kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Что им стоит все построить

05.02.09
размер текста:

По уточненной информации Министерства регионального развития и строительства, в 2008 году объем выполненных строительных работ в Украине снизился относительно позапрошлого года на 16%, до 64,363 млрд грн. в стоимостном эквиваленте. Интересно, что это почти столько же, сколько в 2007 году в отрасли составил прирост – 15,8% (53,5 млрд грн.).

Чем закончился год?

При взгляде на такие цифры первой приходит мысль о нынешнем кризисе. Однако напомним, что сокращение работ в строительстве наметилось совсем не осенью, а весной прошлого года. Когда, например, по результатам января-мая объемы строительных работ (в сравнении с аналогичным периодом 2007 года) упали на 1,1%, до 21,287 млрд грн. Причина – приснопамятное быстрое подорожание металлопроката (строительного сортамента), других строительных материалов, а также начала кризиса кредитования.

Впрочем, основной спад все же пришелся на конец года. Так, к Новому году, по консолидированной информации рыночных операторов, уже было приостановлено порядка 60% текущих отечественных строек. При этом снизились объемы во всех "разделах" отрасли: в области подготовки строительных участков – на 10,3%, возведение зданий и сооружений – на 16,3%, установка инженерного оборудования – на 14,3%. В целом 80,7% работ составило собственно строительство, реконструкция и техническое переоснащение, 14,3% - капитальный ремонт, 5% - текущий ремонт зданий и сооружений.

Если брать по регионам, то итоговое сокращение в минувшем году не коснулось лишь г.Севастополя и Черновицкой обл., где прирост объемов составил 3,2% и 8,4% соответственно. И то, на той же Буковине увеличение связывают с работами по ликвидации последствий наводнения в западных областях. В то же время значительное уменьшение строительных работ относительно 2007 года отмечается в Черниговской, Луганской и Винницкой областях (на 27,2-32,2%). Предприятия г.Киева и Донецкой области, на чью долю пришлось 40,1% всего объема работ, сократили строительство на 15,7% и 13,9% соответственно.

Трезво говоря

В этой связи некоторые наши эксперты обращают внимание, что в декабре объемы всех видов строительства в сравнении с ноябрем даже выросли – на 20,8%, до 6,751 млрд грн. Да, это не есть плохо и даже дает основания для некого минимального "не пессимизма". Однако даже достаточно оптимистичные прогнозы говорят о том, что взвешенно оценить истинные последствия кризиса для украинской строительной отрасли можно будет не ранее конца нынешнего года. В том числе и потому, что в 2008 году многие застройщики завершали работу с проектами, начатыми 2-3 года назад. Работы по таким проектам, конечно, включены в строительные результаты за прошедший год – хотя не имеют для застройщиков особого значения. Кроме того, как замечает наш высокопоставленный собеседник в компании "ТММ" (пожелавший остаться неназванным), ныне многое связано с дефицитом финансирования, который вызван обвалом сектора кредитования, "так что, еще не меньше, чем полгода никакого улучшения ситуации не предвидится". Притом ожидается и сокращение строительства по бюджетным проектам – например, того же социального жилья, объектов инфраструктуры государственных предприятий и организаций и др.

Скорее всего, "ядром" бюджетного и "околобюджетного" (со смешанными инвестициями) строительства останутся объекты финала футбольного Евро-2012. Здесь можно привести свежий пример: в конце января ОАО "Проектно-строительное предприятие "Азовинтекс" (Мариуполь Донецкой обл.) начало 2-й этап строительства нового стадиона во Львове. Объект "привязан" как раз к Евро-2012. Выполнить 2-й этап проекта намечено до конца мая 2009 года. Стоимость стадиона на 33 тыс. зрителей на момент подписания договора с подрядчиком составляла около 700 млн грн. Кстати, "Азовинтекс" называют "глубоко" аффилированным с Индустриальным союзом Донбасса.

Госфактор: в кои-то веки с надеждой

Для полноты картины небезынтересно рассмотреть, какие меры по поддержке отрасли декларируют профильные госорганы. Так, глава Минрегионстроя Василий Куйбида сообщил нам, что министерство разработало план привлечения 10 млрд грн. – под достройку приблизительно 90 тыс. жилых квартир (совокупной площадью около 5,4 млн квадратных метров). Почти 70% предполагается получить из госбюджета, остальное – от стройкомпаний и инвесторов. А рыночные игроки на этот счет говорят: да, несмотря на то, что подобные программы часто остаются во многом на бумаге – все равно такой проект может оживить отрасль.

Уже составлен список из 2711 объектов незавершенного "жилстроя", в т.ч. на декабрь ушедшего года 1102 из них имели степень готовности более 50%. В состав источников финансирования, согласно планам, войдет так называемое Государственное ипотечное учреждение. А также государственные "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк". Их участие в данной программе стало одним из условий выделения этим банкам из госбюджета 800 млн грн. на укрепление уставных капиталов (за счет облигаций внутреннего госзайма). Частные же инвестиции должны составить порядка 2 млрд грн. В конечном счете, на данные квартиры физическим лицам будет предоставляться льготный кредит с базисом "учетная ставка Нацбанка + 2%" - для сравнения, большинство банков сегодня если и выдает ипотечные кредиты в гривне, то под 22-30% годовых.

Наши правительственные источники также возлагают определенные надежды на принятый 25 декабря 2008 г. закон № 800-VI "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". В частности, документ как раз и предусматривает возможность рефинансирования Нацбанком кредитно-финансовых учреждений для предоставления застройщикам льготных кредитов – на достройку объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности. Как сообщает Василий Куйбида, в связи с данным законом в этом году намечено привлечь на таковую достройку не менее чем 4 млрд грн. – и это только от государства и банков.

В крупных же госбанках нам говорят, что предлагали Кабинету Министров остановиться на кредитовании объектов, степень готовности которых составляет не менее 75%. А еще более категоричен член Совета Нацбанка Василий Горбаль: по его оценке, выделение путем рефинансирования нескольких миллиардов гривен на завершение строительства довольно маловероятно.

И, конечно же, вспомним недавние заявления главы правительства Юлии Тимошенко о намерениях Кабмина стимулировать инвестиции в строительство. Притом, уточняет Ю.Тимошенко, "общая стоимость всех объектов незавершенного строительства составляет сегодня в Украине около 14 млрд грн., а вся отрасль нуждается для оздоровления в 33 млрд грн. И я могу сказать, что мы сегодня имеем все необходимые ресурсы для выхода на подобный уровень вложений". Начать же, по мнению премьер-министра, необходимо с детальной инвентаризации строительного рынка – этим должен заняться Минрегионстрой совместно с властями областей и городов. Интересно, что масштаб возможного годового госфинансирования отрасли оценивается г-жой Тимошенко в разбросе от 40 до 70 млрд грн.

Да, в нашей стране подобные планы нередко остаются лишь декларациями. И, тем не менее, полагают специалисты, если будет запущена хотя бы часть заявленных "строительных" госпрограмм – это станет серьезным плюсом для рынка. И для оценки его посткризисных перспектив.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!