kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Метизные рынки: жива ли надежда

28.01.09
размер текста:

Сегодня промышленность Украины насчитывает более 10 одних только крупных «классических», созданных еще в советское время метизных производств. Это и крупнейший отечественный метизный завод – «Днепрометиз», в последние годы выкупленный группой «Северсталь». Это и такие «классики жанра», как Дружковский метизный завод – один из основных поставщиков железнодорожного крепежа в СССР. А также компании «Стальканат» (г. Одесса) и «Силур» (Донецкая обл.) – крупные региональные производители тросов и канатов.
Базовые товарные группы метизов – это крепеж (строительный, машиностроительный, железнодорожный), гвозди, проволока, сетка, канаты, сварочные электроды и др.

Куда стремиться

Не удивительно, что по результатам 2008 г. украинские метизники относительно предыдущего года выпустили меньше продукции. По информации наших правительственных источников, это сокращение достигло почти 30% - до 299,3 тыс. тонн. В то же время в сравнении с ноябрем месячный объем производства в декабре 2008 г. сохранился – приблизительно 15 тыс. тонн. Целый ряд экспертов считает, что подобная стабильность говорит о замедлении рыночной рецессии – как на рынке метизов, так и, например, на международных металлорынках. Фактор «за» - то, что некоторая стабилизация наметилась в разгар зимы, когда потребление металла и продуктов из него традиционно падает. Но это никак не отменяет возможности дальнейшего падения рынков.

Более-менее прогнозируемой стабилизации наш компетентный собеседник в Министерстве промышленной политики ожидает не ранее лета этого года. И то в связи с фактором, который, как ни странно, оказался в условиях нашей страны достаточно абстрактным. Речь идет о том, что к лету 2009 г. таки ожидается начало крупных работ по подготовке к проведению финала футбольного Евро-2012. А это, как известно, прежде всего, масштабные строительные и реконструкционные проекты. И так как один из главных потребителей самых разных метизов – это строительство, то и внутренние метизные рынки должны ожить. Равно как и металлорынки, и т.д. Другой вопрос, что на фоне развития кризиса развертывания «евро-работ» летом может и не произойти. Даже при угрозе потери Украиной права проведения мероприятия.

Важные нюансы

Кстати, по последним данным (на конец 2008 года) метизные производители занимали 7% в общей отечественной структуре закупок черного металлопроката у металлургов (в 2007 году – 8%). Распределение сделано с учетом закупок проката торговыми компаниями, перепродающими его далее конечному заказчику и, в том числе метизникам, что несколько искажает картину рынка. Вместе с тем, указанная структура отражет значение метизной подотрасли в украинской промышленности и в целом, и в прямых контрактах на металлоснабжение. Для сравнения, металлотрейдеры-посредники на конец 2008 года напрямую выкупали у метпредприятий-производителей 34% от общего массива проката (годом ранее – 30%), трубники – 27% (2007 – столько же). Компании самого ГМК по состоянию на конец 2008 года потребляли напрямую около 9% (ранее – 8%).

Эти цифры, среди прочего, иллюстрируют перераспределение металлорынка Украины в пользу металлоторговцев. По мнению аналитиков, в такой тенденции есть и ощутимые плюсы (скажем, способность трейдеров быстрее и полнее комплектовать поставку) – и определенные минусы (к примеру, торговые наценки). В рамках же нашей сегодняшней темы укажем: производители-метизники всегда (и не только в Украине) в последние годы жаловались на диктат меткомбинатов-поставщиков металлосырья. Так, один из монопольных отечественных поставщиков сырья – катанки – это комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». И последние несколько лет противостояние между ним и метизными производственными компаниями постоянно выплескивалось «на публику» - в том числе в масс-медиа. Метизники, чуть ли не в один голос, заявляли, что комбинат постоянно завышает цены на катанку, а также – что ее качество довольно низкое. Металлурги – что они давно ввели льготные цены и другие особые условия для метизных заводов, а жалобы последних – попытка «сесть на шею» меткомбинатам.

Так вот, теперь, в условиях некоторого ухода рынка от прямых поставок проката, возможно, у метизных и металлургических предприятий будет меньше поводов для взаимных обвинений. Не говоря уж о таком факторе «примирения», как всеобщий кризис. И тут снова можно вспомнить о проблеме приоритетной ориентации метхолдингов на экспорт – в ущерб внутренним потребителям, и т.д. Последнее, например, в 2007-2008 гг. уже привело к ослаблению позиций криворожского меткомбината на украинском рынке катанки – в пользу Молдавского метзавода, а также турецкого импорта.

Большой вопрос о малых

В начале статьи мы сказали о том, что в нашей стране работает сразу несколько крупных постсоветских метизных заводов. Однако небольшие производства в последние годы развивались гораздо быстрее. Так, уже летом минувшего года ЗАО «Гарант Метиз Инвест» презентовало 2-ю очередь своего метизного завода в г.Желтые Воды (Днепропетровская обл.). Вторая очередь включила линию оцинкования проволоки ежегодной проектной мощностью около 21 тыс. тонн, на основе современного оборудования «4-го поколения» – 3-х волочильных машин Koch (Германия), линии оцинкования I.C.E. Group (Канада), размоточно-намоточных устройств М+Е (Италия). А незадолго до того, в начале 2008 года, была сдана первая очередь завода.

По оценкам операторов рынка, подобный завод, мощностью 40 тыс. тонн метизов в год, относится к так называемым малым метизным производствам. Для сравнения, один из «китов» подотрасли, «Днепрометиз», даже в минувшем году выпустил свыше 100 тыс. тонн продукции.

И такие малые заводы чаще всего одновременно являются и новыми – созданными в последние 3-5 лет. Так, кроме «Гарант Метиза», в последние годы созданы небольшие метизные производства при предприятиях «Промметиз», Steelco (оба – Днепропетровск), «Авсень» (Харцызск, Донецкая обл.), «Квалитет» (Макеевка, Донецкая обл. – на базе ПО «Завод метизных изделий»), «Запорожметалл Холдинг» (Киев), «Конкорд ХХІ» (Кременчуг, Полтавская обл.). Также отметим собственные заводы компаний «Интерпрокат» (г. Краснодон Луганской обл.), «Солди и Ко» (производственная площадка – в Запорожье), «Тетра» (Харьков, выпуск метизов начат в 2001 году).

В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» резюмируют: совершенно не исключено, что именно такие малые метизные предприятия лучше всего переживут кризис. В числе причин – относительно небольшое «хозяйство» и штат, не требующие многомиллионных вливаний в поддержание работоспособности (о развитии пока что вообще не говорим). Также среди преимуществ малого производства – рыночная маневренность, в т.ч. в области ассортимента. То есть, бывает, что структура спроса меняется, и одни товары становятся более востребованы, а другие – менее. В такой ситуации малому заводу легче перераспределить мощности меж разными видами продукции, крупное же предприятие из-за своего масштаба намного инертнее.

 


Комментарии
комментариев: 1
13:02 | 28.01.2009
Александр Семенов
Очень неплохой анализ. Суть проблемы указана точно.
Максим хотелось бы пообщаться поглубже.
Мой e-mail: rm@rosmetiz.ru
Жду

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!