kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Метизные рынки: жива ли надежда

28.01.09
размер текста:

Сегодня промышленность Украины насчитывает более 10 одних только крупных «классических», созданных еще в советское время метизных производств. Это и крупнейший отечественный метизный завод – «Днепрометиз», в последние годы выкупленный группой «Северсталь». Это и такие «классики жанра», как Дружковский метизный завод – один из основных поставщиков железнодорожного крепежа в СССР. А также компании «Стальканат» (г. Одесса) и «Силур» (Донецкая обл.) – крупные региональные производители тросов и канатов.
Базовые товарные группы метизов – это крепеж (строительный, машиностроительный, железнодорожный), гвозди, проволока, сетка, канаты, сварочные электроды и др.

Куда стремиться

Не удивительно, что по результатам 2008 г. украинские метизники относительно предыдущего года выпустили меньше продукции. По информации наших правительственных источников, это сокращение достигло почти 30% - до 299,3 тыс. тонн. В то же время в сравнении с ноябрем месячный объем производства в декабре 2008 г. сохранился – приблизительно 15 тыс. тонн. Целый ряд экспертов считает, что подобная стабильность говорит о замедлении рыночной рецессии – как на рынке метизов, так и, например, на международных металлорынках. Фактор «за» - то, что некоторая стабилизация наметилась в разгар зимы, когда потребление металла и продуктов из него традиционно падает. Но это никак не отменяет возможности дальнейшего падения рынков.

Более-менее прогнозируемой стабилизации наш компетентный собеседник в Министерстве промышленной политики ожидает не ранее лета этого года. И то в связи с фактором, который, как ни странно, оказался в условиях нашей страны достаточно абстрактным. Речь идет о том, что к лету 2009 г. таки ожидается начало крупных работ по подготовке к проведению финала футбольного Евро-2012. А это, как известно, прежде всего, масштабные строительные и реконструкционные проекты. И так как один из главных потребителей самых разных метизов – это строительство, то и внутренние метизные рынки должны ожить. Равно как и металлорынки, и т.д. Другой вопрос, что на фоне развития кризиса развертывания «евро-работ» летом может и не произойти. Даже при угрозе потери Украиной права проведения мероприятия.

Важные нюансы

Кстати, по последним данным (на конец 2008 года) метизные производители занимали 7% в общей отечественной структуре закупок черного металлопроката у металлургов (в 2007 году – 8%). Распределение сделано с учетом закупок проката торговыми компаниями, перепродающими его далее конечному заказчику и, в том числе метизникам, что несколько искажает картину рынка. Вместе с тем, указанная структура отражет значение метизной подотрасли в украинской промышленности и в целом, и в прямых контрактах на металлоснабжение. Для сравнения, металлотрейдеры-посредники на конец 2008 года напрямую выкупали у метпредприятий-производителей 34% от общего массива проката (годом ранее – 30%), трубники – 27% (2007 – столько же). Компании самого ГМК по состоянию на конец 2008 года потребляли напрямую около 9% (ранее – 8%).

Эти цифры, среди прочего, иллюстрируют перераспределение металлорынка Украины в пользу металлоторговцев. По мнению аналитиков, в такой тенденции есть и ощутимые плюсы (скажем, способность трейдеров быстрее и полнее комплектовать поставку) – и определенные минусы (к примеру, торговые наценки). В рамках же нашей сегодняшней темы укажем: производители-метизники всегда (и не только в Украине) в последние годы жаловались на диктат меткомбинатов-поставщиков металлосырья. Так, один из монопольных отечественных поставщиков сырья – катанки – это комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». И последние несколько лет противостояние между ним и метизными производственными компаниями постоянно выплескивалось «на публику» - в том числе в масс-медиа. Метизники, чуть ли не в один голос, заявляли, что комбинат постоянно завышает цены на катанку, а также – что ее качество довольно низкое. Металлурги – что они давно ввели льготные цены и другие особые условия для метизных заводов, а жалобы последних – попытка «сесть на шею» меткомбинатам.

Так вот, теперь, в условиях некоторого ухода рынка от прямых поставок проката, возможно, у метизных и металлургических предприятий будет меньше поводов для взаимных обвинений. Не говоря уж о таком факторе «примирения», как всеобщий кризис. И тут снова можно вспомнить о проблеме приоритетной ориентации метхолдингов на экспорт – в ущерб внутренним потребителям, и т.д. Последнее, например, в 2007-2008 гг. уже привело к ослаблению позиций криворожского меткомбината на украинском рынке катанки – в пользу Молдавского метзавода, а также турецкого импорта.

Большой вопрос о малых

В начале статьи мы сказали о том, что в нашей стране работает сразу несколько крупных постсоветских метизных заводов. Однако небольшие производства в последние годы развивались гораздо быстрее. Так, уже летом минувшего года ЗАО «Гарант Метиз Инвест» презентовало 2-ю очередь своего метизного завода в г.Желтые Воды (Днепропетровская обл.). Вторая очередь включила линию оцинкования проволоки ежегодной проектной мощностью около 21 тыс. тонн, на основе современного оборудования «4-го поколения» – 3-х волочильных машин Koch (Германия), линии оцинкования I.C.E. Group (Канада), размоточно-намоточных устройств М+Е (Италия). А незадолго до того, в начале 2008 года, была сдана первая очередь завода.

По оценкам операторов рынка, подобный завод, мощностью 40 тыс. тонн метизов в год, относится к так называемым малым метизным производствам. Для сравнения, один из «китов» подотрасли, «Днепрометиз», даже в минувшем году выпустил свыше 100 тыс. тонн продукции.

И такие малые заводы чаще всего одновременно являются и новыми – созданными в последние 3-5 лет. Так, кроме «Гарант Метиза», в последние годы созданы небольшие метизные производства при предприятиях «Промметиз», Steelco (оба – Днепропетровск), «Авсень» (Харцызск, Донецкая обл.), «Квалитет» (Макеевка, Донецкая обл. – на базе ПО «Завод метизных изделий»), «Запорожметалл Холдинг» (Киев), «Конкорд ХХІ» (Кременчуг, Полтавская обл.). Также отметим собственные заводы компаний «Интерпрокат» (г. Краснодон Луганской обл.), «Солди и Ко» (производственная площадка – в Запорожье), «Тетра» (Харьков, выпуск метизов начат в 2001 году).

В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» резюмируют: совершенно не исключено, что именно такие малые метизные предприятия лучше всего переживут кризис. В числе причин – относительно небольшое «хозяйство» и штат, не требующие многомиллионных вливаний в поддержание работоспособности (о развитии пока что вообще не говорим). Также среди преимуществ малого производства – рыночная маневренность, в т.ч. в области ассортимента. То есть, бывает, что структура спроса меняется, и одни товары становятся более востребованы, а другие – менее. В такой ситуации малому заводу легче перераспределить мощности меж разными видами продукции, крупное же предприятие из-за своего масштаба намного инертнее.

 


Комментарии
комментариев: 1
13:02 | 28.01.2009
Александр Семенов
Очень неплохой анализ. Суть проблемы указана точно.
Максим хотелось бы пообщаться поглубже.
Мой e-mail: rm@rosmetiz.ru
Жду

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!