kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Есть ли свет в конце трубы?

22.01.09
размер текста:

Среди многочисленных подотраслей украинской металлургии трубная промышленность одной из первых ощутила трудности роста после нескольких лет изобилия. Уже по итогам 2007 года она продемонстрировала крохотное (всего лишь на 0,4%), но все же падение объемов производства. По окончании 2008 года эта "мелочь" разрослась до 6-7%, а в отдельно взятом четвертом квартале темпы падения вообще были удручающими -- более 30%. Трубники-пессимисты предполагают, что 2009 год готовит их отрасли даже 10-процентное падение производства. Оптимисты надеются, что объем выпускатруб в первом полугодии удастся стабилизировать на уровне конца 2008 года, а далее индустрия начнет потихоньку рости.

По данным объединения "Укртрубопром", собравшего в своих рядах всех крупных производителей стальных труб, эти самые производители выпустили в 2008 году 2 миллиона 404 тысячи тонн труб, что составляет около 93% от показателя 2007 года. Оперативные данные Министерства промышленной политики чуть веселее. Согласно министерской статистике, производство труб в стране упало всего на 6% -- до 2,456 миллиона тонн. На фоне того, что производство, например, сталепроката сократилась за этот же период на 13%, выпуск метизов -- вообще на 30%, общий результат трубников кажется не столь уж и плачевным. Но и веселья по этому поводу не наблюдается. Ведь совсем недавно, на протяжении 2003-2006 годов, выпуск труб в Украине ежегодно увеличивался на 13-15%. Золотое было время! Украина давала более 8% от общемирового трубного вала, более 80% произведенных труб отправляла на экспорт, при этом отпускные цены за год повышались, бывало, почти в 2 раза.

Нарушил эту идиллию не глобальный кризис. Он ее доломал. Первопричиной всех бед украинских трубников стало закрытие российского рынка. 10-процентное падение производства труб в Украине было зафиксировано уже по результатам первой половины 2008 года, когда большинство других подотраслей ГМК чувствовало себя еще весьма благополучно. Испортил общие показатели трубной промышленности Харцызский трубный завод -- крупнейший в стране производитель труб большого диаметра. За январь-июнь 2008 года он произвел продукции на 60% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Во втором полугодии вслед за "титаником" ХТЗ потянулись на дно и другие трубные заводы, хотя сами харцызские трубники сумели несколько подтянуть показатели. В целом по итогам 2008 года завод произвел около 388 тысяч тонн труб, что на 76,2% меньше, чем за предыдущий год.

Проблема Харцызского трубного завода заключается в том, что в 2008 году он так и не дождался дождя заказов с российской стороны, а на другие рынки переориентироваться не успел. Во второй половине 2008-го единственным крупным "живым" контрактом в портфеле предприятия стала поставка труб диаметром 1076 мм для узбекского и казахского участков газопровода "Средняя Азия -- Китай".

По мнению руководителя "Укртрубопрома" Леонида Ксаверчука, рынок сбыта Харцызского трубного завода в России с каждым днем сужается по причине развивающегося производства ТБД на Выксунском, Ижорском, Челябинском, Волжском заводах, поэтому сейчас коллектив ХТЗ связывает надежды стабилизации производства со среднеазиатскими заказами и освоением новых видов труб. В частности, на предприятии введена в эксплуатацию новая линия по производству труб большого диаметра с одним прямым швом, которая позволяет выпускать трубы сечением 500-1420 мм со стенкой до 40 мм в объеме 200-300 тысяч тонн в год; освоено производство электросварных прямошовных труб сечением 508 мм с толщиной стенки от 7,1 мм до 23,8 мм из отечественного толстолистового проката повышенной категории прочности и т.п. Но пока эти меры не привели к полному оздоровлению сбыта, хотя позитивная динамика в конце года по сравнению с его началом налицо.

Кто порадовал в прошлом году своими показателями, так это Луганский трубный завод, выпустивший почти 260 тысяч тонн продукции, что примерно на 13% больше, чем годом ранее. Правда, это достижение было омрачено вынужденной остановкой завода в декабре, связанной с затоваренностью заводских складов готовой продукцией, а также с кадровыми перестановками в трейдерских компаниях, обслуживающих завод. Но даже смазанная концовка не помешала ЛТЗ со значительным отрывом опередить коллег по отрасли по темпам прироста производства. При этом завод успел еще до кризиса установить у себя шестой по счету трубоэлектросварочный агрегат (ТЭСА 26-89), однако не успел смонтировать новый агрегат продольной резки рулона, с помощью которого планировал полностью покрыть свои потребности в резаном штрипсе.

