kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украинский чермет: долго ли продлится рост на фоне мирового обвала?

03.02.09
размер текста:

В конце января мировой рынок металлопродукции снова пополз вниз, развеяв и без того призрачные надежды на восстановление спроса. На фоне этого достаточно неожиданным выглядят планы национальных металлургов нарастить производство стали в феврале. Ресурс данного роста органичен, в связи с чем, дальнейшая динамика производства может снова пойти на спад.

Заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко огласил прогноз ведомства относительно производства стали в Украине на февраль. По его словам, в следующем месяце среднесуточная выплавка стали в стране вырастет на 8-10%, до 71,3-73,7 тыс. тонн. При этом, по информации замминистра в январе данный показатель достигает 66-67 тыс. тонн - что на 40% меньше, чем за аналогичный период 2008 года, однако на 10% больше чем в декабре. По словам С.Грищенко, в украинских метпредприятий начали появляться новые заказы, благодаря чему в последнее время они увеличили экспорт горячекатаного проката и заготовки.

Озвученная информация свидетельствует о том, что национальная металлургия постепенно восстанавливается после "шокового" ноября, когда загрузка производственных мощностей упала до 25-30%, а более половины сталеплавильных агрегатов было выведено из эксплуатации. Подобные производственные показатели, симметрично отобразились и на финансовых результатах. В ноябре 2008 года убытки от реализации продукции составили 1,35 млрд грн., а рентабельность деятельности опустилась до "минус" 22,8%. При этом, практически прекратился приток в Украину валютной выручки, что послужило ключевым фактором подорожания доллара. Стоит отметить, что финансовый запас прочности, созданный металлургами в первом полугодии 2008 года, скорее всего, позволит сохранить положительную рентабельность по результатам прошлого года в районе 10-12%.

Провальный последний квартал сорвал производственные планы металлургов, согласно которым в 2008 году планировалось выплавить 46 млн тонн стали. В итоге по результатам предыдущего они дали только 37,1 млн тонн, что на 13% меньше 2007 года. Сокращение производства отобразилось на позициях национального чермета как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В частности, экспорт металлопродукции по сравнению с 2007 годом снизился на 7,4%. По информации директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимира Власюка, за минувший год более всего уменьшился экспорт готового проката: плоского – на 0,7 млн тонн, длинномерного – на 1,7 млн тонн.

В то же время экспорт полуфабрикатов, на которые традиционно приходится до половины украинского экспорта металлопродукции, вырос на 7,6% – до 12,7 млн тонн. При этом, в октябре-ноябре украинцы вынуждены были покинуть ряд внешних рынков, поскольку проиграли ценовую борьбу своим конкурентам. На внутреннем рынке национальные предприятия получили двойной удар. Во-первых, сузился сам рынок (почти на 2 млн тонн), во-вторых, существенно усилил позиции импорт (занял 30% рынка).

Кризис продемонстрировал, что наиболее стойкими являются те предприятия, которые инвестировали в модернизацию производственных фондов. Показательным является тот факт, что падение производства значительно меньше коснулось полуфабрикатов, разлитых с помощью МНЛЗ, чем традиционным способом.

Эксперты надеются, что ноябрь прошлого года был пиком падения, поскольку начиная с декабря, наблюдается плавный, но устойчивый рост объемов производства. Напомним, что в декабре метпредприятия увеличили производство стали на 25% по сравнению с ноябрем. В январе, как ожидается, объем выплавки стали достигнет 1,99 млн тонн, а в феврале – 2,17 млн тонн. Несмотря на то, что в феврале выплавка стали по предварительным расчетам составит только 63-65% от докризисного уровня, положительная динамика сама по себе является достижением. Большинство крупнейших по выплавке стали стран все еще не достигли дна и продолжают снижать выпуск металла. "Лидерами" по падению производства ныне являются США. Загрузка производственных мощностей в данной стране в январе опустилась до 40%.

Рост украинской металлургии на фоне продолжающегося кризиса в глобальном ГМК обусловлен рядом факторов. Во-первых, национального производителя укрепило снижение стоимости ресурсов. В частности, стоимость ЖРС (агломерата) для украинских предприятий за последние полгода уменьшилась с 120 долл./тонн до 50-70 долл./тонн, кокс подешевел с 600 долл./тонн до 150-200 долл./тонн, лом - с 400 долл./тонн до 150-180 долл./тонн. Ко всему прочему, металлургические предприятия вынуждены были оптимизировать фонд оплаты труда. Во-вторых, 70%-ное обесценивание национальной валюты, фактически удваивает выручку от экспорта металла. Все эти факторы, способствовали снижению себестоимости украинской стали в январе, по предварительным данным, до 310-320 долл./ тонн.

