Подробнее Запомнить город


Есть ли свет в конце трубы?

22.01.09
размер текста:

Среди многочисленных подотраслей украинской металлургии трубная промышленность одной из первых ощутила трудности роста после нескольких лет изобилия. Уже по итогам 2007 года она продемонстрировала крохотное (всего лишь на 0,4%), но все же падение объемов производства. По окончании 2008 года эта "мелочь" разрослась до 6-7%, а в отдельно взятом четвертом квартале темпы падения вообще были удручающими -- более 30%. Трубники-пессимисты предполагают, что 2009 год готовит их отрасли даже 10-процентное падение производства. Оптимисты надеются, что объем выпускатруб в первом полугодии удастся стабилизировать на уровне конца 2008 года, а далее индустрия начнет потихоньку рости.

По данным объединения "Укртрубопром", собравшего в своих рядах всех крупных производителей стальных труб, эти самые производители выпустили в 2008 году 2 миллиона 404 тысячи тонн труб, что составляет около 93% от показателя 2007 года. Оперативные данные Министерства промышленной политики чуть веселее. Согласно министерской статистике, производство труб в стране упало всего на 6% -- до 2,456 миллиона тонн. На фоне того, что производство, например, сталепроката сократилась за этот же период на 13%, выпуск метизов -- вообще на 30%, общий результат трубников кажется не столь уж и плачевным. Но и веселья по этому поводу не наблюдается. Ведь совсем недавно, на протяжении 2003-2006 годов, выпуск труб в Украине ежегодно увеличивался на 13-15%. Золотое было время! Украина давала более 8% от общемирового трубного вала, более 80% произведенных труб отправляла на экспорт, при этом отпускные цены за год повышались, бывало, почти в 2 раза.

Нарушил эту идиллию не глобальный кризис. Он ее доломал. Первопричиной всех бед украинских трубников стало закрытие российского рынка. 10-процентное падение производства труб в Украине было зафиксировано уже по результатам первой половины 2008 года, когда большинство других подотраслей ГМК чувствовало себя еще весьма благополучно. Испортил общие показатели трубной промышленности Харцызский трубный завод -- крупнейший в стране производитель труб большого диаметра. За январь-июнь 2008 года он произвел продукции на 60% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Во втором полугодии вслед за "титаником" ХТЗ потянулись на дно и другие трубные заводы, хотя сами харцызские трубники сумели несколько подтянуть показатели. В целом по итогам 2008 года завод произвел около 388 тысяч тонн труб, что на 76,2% меньше, чем за предыдущий год.

Проблема Харцызского трубного завода заключается в том, что в 2008 году он так и не дождался дождя заказов с российской стороны, а на другие рынки переориентироваться не успел. Во второй половине 2008-го единственным крупным "живым" контрактом в портфеле предприятия стала поставка труб диаметром 1076 мм для узбекского и казахского участков газопровода "Средняя Азия -- Китай".

По мнению руководителя "Укртрубопрома" Леонида Ксаверчука, рынок сбыта Харцызского трубного завода в России с каждым днем сужается по причине развивающегося производства ТБД на Выксунском, Ижорском, Челябинском, Волжском заводах, поэтому сейчас коллектив ХТЗ связывает надежды стабилизации производства со среднеазиатскими заказами и освоением новых видов труб. В частности, на предприятии введена в эксплуатацию новая линия по производству труб большого диаметра с одним прямым швом, которая позволяет выпускать трубы сечением 500-1420 мм со стенкой до 40 мм в объеме 200-300 тысяч тонн в год; освоено производство электросварных прямошовных труб сечением 508 мм с толщиной стенки от 7,1 мм до 23,8 мм из отечественного толстолистового проката повышенной категории прочности и т.п. Но пока эти меры не привели к полному оздоровлению сбыта, хотя позитивная динамика в конце года по сравнению с его началом налицо.

Кто порадовал в прошлом году своими показателями, так это Луганский трубный завод, выпустивший почти 260 тысяч тонн продукции, что примерно на 13% больше, чем годом ранее. Правда, это достижение было омрачено вынужденной остановкой завода в декабре, связанной с затоваренностью заводских складов готовой продукцией, а также с кадровыми перестановками в трейдерских компаниях, обслуживающих завод. Но даже смазанная концовка не помешала ЛТЗ со значительным отрывом опередить коллег по отрасли по темпам прироста производства. При этом завод успел еще до кризиса установить у себя шестой по счету трубоэлектросварочный агрегат (ТЭСА 26-89), однако не успел смонтировать новый агрегат продольной резки рулона, с помощью которого планировал полностью покрыть свои потребности в резаном штрипсе.