В формате "с серединки на половинку" закончили 2008 год заводы, входящие в трубный дивизион корпорации "Интерпайп" -- Новомосковский трубный, Нижнеднепровский трубопрокатный, и никопольский "Нико Тьюб". Первый из них даже несколько увеличил объемы производства, несмотря на то что в ноябре-декабре месячные объемы производства здесь упали до 5 тысяч тонн, тогда как раньше завод давал более 27 тысяч тонн трубной продукции в месяц. Нижнеднепровский ТПЗ удержался в 2008 году в рамках 10-процентного падения, на "Нико Тьюб" спад составил около 15%.

Итоговую статистику по своим трубным предприятиям корпорация "Интерпайп" пока не обнародовала, а результаты работы заводов за январь-ноябрь таковы: Нижнеднепровский произвел 513,5 тысячи тонн труб (-6,5% от показателя за аналогичный период 2007 года), Новомосковский -- 276,5 тысячи тонн (+7,2%), "Нико Тьюб" -- 334,4 тысячи тонн (-12,7%).

Подсластить пилюлю не очень удачного в производственном смысле года "Интрепайпу" могут две серьезные победы в борьбе со своими внешними конкурентами. Первой можно считать введение с 1 октября 2008 года квот на импорт в Украину обсадных и насосно-компрессорных труб диаметром до 406 мм. Это ограничение будет действовать на протяжении 3 лет, а размер квот в каждом году будет меняться. Такая мера призвана защитить отечественный рынок прежде всего от китайской и российской продукции. Вторая победа --это решение Европейской комиссии от 16 декабря 2008 года о снижение до уровня 10,7% пошлины на импорт бесшовных и сварных труб Нижнеднепровского и Новомосковского трубных заводов. До сих пор продукция первого из предприятий облагалась на рынках ЕС пошлиной в 30,9%, второго -- аж 44,1%.

Таким образом, "Интерпайп" получил форы для увеличения в 2009 году объемов сбыта и на заграничных, и на отечественном рынках. Последний, как отмечают в корпорации Виктора Пинчука, пока недооценен украинскими трубниками, что косвенно и стало причиной проникновения на него импортеров, хотя национальная трубная отрасль способна практически на 100% покрывать внутренний спрос.

Так, в 2007 году уровень спроса на обсадные, буровые и насосные трубы в Украине трейдеры оценивали в более чем 100 тысяч тонн. Правда, в 2008 году он несколько сократился, поскольку упали темпы буровых работ и замедлилась добыча нефти и газа. Тем не менее, этот сегмент остается крайне важным для "Интерпайпа", поскольку здесь он не имеет достойных соперников из числа других отечественных трубников. Кроме того, данный сегмент имеет все предпосылки для расширения, например, за счет активизации шельфовой добычи углеводородов, а также вследствие начала масштабного поисково-добывающего проекта компаний "Укргазвыдобування" и Shell в Днепровско-Донецкой впадине. Возможно, как раз в расчете на это в прошлом году на входящем в состав "Интерпайпа" заводе "Нико Тьюб" веден в эксплуатацию новый комплекс по производству насосно-компрессорных труб с высаженными концами мощностью 30 тысяч тонн в год.

В целом же емкость украинского рынка труб генеральный директор "Укртрубопрома" Леонид Ксаверчук оценивает примерно в 900 тысяч тонн. На его взгляд, до сих пор он развивался слабо из-за низкой платежеспособности украинских потребителей трубной продукции (экспортировать ее было намного выгоднее), но сейчас этому рынку могло бы дать толчок начало реализации правительственной программы по модернизации трубопроводной сети Украины, достигшей 30-40-летнего износа. В таком случае, оба крупнейших отраслевых предприятия -- Харцызский и Новомосковский трубные заводы -- были бы обеспечены заказами как минимум на несколько лет вперед.

Правда, последний из более-менее крупных трубопроводов был проложен в Украине целых четыре года назад. Тогда ветка "Жулино-Надвирна" соединила Надвирненский НПЗ в Прикарпатье с системой нефтепроводов "Дружба". Все остальные обнародованные трубные проекты, такие как достройка до польского Плоцка нефтепровода "Одесса-Броды" или прокладка новой газотранспортной нити "Богородчаны-Ужгород", так и не смогли оторваться от бумаги. Но совсем без лучиков оптимизма жить нельзя. Надо лишь научиться их высматривать. Вот, например, "Укртранснафта" объявила недавно тендер на поставку труб для 52-километровой трубопроводной ветки от терминала в порту Южный до Приднепровских магистральных нефтепроводов. .

У "Черноморнефтегаза" возникла необходимость построить 82-километровый подводный шлейф от шельфового Одесского газового месторождения к берегу. Масштабную программу модернизации газотранспортной системы утвердила и компания "Укртрансгаз". В ее рамках самый лакомый куш для отечественных трубников -- это практически полная переукладка старейшего из магистральных трансевразийских газопроводов ("Союз") на его украинском участке. Длина этого участка более 1,5 тысячи километров. Осталось лишь привлечь под эти работы кредит Евросоюза.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!