kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Кто спасет бюджет: "Укртелеком" или ОПЗ?

06.02.09
размер текста:

Министр транспорта и связи Иосиф Винский сообщил, что в феврале может быть объявлен конкурс по продаже 67,79% акций "Укртелекома". По мнению министра, стоимость продажи составит не менее 25 миллиардов гривен. Далее премьер-министр Юлия Тимошенко заявила на парламентских слушаниях, что уже в марте стабфонд госбюджета пополнится на 21 миллиард гривен. Правда, помимо приватизации источником его пополнения могут стать внешние заимствования. Однако, как следует из заявления главы правительства, сделанного днем ранее, переговоры по кредитам завершатся не раньше, чем через два месяца. В таком случае остается только приватизация.

Действительно, кризис не оказал непосредственного влияния на деятельность "Укртелекома". И теоретически правительство могло бы получить за него до 16 миллиардов гривен, отмечают аналитики украинских инвесткомпаний. Однако приватизация "Укртелекома" невозможна без серьезной предпродажной подготовки, включающей его реструктуризацию (в том числе выделение спецузлов правительственной связи в отдельное предприятие) и проведение международного финансового аудита. По подсчетам Фонда госимущества, на это необходимо не менее шести месяцев. В таком случае конкурс мог быть объявлен в конце июля, а состоялся бы лишь в середине октября – в самом лучшем случае. И средства, поступившие в бюджет на исходе года, уже не смогли бы повлиять на текущую ситуацию с его выполнением.

Поэтому единственным реальным шансом правительства наполнить в 2009 году стабилизационный фонд госбюджета за счет приватизации остается продажа Одесского припортового завода. По мнению экспертов, его стоимость в нынешних условиях может составить до одного миллиарда долларов. Фактором, подогревающим интерес инвесторов, следует считать заключение десятилетнего контракта на поставки газа в Украину на основе формульного подхода, позволяющего в долгосрочной перспективе планировать финансовую и маркетинговую стратегию предприятия. Наблюдаемое снижение мировых цен на нефть и, как следствие, на газ, также будет стимулировать потенциальных покупателей.

К таковым относятся, прежде всего, российские холдинги "Сибур" и "Еврохим". Среди зарубежных компаний ОПЗ может вызвать у американской IBE Trade, владеющей контрольным пакетом горловского "Стирола".

А вот владельца GDF Дмитрия Фирташа, который совсем недавно считался главным претендентом на покупку ОПЗ, можно считать выбывшим из борьбы за предприятие. После устранения RosUkrEnergo AG из схемы газовых поставок в Украину он лишился возможности поставлять для своих химзаводов дешевый газ, составляющий 60-70% себестоимости минеральных удобрений. Поэтому теперь Д.Фирташ, вероятно, попытается избавиться от принадлежащих ему "Ровноазота" и "Крымского титана". В связи с этим можно предположить, что Президент Украины Виктор Ющенко, ранее блокировавший продажу ОПЗ своими указами, не станет препятствовать приватизации этого предприятия в 2009 году.

Иное дело харьковский "Турбоатом", в защиту статус-кво которого глава государства неоднократно выступал. И это выглядит вполне логично - учитывая, что наиболее вероятным покупателем этого предприятия является собственник группы Standart Energy Константин Григоришин, у которого с В.Ющенко сложились весьма натянутые отношения. Впрочем, официально Президент поясняет, что приватизация "Турбоатома" "осложнит реализацию Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года и создаст угрозу экономической безопасности государства". Такая же формулировка относится и к вето на приватизацию генерирующих энергокомпаний: "Западэнерго", "Центрэнерго", "Донбассэнерго" и "Днепроэнерго". Они "принадлежат к объектам, обеспечивающим жизнедеятельность государства в целом, в частности, являются имуществом, обеспечивающим целостность объединенной энергетической системы Украины и является таким, которое имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства", отмечается в указе от 19 декабря 2008 года. Кроме того, в президентском Секретариате полагают, что приватизация генераций приведет к банкротству НАК "Энергетическая компания Украины", в состав которой они сейчас входят.

Таким образом, пополнить стабфонд за счет приватизации "голубых фишек" энергетики не получится. Впрочем, даже если бы на Банковой не препятствовали продаже "Турбоатома" и генераций, они едва ли могли принести весомые поступления в стабфонд в условиях финансово-экономического кризиса. Так, по оценкам экспертов, рыночная стоимость "Турбоатома" по сравнению с летом 2008 года сейчас уменьшилась в пять раз – до 100 миллионов долларов. Радикальное снижение капитализации продемонстрировали также "Западэнерго", "Центрэнерго", "Донбассэнерго" и "Днепроэнерго".

На снижение капитализации, безусловно, повлияло уменьшение потребления электроэнергии в Украине. А потому и ее производство в 2008 году по сравнению с предыдущим периодом сократилось на 1,8% - до 191,69 миллиардов киловатт-часов. При этом в декабре прошлого года снижение по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составило 11,9% - до 16,86 миллиардов киловатт-часов. В настоящее время также не отмечается предпосылок к развороту тренда в сторону роста. Таким образом, стоимость сделки по продаже генерирующих энергокомпаний была бы минимум в два-три раза меньше справедливой цены.

Нельзя серьезно рассматривать в качестве источника наполнения бюджета и продажу столичных предприятий: Завода реле и автоматики им.Петровского и "Радара". В период строительного бума 2005-2008 годов продажа любого из них под последующую жилищную застройку гарантированно обеспечивала поступление 8-10 миллиардов гривен. Понятно, что сейчас, в период глубокого спада в строительстве, на это уже не приходится рассчитывать. На это указывает и тот факт, что киевский мэр Леонид Черновецкий настойчиво предлагает собственникам столичных предприятий выкупать земельные участки, на которых расположены промздания и сооружения. Ранее за такое разрешение необходимо было уплатить чиновникам шестизначную сумму в долларах. Теперь же бизнесмены говорят, что их вполне устраивает аренда.

Напомним, что один из вышеперечисленных объектов не был включен в план-график приватизации на 2009 год, утвержденный Фондом госимущества 26 января. Однако получается, что только ОПЗ имеет по-настоящему реальные шансы быть внесенным в этот документ. И только тогда наполнение стабфонда в 2009 году получит реальную перспективу.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!