kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Есть ли свет в конце трубы?

22.01.09
размер текста:

Среди многочисленных подотраслей украинской металлургии трубная промышленность одной из первых ощутила трудности роста после нескольких лет изобилия. Уже по итогам 2007 года она продемонстрировала крохотное (всего лишь на 0,4%), но все же падение объемов производства. По окончании 2008 года эта "мелочь" разрослась до 6-7%, а в отдельно взятом четвертом квартале темпы падения вообще были удручающими -- более 30%. Трубники-пессимисты предполагают, что 2009 год готовит их отрасли даже 10-процентное падение производства. Оптимисты надеются, что объем выпускатруб в первом полугодии удастся стабилизировать на уровне конца 2008 года, а далее индустрия начнет потихоньку рости.

По данным объединения "Укртрубопром", собравшего в своих рядах всех крупных производителей стальных труб, эти самые производители выпустили в 2008 году 2 миллиона 404 тысячи тонн труб, что составляет около 93% от показателя 2007 года. Оперативные данные Министерства промышленной политики чуть веселее. Согласно министерской статистике, производство труб в стране упало всего на 6% -- до 2,456 миллиона тонн. На фоне того, что производство, например, сталепроката сократилась за этот же период на 13%, выпуск метизов -- вообще на 30%, общий результат трубников кажется не столь уж и плачевным. Но и веселья по этому поводу не наблюдается. Ведь совсем недавно, на протяжении 2003-2006 годов, выпуск труб в Украине ежегодно увеличивался на 13-15%. Золотое было время! Украина давала более 8% от общемирового трубного вала, более 80% произведенных труб отправляла на экспорт, при этом отпускные цены за год повышались, бывало, почти в 2 раза.

Нарушил эту идиллию не глобальный кризис. Он ее доломал. Первопричиной всех бед украинских трубников стало закрытие российского рынка. 10-процентное падение производства труб в Украине было зафиксировано уже по результатам первой половины 2008 года, когда большинство других подотраслей ГМК чувствовало себя еще весьма благополучно. Испортил общие показатели трубной промышленности Харцызский трубный завод -- крупнейший в стране производитель труб большого диаметра. За январь-июнь 2008 года он произвел продукции на 60% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Во втором полугодии вслед за "титаником" ХТЗ потянулись на дно и другие трубные заводы, хотя сами харцызские трубники сумели несколько подтянуть показатели. В целом по итогам 2008 года завод произвел около 388 тысяч тонн труб, что на 76,2% меньше, чем за предыдущий год.

Проблема Харцызского трубного завода заключается в том, что в 2008 году он так и не дождался дождя заказов с российской стороны, а на другие рынки переориентироваться не успел. Во второй половине 2008-го единственным крупным "живым" контрактом в портфеле предприятия стала поставка труб диаметром 1076 мм для узбекского и казахского участков газопровода "Средняя Азия -- Китай".

По мнению руководителя "Укртрубопрома" Леонида Ксаверчука, рынок сбыта Харцызского трубного завода в России с каждым днем сужается по причине развивающегося производства ТБД на Выксунском, Ижорском, Челябинском, Волжском заводах, поэтому сейчас коллектив ХТЗ связывает надежды стабилизации производства со среднеазиатскими заказами и освоением новых видов труб. В частности, на предприятии введена в эксплуатацию новая линия по производству труб большого диаметра с одним прямым швом, которая позволяет выпускать трубы сечением 500-1420 мм со стенкой до 40 мм в объеме 200-300 тысяч тонн в год; освоено производство электросварных прямошовных труб сечением 508 мм с толщиной стенки от 7,1 мм до 23,8 мм из отечественного толстолистового проката повышенной категории прочности и т.п. Но пока эти меры не привели к полному оздоровлению сбыта, хотя позитивная динамика в конце года по сравнению с его началом налицо.

Кто порадовал в прошлом году своими показателями, так это Луганский трубный завод, выпустивший почти 260 тысяч тонн продукции, что примерно на 13% больше, чем годом ранее. Правда, это достижение было омрачено вынужденной остановкой завода в декабре, связанной с затоваренностью заводских складов готовой продукцией, а также с кадровыми перестановками в трейдерских компаниях, обслуживающих завод. Но даже смазанная концовка не помешала ЛТЗ со значительным отрывом опередить коллег по отрасли по темпам прироста производства. При этом завод успел еще до кризиса установить у себя шестой по счету трубоэлектросварочный агрегат (ТЭСА 26-89), однако не успел смонтировать новый агрегат продольной резки рулона, с помощью которого планировал полностью покрыть свои потребности в резаном штрипсе.

