kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Что им стоит все построить

05.02.09
размер текста:

По уточненной информации Министерства регионального развития и строительства, в 2008 году объем выполненных строительных работ в Украине снизился относительно позапрошлого года на 16%, до 64,363 млрд грн. в стоимостном эквиваленте. Интересно, что это почти столько же, сколько в 2007 году в отрасли составил прирост – 15,8% (53,5 млрд грн.).

Чем закончился год?

При взгляде на такие цифры первой приходит мысль о нынешнем кризисе. Однако напомним, что сокращение работ в строительстве наметилось совсем не осенью, а весной прошлого года. Когда, например, по результатам января-мая объемы строительных работ (в сравнении с аналогичным периодом 2007 года) упали на 1,1%, до 21,287 млрд грн. Причина – приснопамятное быстрое подорожание металлопроката (строительного сортамента), других строительных материалов, а также начала кризиса кредитования.

Впрочем, основной спад все же пришелся на конец года. Так, к Новому году, по консолидированной информации рыночных операторов, уже было приостановлено порядка 60% текущих отечественных строек. При этом снизились объемы во всех "разделах" отрасли: в области подготовки строительных участков – на 10,3%, возведение зданий и сооружений – на 16,3%, установка инженерного оборудования – на 14,3%. В целом 80,7% работ составило собственно строительство, реконструкция и техническое переоснащение, 14,3% - капитальный ремонт, 5% - текущий ремонт зданий и сооружений.

Если брать по регионам, то итоговое сокращение в минувшем году не коснулось лишь г.Севастополя и Черновицкой обл., где прирост объемов составил 3,2% и 8,4% соответственно. И то, на той же Буковине увеличение связывают с работами по ликвидации последствий наводнения в западных областях. В то же время значительное уменьшение строительных работ относительно 2007 года отмечается в Черниговской, Луганской и Винницкой областях (на 27,2-32,2%). Предприятия г.Киева и Донецкой области, на чью долю пришлось 40,1% всего объема работ, сократили строительство на 15,7% и 13,9% соответственно.

Трезво говоря

В этой связи некоторые наши эксперты обращают внимание, что в декабре объемы всех видов строительства в сравнении с ноябрем даже выросли – на 20,8%, до 6,751 млрд грн. Да, это не есть плохо и даже дает основания для некого минимального "не пессимизма". Однако даже достаточно оптимистичные прогнозы говорят о том, что взвешенно оценить истинные последствия кризиса для украинской строительной отрасли можно будет не ранее конца нынешнего года. В том числе и потому, что в 2008 году многие застройщики завершали работу с проектами, начатыми 2-3 года назад. Работы по таким проектам, конечно, включены в строительные результаты за прошедший год – хотя не имеют для застройщиков особого значения. Кроме того, как замечает наш высокопоставленный собеседник в компании "ТММ" (пожелавший остаться неназванным), ныне многое связано с дефицитом финансирования, который вызван обвалом сектора кредитования, "так что, еще не меньше, чем полгода никакого улучшения ситуации не предвидится". Притом ожидается и сокращение строительства по бюджетным проектам – например, того же социального жилья, объектов инфраструктуры государственных предприятий и организаций и др.

Скорее всего, "ядром" бюджетного и "околобюджетного" (со смешанными инвестициями) строительства останутся объекты финала футбольного Евро-2012. Здесь можно привести свежий пример: в конце января ОАО "Проектно-строительное предприятие "Азовинтекс" (Мариуполь Донецкой обл.) начало 2-й этап строительства нового стадиона во Львове. Объект "привязан" как раз к Евро-2012. Выполнить 2-й этап проекта намечено до конца мая 2009 года. Стоимость стадиона на 33 тыс. зрителей на момент подписания договора с подрядчиком составляла около 700 млн грн. Кстати, "Азовинтекс" называют "глубоко" аффилированным с Индустриальным союзом Донбасса.

Госфактор: в кои-то веки с надеждой

Для полноты картины небезынтересно рассмотреть, какие меры по поддержке отрасли декларируют профильные госорганы. Так, глава Минрегионстроя Василий Куйбида сообщил нам, что министерство разработало план привлечения 10 млрд грн. – под достройку приблизительно 90 тыс. жилых квартир (совокупной площадью около 5,4 млн квадратных метров). Почти 70% предполагается получить из госбюджета, остальное – от стройкомпаний и инвесторов. А рыночные игроки на этот счет говорят: да, несмотря на то, что подобные программы часто остаются во многом на бумаге – все равно такой проект может оживить отрасль.

Уже составлен список из 2711 объектов незавершенного "жилстроя", в т.ч. на декабрь ушедшего года 1102 из них имели степень готовности более 50%. В состав источников финансирования, согласно планам, войдет так называемое Государственное ипотечное учреждение. А также государственные "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк". Их участие в данной программе стало одним из условий выделения этим банкам из госбюджета 800 млн грн. на укрепление уставных капиталов (за счет облигаций внутреннего госзайма). Частные же инвестиции должны составить порядка 2 млрд грн. В конечном счете, на данные квартиры физическим лицам будет предоставляться льготный кредит с базисом "учетная ставка Нацбанка + 2%" - для сравнения, большинство банков сегодня если и выдает ипотечные кредиты в гривне, то под 22-30% годовых.

Наши правительственные источники также возлагают определенные надежды на принятый 25 декабря 2008 г. закон № 800-VI "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". В частности, документ как раз и предусматривает возможность рефинансирования Нацбанком кредитно-финансовых учреждений для предоставления застройщикам льготных кредитов – на достройку объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности. Как сообщает Василий Куйбида, в связи с данным законом в этом году намечено привлечь на таковую достройку не менее чем 4 млрд грн. – и это только от государства и банков.

В крупных же госбанках нам говорят, что предлагали Кабинету Министров остановиться на кредитовании объектов, степень готовности которых составляет не менее 75%. А еще более категоричен член Совета Нацбанка Василий Горбаль: по его оценке, выделение путем рефинансирования нескольких миллиардов гривен на завершение строительства довольно маловероятно.

И, конечно же, вспомним недавние заявления главы правительства Юлии Тимошенко о намерениях Кабмина стимулировать инвестиции в строительство. Притом, уточняет Ю.Тимошенко, "общая стоимость всех объектов незавершенного строительства составляет сегодня в Украине около 14 млрд грн., а вся отрасль нуждается для оздоровления в 33 млрд грн. И я могу сказать, что мы сегодня имеем все необходимые ресурсы для выхода на подобный уровень вложений". Начать же, по мнению премьер-министра, необходимо с детальной инвентаризации строительного рынка – этим должен заняться Минрегионстрой совместно с властями областей и городов. Интересно, что масштаб возможного годового госфинансирования отрасли оценивается г-жой Тимошенко в разбросе от 40 до 70 млрд грн.

Да, в нашей стране подобные планы нередко остаются лишь декларациями. И, тем не менее, полагают специалисты, если будет запущена хотя бы часть заявленных "строительных" госпрограмм – это станет серьезным плюсом для рынка. И для оценки его посткризисных перспектив.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!