kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Глобальный рынок марганца: "Приват" близок к монополии

23.01.09
размер текста:

Несмотря на кризис в мировом ГМК и очень смутные прогнозы относительно сроков его преодоления, украинская группа "Приват" продолжает выстраивать глобальную марганцевую империю. На данный момент ФПГ И.Коломойского и Г.Боголюбова сконцентрирована на поглощении компании OM Holdings - второй по объемам добычи марганцевых руд в Австралии. В случае ее успешной интеграции к имеющимся активам группы в данной отрасли, "Приват" может стать не только крупнейшим участником рынка в австралийско-азиатском регионе, но и оказывать на него непосредственное влияние.

Добыча марганца и производство ферросплавов, в которые он входит в качестве одного из основных компонентов, является важным составляющим сегментом горно-металлургического комплекса. Содержание марганца в металле обычно составляет от 0,5 до 2%, но в некоторых случаях может достигать и 12%.

Рентабельность бизнеса в данной сфере тесно зависит от рынков готовой металлопродукции. В условиях повышенной активности в 2001 - первой половине 2008 гг., цена марганца росла устойчивыми темпами. Эту же тенденцию подогревал и дефицит данного металла в мире, который внес Китай, создав в последние два десятилетия стахановскими темпами колоссальные мощности по производству легирующих добавок. Еще в конце 90-х он превратился в крупнейшего производителя и экспортера ферросплавов, вдобавок к избыточным мощностям в США и Европе. Однако освоение марганцевых руд не поспевало за спросом ферросплавных предприятий, поэтому в 2002 г. мир столкнулся с проблемой острого дефицита марганцевой руды, результатом чего стал опережающий рост стоимости данного металла.

Настоящее сумасшествие на марганцевом рынке началось в 2007 г., когда цены на него в течение 6 месяцев выросли в 4 раза с $1,3 тыс. до $5,5 тыс. за тонну. Финансовый кризис и падение спроса на металлопродукцию в прошлом году опустили стоимость марганца в два раза, однако его цена по-прежнему находится на высоком уровне и в условиях более глубокого падения котировок на другие металлы представляется сравнительно привлекательным объектом для инвестиций.

Украинская группа "Приват" сделала ставку на данный сегмент бизнеса еще в начале нынешнего десятилетия. С тех пор она активно собирает все привлекательные активы не только в Украине, но и в мире. По всей видимости, это долговременная и целенаправленная стратегия. "Приват" всегда стремился к консолидации и монополизации рынков, на которых он работает. Однако, поскольку металлургию и банковскую сферу ей, вряд ли удалось бы потянуть, то она выбрала достаточно узкий сегмент, который незаменим в металлургическом производстве. Ответственным за ферросплавы и марганец в структуре бизнеса в группе (по терминологии И.Коломойского – управляющий партнер) является Г.Боголюбов.

В Украине группа прямо или опосредовано контролирует практически всю ферросплавную отрасль от добычи марганцевой руды (Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи) до производства ферросплавов (Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы, участвует в управлении Никопольским заводом ферросплавов). Более того, днепропетровская группа проявляет интерес к законсервированным и недостроенным активам (Токмакскому месторождению и Таврическому ГОКу), а также приобрела ряд лицензий на greenfield-проекты.

Помимо украинских активов, в последние несколько лет группа ведет активную политику по поглощению зарубежных компаний, связанных с ферросплавной отраслью и добычей марганца. В частности, со своими партнерами "Приват" купил румынский завод ферросплавов Tulcha, грузинский Зестафонский завод ферросплавов, крупнейший марганцевый рудник в СССР "Чиатурмарганец", российский Алапаевский метзавод, американскую Highlanders Alloys LLC. Кроме того, через компанию Palmary украинская ФПГ контролирует африканские Ghana Manganese (около 1 млн тонн марганцевой руды в год) и Nsuta Gold Mining Ltd (месторождение на юге Ганы, запасы – 30 млн тонн руды, содержание Mn – 31%), где добывается 500–700 тыс. тонн руды в год.

Между тем, на определенном этапе развития образовался дисбаланс между ферросплавными и марганцевыми мощностями. Украинская руда, добываемая и обогащаемая на Марганецком и Орджоникидзевском ГОКах, является низкокачественной (высокая примесь фосфора и низкая концентрация марганца), а ее промышленные запасы быстро иссякают. К национальной марганцевой руде, кроме "приватовских" ГОКов, остальные компании проявляют очень слабый интерес.