Тем не менее, большинство украинских предприятий продолжают работать себе в убыток. В январе некоторые металлургические компании продавали в Азии горячекатаный лист по цене 370-400 долл. FOB, при том, что цена заготовки составляла 380-420 долл. FOB., а себестоимость тонны украинской составляет от 380 до 420 долл. К слову, разрыв между стоимостью заготовки и х/к листа в июле достигал 350-400 долл, что в определенной степени отображает пропорцию себестоимости двух видов продукции. Осознанная работа в минус объясняется, по всей видимости, тем фактом, что убытки от простоя мощностей измеряются большими значениями, чем реализация продукции по ценам, ниже себестоимости.

Таким образом, рост производства стали в Украине имеет под собой очень зыбкую основу. Очевидно, что работа в убыток не может продолжаться бесконечно. Кроме того, сбавить темпы восстановления чермета уже в феврале может ряд деструктивных факторов:

• очередное снижение цен на глобальном рынке металлопродукции;
• ассиметричное снижение цен на ресурсные затраты;
• волна протекционизма.

Ценовая динамика на рынках стали, по-прежнему, является очень сложной. В первой половине января цены на заготовку (отталкиваемся от показателя C&F Юго-Восточная Азия) поползли вверх и практически достигли 400 долл./тонн. Однако, во второй половине месяца стоимость заготовки снова обвалилась и на последнюю неделю января уже стоила 315-320 долл./тонн. Частично подзаработать украинские металлурги пытались на внутреннем рынке. С начала года они дружно подняли цены в среднем на 15-20% на большинство видов своей продукции. Данный акт можно расценивать и как желание выжать с рынка максимум, и как коррекцию цен в связи с повышением курса доллара. Обе версии имеют под собой основания. В то же время, дальнейшее сужение рынка девальвировало рост доходов от повышения цен.

Еще одним деструктивным фактором для металлургии является ассиметричное снижение цен на ресурсы. Безусловно, в этом направлении наблюдается значительный прогресс, однако в сравнении с конкурентами, национальные компании априори проигрывают. К примеру, в РФ все сырьевые компании по указке властей существенно снизили цены на все виды металлургического сырья. При примерно одинаковых ценах на ЖРС, российским металлургам дешевле обходиться газ, электроэнергия, кокс, уголь, ферросплавы, ж/д и морские перевозки.

Но, пожалуй, наиболее болезненным среди названных трех факторов, препятствующих восстановлению украинского чермета является массовое тарифное закрытие внутренних рынков. В частности, в середине января, правительство РФ существенно подняло ввозные пошлины на некоторые виды проката и труб. По отдельным видам плоского проката ввозные пошлины повышены с 5% до 15%, по отдельным видам нелегированной стали - с 5% до 20%, в отношении труб из черных металлов - с 5% до 15% и 20%. Пошлины вводятся на ввоз проката и стали по 11 позициям, труб - по 46 позициям, включая обсадные, насосно-компрессорные, сварные. Они будут действовать в течение 9 месяцев. Под большинство ограничений ввоза проката подпадает и продукция украинских экспортеров, а относительно труб, то Россия оставалась для украинских производителей едва ли не единственным рынком сбыта.

Политику протекционизма активно внедряет и Турция – ключевой потребитель украинских полуфабрикатов и плоского проката. В начале года она увеличила импортные пошлины на горячекатаный рулон с 5% до 13%, на холоднокатаный — с 6% до 14% (в Украине их производят ММК им. Ильича и "Запорожсталь"), на толстый лист ввела пошлину в размере 15% ("Азовсталь", ДМЗ, Алчевский меткомбинат).

Для компенсации потерянных рынков украинские металлурги развивают новые направления, или реанимируют старые. В частности, ММК им. Ильича восстановил поставки горячекатаного рулона в Китай. Напомним, что данный регион большинство украинских метпредприятий покинули еще в начале десятилетия в связи с резким ростом производства проката в КНР. В то же время, такая сбытовая политика выглядит авантюрной, и может быть успешной только в качестве конъюнктурных мер по расширению рынков сбыта в кризисный период.

Комплекс перечисленных причин значительно усложняет процесс восстановления украинской металлургии. В данном контексте, февральский оптимизм украинских предприятий должен оцениваться очень осторожно, поскольку единственным их "козырем" является девальвация национальной валюты. Данный ресурс является неоднозначным и крайне ненадежным инструментом повышения конкурентоспособности, поэтому вряд ли его можно рассматривать в качестве долговременного фактора.

 


Комментарии
комментариев: 1
17:25 | 03.02.2009
Марк
2 февраля заготовка на ЛМБ упала до 270 долл. Кризис только начинаеться, господа,...

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!