kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Ферросплавы: чем начинается год

26.01.09
размер текста:

В середине января 2009 г. наши источники в группе «Приват» сообщили, что холдинг сконцентрировал приблизительно 12% второй по объемам производства марганцевых руд в Австралии компании – OM Holdings (600 тыс. тонн в год). В свою очередь, другие акционеры предприятия внесли некоторые изменения в устав, ослабляющие укрепление «приватовского» влияния.

Напомним, марганцевые руды являются основным сырьем при производстве ферросплавов – одного из основных видов металлургического сырья. OM Holdings располагает собственными ферросплавными мощностями в Китае (55 тыс. тонн ежегодно) и владеет 11% акций такого австралийского производителя железной руды, как Territory Recources. Акции ОМ котируются на Австралийской фондовой бирже, капитализация на 15 января 2009 г. – 467,04 млн австралийских долларов ($308,9 млн).

В Украине действует 2 крупных производителя марганцевых руд – Марганецкий и Орджоникидзевский (ОГОК) горно-обогатительные комбинаты. И оба они, «как ни странно», также контролируются группой Коломойского-Боголюбова. Равно как давно известны и австралийские проекты холдинга. Так, в прошлом году стало известно, что «Приват» собирается создать международный ферросплавный холдинг – на базе 1) группы Palmary, 2) приобретенной в начале 2008 г. в той же Австралии крупной марганцево-рудной компании Consolidated Minerals, 3) компании Ghana Manganese Co. Ltd. (Африка), а также таких заводов ферросплавов, как Highlanders Alloys (США), Feral CA (Румыния) и предприятия «Чиатурмарганец» (Грузия). К тому же предполагалась покупка новых никелевых активов. И хотя кризис корректирует все планы – по свидетельствам экспертов, указанная отечественная ФПГ избрала сегодня активную стратегию в сфере M&A, которая, в частности, заключается в том, чтобы воспользоваться ослаблением конкурентов для усиления своих рыночных позиций.

И если в минувшем году «Приват» контролировал около 20% мирового ферросплавного рынка (в среднем по всем группам продукции) – то создание описанного выше вертикально интегрированного холдинга даст ему контроль над 30%.

Кстати, на Марганецком ГОКе инвестиции в развитие на 2008 г. предполагались в размере 10,8 млн грн. – в том числе в замену пневматического оборудования на электрическое, разработку новой модели проходческого комбайна, меры по экономии энергоресурсов, увеличение добычи руды открытым способом. И, по нашей информации с предприятия, эти планы в основном были реализованы. А ОГОК в 2007 г. потратил на техническое развитие в 2 раза больше, чем в 2006 г. А в прошедшем году выполнял капитальный ремонт 2 роторных комплексов, 2 шагающих экскаваторов, дальнейшее восстановление конвейерного хозяйства и т.д.

Сырьевой вопрос

Отметим, что главные источники импорта сырья для ферросплавов в Украину – это, кроме Австралии, ЮАР, Дания, Гана. При этом в 2008 г. и до последнего времени на международных рынках сохранялся дефицит марганцевых руд. Поэтому все вертикально интегрированные ферросплавные группы, располагающие и сырьем, и своими ГОКами, даже к концу прошлого года продолжали «придерживать» руду, поставляя ее прежде всего на свои ферросплавные заводы. А несколько ранее под переработку своей марганцевой руды покупались и новые мощности. Так, казахские инвесторы купили Серовский завод ферросплавов (Россия), бразильская Vale (быв. CVRD; один из крупнейших международных поставщиков марганца) создала свое ферросплавное производство в Европе.

Активизировались в 2008 г. и украинские проекты добычи марганцевого сырья. Так, уже в августе 2008 г. консорциум МК «АрселорМиттал Кривой Рог» и Индустриального союза Донбасса (ИСД) заявил о желании инвестировать $500 млн в освоение крупнейшего в стране Великотокмакского месторождения марганцевых руд. По экспертным оценкам, его запасы оцениваются почти в 1,5 млрд. тонн – это до 70% марганцевых залежей страны. И заметно больше запасов никопольского бассейна, где работают вышеназванные «приватовские» марганцевые ГОКи. Причем в токмакской руде содержание марганца в среднем 25,8%, а в никопольской – лишь 23%.