В формате "с серединки на половинку" закончили 2008 год заводы, входящие в трубный дивизион корпорации "Интерпайп" -- Новомосковский трубный, Нижнеднепровский трубопрокатный, и никопольский "Нико Тьюб". Первый из них даже несколько увеличил объемы производства, несмотря на то что в ноябре-декабре месячные объемы производства здесь упали до 5 тысяч тонн, тогда как раньше завод давал более 27 тысяч тонн трубной продукции в месяц. Нижнеднепровский ТПЗ удержался в 2008 году в рамках 10-процентного падения, на "Нико Тьюб" спад составил около 15%.

Итоговую статистику по своим трубным предприятиям корпорация "Интерпайп" пока не обнародовала, а результаты работы заводов за январь-ноябрь таковы: Нижнеднепровский произвел 513,5 тысячи тонн труб (-6,5% от показателя за аналогичный период 2007 года), Новомосковский -- 276,5 тысячи тонн (+7,2%), "Нико Тьюб" -- 334,4 тысячи тонн (-12,7%).

Подсластить пилюлю не очень удачного в производственном смысле года "Интрепайпу" могут две серьезные победы в борьбе со своими внешними конкурентами. Первой можно считать введение с 1 октября 2008 года квот на импорт в Украину обсадных и насосно-компрессорных труб диаметром до 406 мм. Это ограничение будет действовать на протяжении 3 лет, а размер квот в каждом году будет меняться. Такая мера призвана защитить отечественный рынок прежде всего от китайской и российской продукции. Вторая победа --это решение Европейской комиссии от 16 декабря 2008 года о снижение до уровня 10,7% пошлины на импорт бесшовных и сварных труб Нижнеднепровского и Новомосковского трубных заводов. До сих пор продукция первого из предприятий облагалась на рынках ЕС пошлиной в 30,9%, второго -- аж 44,1%.

Таким образом, "Интерпайп" получил форы для увеличения в 2009 году объемов сбыта и на заграничных, и на отечественном рынках. Последний, как отмечают в корпорации Виктора Пинчука, пока недооценен украинскими трубниками, что косвенно и стало причиной проникновения на него импортеров, хотя национальная трубная отрасль способна практически на 100% покрывать внутренний спрос.

Так, в 2007 году уровень спроса на обсадные, буровые и насосные трубы в Украине трейдеры оценивали в более чем 100 тысяч тонн. Правда, в 2008 году он несколько сократился, поскольку упали темпы буровых работ и замедлилась добыча нефти и газа. Тем не менее, этот сегмент остается крайне важным для "Интерпайпа", поскольку здесь он не имеет достойных соперников из числа других отечественных трубников. Кроме того, данный сегмент имеет все предпосылки для расширения, например, за счет активизации шельфовой добычи углеводородов, а также вследствие начала масштабного поисково-добывающего проекта компаний "Укргазвыдобування" и Shell в Днепровско-Донецкой впадине. Возможно, как раз в расчете на это в прошлом году на входящем в состав "Интерпайпа" заводе "Нико Тьюб" веден в эксплуатацию новый комплекс по производству насосно-компрессорных труб с высаженными концами мощностью 30 тысяч тонн в год.

В целом же емкость украинского рынка труб генеральный директор "Укртрубопрома" Леонид Ксаверчук оценивает примерно в 900 тысяч тонн. На его взгляд, до сих пор он развивался слабо из-за низкой платежеспособности украинских потребителей трубной продукции (экспортировать ее было намного выгоднее), но сейчас этому рынку могло бы дать толчок начало реализации правительственной программы по модернизации трубопроводной сети Украины, достигшей 30-40-летнего износа. В таком случае, оба крупнейших отраслевых предприятия -- Харцызский и Новомосковский трубные заводы -- были бы обеспечены заказами как минимум на несколько лет вперед.

Правда, последний из более-менее крупных трубопроводов был проложен в Украине целых четыре года назад. Тогда ветка "Жулино-Надвирна" соединила Надвирненский НПЗ в Прикарпатье с системой нефтепроводов "Дружба". Все остальные обнародованные трубные проекты, такие как достройка до польского Плоцка нефтепровода "Одесса-Броды" или прокладка новой газотранспортной нити "Богородчаны-Ужгород", так и не смогли оторваться от бумаги. Но совсем без лучиков оптимизма жить нельзя. Надо лишь научиться их высматривать. Вот, например, "Укртранснафта" объявила недавно тендер на поставку труб для 52-километровой трубопроводной ветки от терминала в порту Южный до Приднепровских магистральных нефтепроводов. .

У "Черноморнефтегаза" возникла необходимость построить 82-километровый подводный шлейф от шельфового Одесского газового месторождения к берегу. Масштабную программу модернизации газотранспортной системы утвердила и компания "Укртрансгаз". В ее рамках самый лакомый куш для отечественных трубников -- это практически полная переукладка старейшего из магистральных трансевразийских газопроводов ("Союз") на его украинском участке. Длина этого участка более 1,5 тысячи километров. Осталось лишь привлечь под эти работы кредит Евросоюза.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!