По всей видимости, именно дефицит качественного сырья стал первопричиной того, что группа начала расширять свои мощности по добыче марганца. В начале 2007 года "Приват" вступил в борьбу за австралийскую Consolidated Minerals. Даная компания занимается разработкой, добычей и экспортом марганцевой руды, никеля и хрома на богатых месторождениях Западной Австралии. К слову, именно отсюда НЗФ импортирует руду. После продолжительного противостояния с конкурентами, украинская ФПГ через компанию Palmary поглотила австралийское предприятие.

Таким образом, совокупные производственные мощности по добыче марганца группы "Приват" сейчас достигают около 5 млн тонн, что составляет почти 14% глобальной добычи, и почти 25% товарного марганца. Даже в мировых масштабах, доля группы приближается к граничному показателю, после которого ее можно назвать монопольным участником рынка. Правда, в связи с кризисом, по итогам 2008 года (данные еще не озвучены) добыча руды в рамках предприятий "Привата" может снизиться на 8-10%.

Падение цен на марганец, по мнению, многих экспертов, должно было остудить интерес группы к приобретению новых активов. Однако, нынешний спад "Приват", по всей видимости, наоборот, решил использовать для поглощения новых объектов. В октябре 2008 г., несмотря на вооруженный конфликт с РФ, группа начала борьбу за лицензию на разработку Шкмерского марганцевого месторождения, расположенного в Онском районе Грузии.

Однако самой неожиданной сделкой стала концентрация "Приватом" в конце 2008 г. 12% акций еще одной компании в Австралии OM Holdings. Она является второй по объемам добычи марганцевых руд в Австралии, добывая ежегодно около 600 тыс. тонн руды. Кроме того, OM Holdings располагает собственными ферросплавными мощностями в Китае (55 тыс. тонн в год) и владеет 11% акций австралийского производителя ЖРС Territory Recources. После покупки через Consolidated Minerals 12%-го пакета акций OMH, "Приват" объявил о намерении увеличить свою долю до 25% и, таким образом, занять треть мест в правлении компании.

Но пример враждебного поглощения Consolidated Minerals, заставил акционеров OMH принять превентивные защитные меры. На прошлой неделе на внеочередном собрании акционеров OM Holdings был утвержден действующий в Австралии механизм защиты от недружественных поглощений. Согласно законодательному акту 2001 г. (The ASIC Act), принятому Австралийской комиссией по ценным бумагам и инвестициям, приобретение 20 или более процентов акций публичных компаний обязывает их собственника предложить остальным акционерам оферту по выкупу акций по средней цене их котировок за последние несколько месяцев. В условиях падения фондовых рынков, и прежде всего, акций горнорудных компаний, принятые меры защиты от поглощения, вряд ли, выглядят критичными для группы "Приват". Безусловно, теперь поглощение компании обойдется украинской группе дороже, однако то, что она не остановится на статусе миноритарного акционера, достаточно четко следует из стратегии бизнеса "Привата".

Поглотив главного конкурента в Австралии, "Приват" сможет более активно влиять не ценовую динамику марганца и ферросплавов в азиатском регионе. На данный момент группа и так практикует подобную политику. К примеру, весной прошлого года ганские компании (подконтрольные украинской группе) резко снизили поставки товарной руды на рынок, спровоцировав ее дефицит на фоне рекордного высокого спроса. Подождав, пока цены достигли заоблачных значений, "Приват" возобновила поставки металла. Если посмотреть котировки товарного марганца состоянием на январь, то сырье, добытое в Австралии и Гане, стоит на 100-150 долл. дороже в расчете за тонну чистого металла, чем китайская и южноафриканская продукция.

В случае покупки OM Holdings или, по меньшей мере, установления оперативного контроля над ценовой политикой компании группа "Приват" будет контролировать свыше 16% добычи марганца, около 28-30% глобального рынка данного металла, и около 35% мирового рынка марганцевых ферросплавов. Между тем, выстраиваемая "Приватом" империя, кроме как морального чувства гордости за успехи национального бизнеса, никаких дивидендов Украине не принесет. Большинство активов, контролируются оффшорными компаниями и формально с Украиной никак не связаны.

Более того, поставляя на свои украинские предприятия сырье по завышенным ценам, группа снижает фискальную нагрузку на свой бизнес, экономя на уплате налога на прибыль. К слову, соотношение уплаты налогов к валовой выручке у марганцевых ГОКов "Привата" одно из наименьших среди всех предприятий украинского ГМК. В то же время, позитивным следствием расширения марганцевого дивизиона группы является открытие доступа для украинских предприятий к качественной марганцевой руде, что позволит поддерживать их загрузку даже в условиях стремительного истощения украинских недр.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!