссии фонда отложен как минимум на 1,5 месяца, Украина может рассчитывать на получение следующего кредитного транша в сумме 1,5 млрд долл. не ранее середины ноября. Хотя украинский парламент принял законопроект о пенсионной реформе еще в июле, подчеркивает она, Президент его пока так и не подписал. "И мы полагаем, что этот документ будет подписан лишь после исключения из него поправки, которая серьезно увеличивает давление на баланс Пенсионного фонда", – комментирует Е.Белан.

Помимо легализации пенсионной реформы, для получения следующего транша кредита от фонда, рассказывает А.Лозовой, правительство Украины должно продемонстрировать прогресс и в принятии непопулярных шагов: "Прежде всего – это повышение цен на газ для населения. Пока трудно сказать, насколько руководство страны готово к данному шагу". И.Пионтковская говорит прямо: "Против Украины в продолжении кредитного сотрудничества с МВФ играют неготовность (нашей власти) повышать газовые тарифы и отсутствие прогресса в переговорах о пересмотре формулы цены на импортный газ".

Аспект с повышением расценок на природный газ для населения очень неоднозначно воспринимается в украинских властных кругах. Одно такое повышение уже состоялось в прошлом августе сразу после того, как украинское правительство подписалось на программу stand-by. Тогда газовые тарифы для населения были подняты на 50%, а Кабмин получил первую порцию денег от МВФ в размере 1,89 млрд долл. Минувшей весной с фондом вроде бы согласовали и дальнейшее поэтапное их повышение – сначала на 20%, затем на 10%.

Но после этого процесс застопорился. Нынешним летом от представителей власти можно было услышать, что Украина сможет обойтись и без повышения газовых тарифов для населения, если появятся иные способы преодоления дефицита Нафтогаза и сокращения бюджетных трат. Не первый месяц известно и о довольно прохладном отношении главы украинского правительства к использованию кредитной линии от МВФ. Мол, пока справляемся собственными силами.

Своя логика в такой позиции есть; по крайней мере, если смотреть на основные индикаторы состояния украинской экономики. Так, в середине августа премьер-министр сообщил, со ссылкой на данные Госстата страны: рост ВВП Украины за 7 месяцев текущего года составил 5%, в июле – около 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом рост в сельском хозяйстве составил 9,1%, в промышленности и транспорте – 8,7 и 10,4% соответственно. Несмотря на некоторое замедление в сравнение с шестимесячной динамикой по году, авангардные показатели развития демонстрируют строительство и розничная торговля – плюс 13,6 и 14,7% за январь-июль, отмечал недавно глава группы советников председателя НБУ Валерий Литвицкий.

Подобная статистика позволила правительственным финансистам озвучить частное пока предположение об увеличении ВВП Украины в текущем году на 5% относительно прошлого. (Официальный июньский прогноз Кабмина предусматривает рост украинской экономики в 2011 году на 4,7%, до 1,291 трлн грн.).

В Администрации Президента подтверждают макроэкономические позитивы последних месяцев, хотя в более сдержанных темпах. "Начал постепенно восстанавливаться объем внутренних инвестиций, что дает возможность при реалистичном прогнозе ожидать уровня роста ВВП до конца года в 4,7-4,8%. На фоне других стран это выглядит достаточно убедительным", – заявляла в первой половине августа заместитель главы АП Ирина Акимова.

Между траншем и рейтингом

Аналитики инвесткомпаний признают указанные позитивы и достижения. Однако все они подчеркивают: нынешние успехи не означают, что Украина может позволить себе обходиться без последующих кредитов МВФ. "В целом на данный момент кредит МВФ не является критическим для развития экономики Украины. Однако его получение – важный сигнал для международных инвесторов и организаций, рассматривающих возможность вложения средств в Украину", – считает аналитик Phoenix Capital. Экономист "Тройка Диалог Украина" соглашается: "Важность кредитов МВФ для экономики Украины состоит в основном в поддержании спокойствия инвесторов". Наша страна, продолжает И.Пионтковская, в текущем году сможет обойтись без транша кредита МВФ. Но лишь в случае, если нынешние негативные тенденции мировой экономики не выльются в спад на развитых рынках, что повлечет за собой отток капитала и снижение экспортных цен.

Главный экономист Dragon Capital тоже акцентирует внимание на том, что в настоящий момент Украина не испытывает острой необходимости в кредитных средствах фонда. "Но действующая программа с МВФ необходима для сохранения благоприятных условий доступа на внешние рынки капитала. И необходима, прежде всего, правительству, которое будет нуждаться во внешних займах для финансирования дефицита, – уверяет Е.Белан. – Продолжающаяся волатильность на мировых кредитных рынках, в конечном счете, вынудит украинские власти принять необходимые меры для возобновления кредитования МВФ".

(По информации Минфина, за 7 месяцев текущего года дефицит госбюджета Украины составил 8,6 млрд грн. Граничный дефицит госбюджета страны на 2011 год установлен на уровне 38,8 млрд грн. По мнению ряда аналитиков, и без траншевых денег от МВФ этой осенью украинскому правительству придется выйти на внешние рынки заимствований для привлечения свыше 1 млрд долл. – прим. автора).

Данную точку зрения развивает аналитик BG Capital, по мнению которого вероятное ухудшение ситуации в мировой экономике приведет к замедлению экспорта из Украины, а также к снижению притока долгового капитала и ПИИ в страну. Все это создаст дополнительные проблемы с точки зрения платежного баланса и, возможно, усилит давление на валютный рынок. "Очевидно, что в сложившихся условиях, важность получения новых траншей кредита МВФ существенно возрастает. Думаю, в ближайшие полгода правительству будет крайне сложно привлечь на внешнем рынке ресурсы, сравнимые по объему с кредитами МВФ", – убежден В.Ваврищук.

Относительно получения от фонда сдвоенного транша кредитов (о чем еще недавно ратовали в Минфине и НБУ) уже предстоящей осенью он отмечает следующее: "Это вполне вероятно. Но лишь при условии, что Украина в полной мере выполнит требования фонда максимум до конца сентября".

А вот с последним у нашего правительства может и не сложиться. На ситуацию серьезно может повлиять чисто политический фактор. "Переговоры с фондом будут непростыми. Украинским властям придется балансировать между исполнением программы МВФ и возможным негативным влиянием предусмотренных в ней непопулярных мер на рейтинги власти в преддверии парламентских выборов 2012 года".

Думается, что эти слова Е.Белан наглядно отражают те обстоятельства, которые во многом будут задавать формат сотрудничества с МВФ.

Сергей Кукин 

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