В июне 2008 г. Запорожским облсоветом на месторождении создано КП «Степногорский ГОК», здесь же было оговорено строительство нового ферросплавного завода. Ориентировочные сроки реализации проекта с момента его начала – 5-7 лет. Председатель Запорожского облсовета Александр Нефедов подтверждает, что инвестору будет предложена в проекте доля на уровне до 70%. И уже перед самым Новым Годом облсовет одобрил меморандум с ИСД о разработке месторождения и строительстве нового ферросплавного предприятия. Годовая мощность будущего завода оценивается в 350 тыс. тонн марганцевых ферросплавов.

За контроль над месторождением с указанным консорциумом, по нашим данным, по-прежнему борется и «Приват», который уже заявил о «возможности нечестного конкурса» по руднику и о том, что будет добиваться запрета на разработку.
А еще одна заинтересованная сторона – «группа Жеваго», владеющая македонским ферросплавным заводом Skopski Legury. В 2006 г. она учредила ООО «Токмакская ферросплавная компания», которое получило разрешение на строительство нового ферросплавного завода (на другом участке Великотокмакского месторождения).

И в целом, и по пунктам

В Украине на сегодня работает 3 крупных ферросплавных завода – Никопольский (НЗФ; крупнейший), Запорожский (ЗЗФ) и Стахановский (СЗФ). Первый контролируется группой «Интерпайп» (по нашим данным, «Приват» также имеет значительную долю в данном предприятии), остальные 2 относятся ко все тому же «Привату». По результатам прошлого года, отмечают нам в Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), отечественное производство рассматриваемой продукции (в сравнении с 2007 г.) уменьшилось на 21,5%, до 1,4188 млн тонн. В том числе выпуск силикомарганца упал на 26,6% - до 894,9 тыс. тонн, марганца металлического – на 23%, до 8,7 тыс. тонн, ферросилиция (в пересчете на 45% содержания Si) – на 30,1%, до 152,8 тыс. тонн. Вместе с тем, увеличилось производство ферромарганца – на 1,4%, до 362,4 тыс. тонн. К слову, сократился и общий выпуск сырьевого полуфабриката – марганцевого концентрата (на 16,2%, до 1,4466 млн тонн).

В частности, в ноябре минувшего года украинское ферросплавное производство было практически полностью остановлено. Равно как и оба марганцевых ГОКа, сообщил нам исполнительный директор УкрФА Сергей Кудрявцев. Однако в декабре главные производители начали снова запускать мощности – как для сохранения в принципе их работоспособности, так и вследствие небольшого оживления спроса. Так, по состоянию на середину января 2009 г. на ЗЗФ было загружено около 21% мощностей (относительно аналогичного момента года прошедшего), а по итогам 2008 г. выполнено примерно 80% утвержденной годовой производственной программы – 386,2 тыс. тонн.

А НЗФ в конце завершившегося года запустил 5 печей плавильного цеха №9, что позволило в декабре месяце изготовить более 20 тыс. тонн товарных ферросплавов.
В целом ферросплавщики совершенно не исключают стабилизации на своих профильных рынках уже в 2009 г. Так, на СЗФ в этой связи «Минпрому» сообщили: конкуренция на глобальных рынках ужесточается, и это требует от поставщиков активного внедрения инновационных технологий, которые обеспечивают снижение себестоимости производства. К таким технологиям на заводе относят «развитийное» мероприятие, начатое в ушедшем году, однако приостановленное из-за кризиса – строительство комплекса очистных сооружений. Как отмечают на предприятии, такой объект дает возможность снизить расходы на водоснабжение, а также уменьшить зависимость от поставщиков воды. Последнее особенно важно из-за того, что район города Стаханов (Донбасс) недостаточно хорошо обеспечен технической водой.

Кроме того, на 2009 г. рассматривается вопрос строительства на СЗФ тепловой электростанции. По имеющейся информации, запуск такого объекта позволит на 100% обеспечить завод электроэнергией, причем без трудно прогнозируемых ценовых колебаний «свободного» энергорынка.



 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!