Подробнее Запомнить город


Что им стоит все построить

05.02.09
размер текста:

По уточненной информации Министерства регионального развития и строительства, в 2008 году объем выполненных строительных работ в Украине снизился относительно позапрошлого года на 16%, до 64,363 млрд грн. в стоимостном эквиваленте. Интересно, что это почти столько же, сколько в 2007 году в отрасли составил прирост – 15,8% (53,5 млрд грн.).

Чем закончился год?

При взгляде на такие цифры первой приходит мысль о нынешнем кризисе. Однако напомним, что сокращение работ в строительстве наметилось совсем не осенью, а весной прошлого года. Когда, например, по результатам января-мая объемы строительных работ (в сравнении с аналогичным периодом 2007 года) упали на 1,1%, до 21,287 млрд грн. Причина – приснопамятное быстрое подорожание металлопроката (строительного сортамента), других строительных материалов, а также начала кризиса кредитования.

Впрочем, основной спад все же пришелся на конец года. Так, к Новому году, по консолидированной информации рыночных операторов, уже было приостановлено порядка 60% текущих отечественных строек. При этом снизились объемы во всех "разделах" отрасли: в области подготовки строительных участков – на 10,3%, возведение зданий и сооружений – на 16,3%, установка инженерного оборудования – на 14,3%. В целом 80,7% работ составило собственно строительство, реконструкция и техническое переоснащение, 14,3% - капитальный ремонт, 5% - текущий ремонт зданий и сооружений.

Если брать по регионам, то итоговое сокращение в минувшем году не коснулось лишь г.Севастополя и Черновицкой обл., где прирост объемов составил 3,2% и 8,4% соответственно. И то, на той же Буковине увеличение связывают с работами по ликвидации последствий наводнения в западных областях. В то же время значительное уменьшение строительных работ относительно 2007 года отмечается в Черниговской, Луганской и Винницкой областях (на 27,2-32,2%). Предприятия г.Киева и Донецкой области, на чью долю пришлось 40,1% всего объема работ, сократили строительство на 15,7% и 13,9% соответственно.

Трезво говоря

В этой связи некоторые наши эксперты обращают внимание, что в декабре объемы всех видов строительства в сравнении с ноябрем даже выросли – на 20,8%, до 6,751 млрд грн. Да, это не есть плохо и даже дает основания для некого минимального "не пессимизма". Однако даже достаточно оптимистичные прогнозы говорят о том, что взвешенно оценить истинные последствия кризиса для украинской строительной отрасли можно будет не ранее конца нынешнего года. В том числе и потому, что в 2008 году многие застройщики завершали работу с проектами, начатыми 2-3 года назад. Работы по таким проектам, конечно, включены в строительные результаты за прошедший год – хотя не имеют для застройщиков особого значения. Кроме того, как замечает наш высокопоставленный собеседник в компании "ТММ" (пожелавший остаться неназванным), ныне многое связано с дефицитом финансирования, который вызван обвалом сектора кредитования, "так что, еще не меньше, чем полгода никакого улучшения ситуации не предвидится". Притом ожидается и сокращение строительства по бюджетным проектам – например, того же социального жилья, объектов инфраструктуры государственных предприятий и организаций и др.

Скорее всего, "ядром" бюджетного и "околобюджетного" (со смешанными инвестициями) строительства останутся объекты финала футбольного Евро-2012. Здесь можно привести свежий пример: в конце января ОАО "Проектно-строительное предприятие "Азовинтекс" (Мариуполь Донецкой обл.) начало 2-й этап строительства нового стадиона во Львове. Объект "привязан" как раз к Евро-2012. Выполнить 2-й этап проекта намечено до конца мая 2009 года. Стоимость стадиона на 33 тыс. зрителей на момент подписания договора с подрядчиком составляла около 700 млн грн. Кстати, "Азовинтекс" называют "глубоко" аффилированным с Индустриальным союзом Донбасса.

Госфактор: в кои-то веки с надеждой

Для полноты картины небезынтересно рассмотреть, какие меры по поддержке отрасли декларируют профильные госорганы. Так, глава Минрегионстроя Василий Куйбида сообщил нам, что министерство разработало план привлечения 10 млрд грн. – под достройку приблизительно 90 тыс. жилых квартир (совокупной площадью около 5,4 млн квадратных метров). Почти 70% предполагается получить из госбюджета, остальное – от стройкомпаний и инвесторов. А рыночные игроки на этот счет говорят: да, несмотря на то, что подобные программы часто остаются во многом на бумаге – все равно такой проект может оживить отрасль.

Уже составлен список из 2711 объектов незавершенного "жилстроя", в т.ч. на декабрь ушедшего года 1102 из них имели степень готовности более 50%. В состав источников финансирования, согласно планам, войдет так называемое Государственное ипотечное учреждение. А также государственные "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк". Их участие в данной программе стало одним из условий выделения этим банкам из госбюджета 800 млн грн. на укрепление уставных капиталов (за счет облигаций внутреннего госзайма). Частные же инвестиции должны составить порядка 2 млрд грн. В конечном счете, на данные квартиры физическим лицам будет предоставляться льготный кредит с базисом "учетная ставка Нацбанка + 2%" - для сравнения, большинство банков сегодня если и выдает ипотечные кредиты в гривне, то под 22-30% годовых.

Наши правительственные источники также возлагают определенные надежды на принятый 25 декабря 2008 г. закон № 800-VI "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". В частности, документ как раз и предусматривает возможность рефинансирования Нацбанком кредитно-финансовых учреждений для предоставления застройщикам льготных кредитов – на достройку объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности. Как сообщает Василий Куйбида, в связи с данным законом в этом году намечено привлечь на таковую достройку не менее чем 4 млрд грн. – и это только от государства и банков.

В крупных же госбанках нам говорят, что предлагали Кабинету Министров остановиться на кредитовании объектов, степень готовности которых составляет не менее 75%. А еще более категоричен член Совета Нацбанка Василий Горбаль: по его оценке, выделение путем рефинансирования нескольких миллиардов гривен на завершение строительства довольно маловероятно.

И, конечно же, вспомним недавние заявления главы правительства Юлии Тимошенко о намерениях Кабмина стимулировать инвестиции в строительство. Притом, уточняет Ю.Тимошенко, "общая стоимость всех объектов незавершенного строительства составляет сегодня в Украине около 14 млрд грн., а вся отрасль нуждается для оздоровления в 33 млрд грн. И я могу сказать, что мы сегодня имеем все необходимые ресурсы для выхода на подобный уровень вложений". Начать же, по мнению премьер-министра, необходимо с детальной инвентаризации строительного рынка – этим должен заняться Минрегионстрой совместно с властями областей и городов. Интересно, что масштаб возможного годового госфинансирования отрасли оценивается г-жой Тимошенко в разбросе от 40 до 70 млрд грн.

Да, в нашей стране подобные планы нередко остаются лишь декларациями. И, тем не менее, полагают специалисты, если будет запущена хотя бы часть заявленных "строительных" госпрограмм – это станет серьезным плюсом для рынка. И для оценки его посткризисных перспектив.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!