kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Метизные рынки: жива ли надежда

28.01.09
размер текста:

Сегодня промышленность Украины насчитывает более 10 одних только крупных «классических», созданных еще в советское время метизных производств. Это и крупнейший отечественный метизный завод – «Днепрометиз», в последние годы выкупленный группой «Северсталь». Это и такие «классики жанра», как Дружковский метизный завод – один из основных поставщиков железнодорожного крепежа в СССР. А также компании «Стальканат» (г. Одесса) и «Силур» (Донецкая обл.) – крупные региональные производители тросов и канатов.
Базовые товарные группы метизов – это крепеж (строительный, машиностроительный, железнодорожный), гвозди, проволока, сетка, канаты, сварочные электроды и др.

Куда стремиться

Не удивительно, что по результатам 2008 г. украинские метизники относительно предыдущего года выпустили меньше продукции. По информации наших правительственных источников, это сокращение достигло почти 30% - до 299,3 тыс. тонн. В то же время в сравнении с ноябрем месячный объем производства в декабре 2008 г. сохранился – приблизительно 15 тыс. тонн. Целый ряд экспертов считает, что подобная стабильность говорит о замедлении рыночной рецессии – как на рынке метизов, так и, например, на международных металлорынках. Фактор «за» - то, что некоторая стабилизация наметилась в разгар зимы, когда потребление металла и продуктов из него традиционно падает. Но это никак не отменяет возможности дальнейшего падения рынков.

Более-менее прогнозируемой стабилизации наш компетентный собеседник в Министерстве промышленной политики ожидает не ранее лета этого года. И то в связи с фактором, который, как ни странно, оказался в условиях нашей страны достаточно абстрактным. Речь идет о том, что к лету 2009 г. таки ожидается начало крупных работ по подготовке к проведению финала футбольного Евро-2012. А это, как известно, прежде всего, масштабные строительные и реконструкционные проекты. И так как один из главных потребителей самых разных метизов – это строительство, то и внутренние метизные рынки должны ожить. Равно как и металлорынки, и т.д. Другой вопрос, что на фоне развития кризиса развертывания «евро-работ» летом может и не произойти. Даже при угрозе потери Украиной права проведения мероприятия.

Важные нюансы

Кстати, по последним данным (на конец 2008 года) метизные производители занимали 7% в общей отечественной структуре закупок черного металлопроката у металлургов (в 2007 году – 8%). Распределение сделано с учетом закупок проката торговыми компаниями, перепродающими его далее конечному заказчику и, в том числе метизникам, что несколько искажает картину рынка. Вместе с тем, указанная структура отражет значение метизной подотрасли в украинской промышленности и в целом, и в прямых контрактах на металлоснабжение. Для сравнения, металлотрейдеры-посредники на конец 2008 года напрямую выкупали у метпредприятий-производителей 34% от общего массива проката (годом ранее – 30%), трубники – 27% (2007 – столько же). Компании самого ГМК по состоянию на конец 2008 года потребляли напрямую около 9% (ранее – 8%).

Эти цифры, среди прочего, иллюстрируют перераспределение металлорынка Украины в пользу металлоторговцев. По мнению аналитиков, в такой тенденции есть и ощутимые плюсы (скажем, способность трейдеров быстрее и полнее комплектовать поставку) – и определенные минусы (к примеру, торговые наценки). В рамках же нашей сегодняшней темы укажем: производители-метизники всегда (и не только в Украине) в последние годы жаловались на диктат меткомбинатов-поставщиков металлосырья. Так, один из монопольных отечественных поставщиков сырья – катанки – это комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». И последние несколько лет противостояние между ним и метизными производственными компаниями постоянно выплескивалось «на публику» - в том числе в масс-медиа. Метизники, чуть ли не в один голос, заявляли, что комбинат постоянно завышает цены на катанку, а также – что ее качество довольно низкое. Металлурги – что они давно ввели льготные цены и другие особые условия для метизных заводов, а жалобы последних – попытка «сесть на шею» меткомбинатам.

Так вот, теперь, в условиях некоторого ухода рынка от прямых поставок проката, возможно, у метизных и металлургических предприятий будет меньше поводов для взаимных обвинений. Не говоря уж о таком факторе «примирения», как всеобщий кризис. И тут снова можно вспомнить о проблеме приоритетной ориентации метхолдингов на экспорт – в ущерб внутренним потребителям, и т.д. Последнее, например, в 2007-2008 гг. уже привело к ослаблению позиций криворожского меткомбината на украинском рынке катанки – в пользу Молдавского метзавода, а также турецкого импорта.

Большой вопрос о малых

В начале статьи мы сказали о том, что в нашей стране работает сразу несколько крупных постсоветских метизных заводов. Однако небольшие производства в последние годы развивались гораздо быстрее. Так, уже летом минувшего года ЗАО «Гарант Метиз Инвест» презентовало 2-ю очередь своего метизного завода в г.Желтые Воды (Днепропетровская обл.). Вторая очередь включила линию оцинкования проволоки ежегодной проектной мощностью около 21 тыс. тонн, на основе современного оборудования «4-го поколения» – 3-х волочильных машин Koch (Германия), линии оцинкования I.C.E. Group (Канада), размоточно-намоточных устройств М+Е (Италия). А незадолго до того, в начале 2008 года, была сдана первая очередь завода.

По оценкам операторов рынка, подобный завод, мощностью 40 тыс. тонн метизов в год, относится к так называемым малым метизным производствам. Для сравнения, один из «китов» подотрасли, «Днепрометиз», даже в минувшем году выпустил свыше 100 тыс. тонн продукции.

И такие малые заводы чаще всего одновременно являются и новыми – созданными в последние 3-5 лет. Так, кроме «Гарант Метиза», в последние годы созданы небольшие метизные производства при предприятиях «Промметиз», Steelco (оба – Днепропетровск), «Авсень» (Харцызск, Донецкая обл.), «Квалитет» (Макеевка, Донецкая обл. – на базе ПО «Завод метизных изделий»), «Запорожметалл Холдинг» (Киев), «Конкорд ХХІ» (Кременчуг, Полтавская обл.). Также отметим собственные заводы компаний «Интерпрокат» (г. Краснодон Луганской обл.), «Солди и Ко» (производственная площадка – в Запорожье), «Тетра» (Харьков, выпуск метизов начат в 2001 году).

В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» резюмируют: совершенно не исключено, что именно такие малые метизные предприятия лучше всего переживут кризис. В числе причин – относительно небольшое «хозяйство» и штат, не требующие многомиллионных вливаний в поддержание работоспособности (о развитии пока что вообще не говорим). Также среди преимуществ малого производства – рыночная маневренность, в т.ч. в области ассортимента. То есть, бывает, что структура спроса меняется, и одни товары становятся более востребованы, а другие – менее. В такой ситуации малому заводу легче перераспределить мощности меж разными видами продукции, крупное же предприятие из-за своего масштаба намного инертнее.

 


Комментарии
комментариев: 1
13:02 | 28.01.2009
Александр Семенов
Очень неплохой анализ. Суть проблемы указана точно.
Максим хотелось бы пообщаться поглубже.
Мой e-mail: rm@rosmetiz.ru
Жду

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!