В формате "с серединки на половинку" закончили 2008 год заводы, входящие в трубный дивизион корпорации "Интерпайп" -- Новомосковский трубный, Нижнеднепровский трубопрокатный, и никопольский "Нико Тьюб". Первый из них даже несколько увеличил объемы производства, несмотря на то что в ноябре-декабре месячные объемы производства здесь упали до 5 тысяч тонн, тогда как раньше завод давал более 27 тысяч тонн трубной продукции в месяц. Нижнеднепровский ТПЗ удержался в 2008 году в рамках 10-процентного падения, на "Нико Тьюб" спад составил около 15%.

Итоговую статистику по своим трубным предприятиям корпорация "Интерпайп" пока не обнародовала, а результаты работы заводов за январь-ноябрь таковы: Нижнеднепровский произвел 513,5 тысячи тонн труб (-6,5% от показателя за аналогичный период 2007 года), Новомосковский -- 276,5 тысячи тонн (+7,2%), "Нико Тьюб" -- 334,4 тысячи тонн (-12,7%).

Подсластить пилюлю не очень удачного в производственном смысле года "Интрепайпу" могут две серьезные победы в борьбе со своими внешними конкурентами. Первой можно считать введение с 1 октября 2008 года квот на импорт в Украину обсадных и насосно-компрессорных труб диаметром до 406 мм. Это ограничение будет действовать на протяжении 3 лет, а размер квот в каждом году будет меняться. Такая мера призвана защитить отечественный рынок прежде всего от китайской и российской продукции. Вторая победа --это решение Европейской комиссии от 16 декабря 2008 года о снижение до уровня 10,7% пошлины на импорт бесшовных и сварных труб Нижнеднепровского и Новомосковского трубных заводов. До сих пор продукция первого из предприятий облагалась на рынках ЕС пошлиной в 30,9%, второго -- аж 44,1%.

Таким образом, "Интерпайп" получил форы для увеличения в 2009 году объемов сбыта и на заграничных, и на отечественном рынках. Последний, как отмечают в корпорации Виктора Пинчука, пока недооценен украинскими трубниками, что косвенно и стало причиной проникновения на него импортеров, хотя национальная трубная отрасль способна практически на 100% покрывать внутренний спрос.

Так, в 2007 году уровень спроса на обсадные, буровые и насосные трубы в Украине трейдеры оценивали в более чем 100 тысяч тонн. Правда, в 2008 году он несколько сократился, поскольку упали темпы буровых работ и замедлилась добыча нефти и газа. Тем не менее, этот сегмент остается крайне важным для "Интерпайпа", поскольку здесь он не имеет достойных соперников из числа других отечественных трубников. Кроме того, данный сегмент имеет все предпосылки для расширения, например, за счет активизации шельфовой добычи углеводородов, а также вследствие начала масштабного поисково-добывающего проекта компаний "Укргазвыдобування" и Shell в Днепровско-Донецкой впадине. Возможно, как раз в расчете на это в прошлом году на входящем в состав "Интерпайпа" заводе "Нико Тьюб" веден в эксплуатацию новый комплекс по производству насосно-компрессорных труб с высаженными концами мощностью 30 тысяч тонн в год.

В целом же емкость украинского рынка труб генеральный директор "Укртрубопрома" Леонид Ксаверчук оценивает примерно в 900 тысяч тонн. На его взгляд, до сих пор он развивался слабо из-за низкой платежеспособности украинских потребителей трубной продукции (экспортировать ее было намного выгоднее), но сейчас этому рынку могло бы дать толчок начало реализации правительственной программы по модернизации трубопроводной сети Украины, достигшей 30-40-летнего износа. В таком случае, оба крупнейших отраслевых предприятия -- Харцызский и Новомосковский трубные заводы -- были бы обеспечены заказами как минимум на несколько лет вперед.

Правда, последний из более-менее крупных трубопроводов был проложен в Украине целых четыре года назад. Тогда ветка "Жулино-Надвирна" соединила Надвирненский НПЗ в Прикарпатье с системой нефтепроводов "Дружба". Все остальные обнародованные трубные проекты, такие как достройка до польского Плоцка нефтепровода "Одесса-Броды" или прокладка новой газотранспортной нити "Богородчаны-Ужгород", так и не смогли оторваться от бумаги. Но совсем без лучиков оптимизма жить нельзя. Надо лишь научиться их высматривать. Вот, например, "Укртранснафта" объявила недавно тендер на поставку труб для 52-километровой трубопроводной ветки от терминала в порту Южный до Приднепровских магистральных нефтепроводов. .

У "Черноморнефтегаза" возникла необходимость построить 82-километровый подводный шлейф от шельфового Одесского газового месторождения к берегу. Масштабную программу модернизации газотранспортной системы утвердила и компания "Укртрансгаз". В ее рамках самый лакомый куш для отечественных трубников -- это практически полная переукладка старейшего из магистральных трансевразийских газопроводов ("Союз") на его украинском участке. Длина этого участка более 1,5 тысячи километров. Осталось лишь привлечь под эти работы кредит Евросоюза.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!