kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Газ просит замены

09.02.09
размер текста:

Уже через несколько дней после подписания газовых договоров в Москве первый вице-премьер украинского правительства Александр Турчинов заговорил о необходимости сократить потребление импортного природного газа в стране наполовину. Правда, он так и не сказал, собирается ли государство каким-то образом поощрять переход промышленности и энергетики на топлива, альтернативные газу. Впрочем, при нынешних ценах на природный газ многие предприятия и без напоминания сверху ищут новые источники энергии.

Тенденции последних лет свидетельствуют, что потребление газа в Украине сокращается, как шагреневая кожа. В частности, в 2006 году страна использовала 73,9 млрд куб. голубого топлива, в 2007-м -- 69,8 млрд куб., а в 2008-м -- лишь 66,3 млрд куб. Снижении спроса на газ зафиксировано практически среди всех категорий потребителей: в металлургии, например, -- на 1,4 млрд куб., в химической промышленности -- на 0,6 млрд куб., в электро- и тепловой генерации -- на 3,7 млрд куб. Фактически единственная статья, по которой импорт газа вырос, -- это закачка в подземные хранилища.

Но приведенные цифры -- отнюдь не повод останавливаться на достигнутом. 23 января на совещании у премьер-министра Юлии Тимошенко руководители основных газоемких отраслей страны представили свое видение дальнейшей миграции в сторону альтернативных газу энергоносителей. Оказалось, задел экономии еще достаточно велик у всех, кроме химической промышленности.

Химиндустрия

Сегодня более 90% всего природного газа, потребляемого в химиндустрии, забирают 6 азотных предприятий страны -- Одесский припортовый завод, северодонецкий и черкасский "Азоты", "Днипроазот", "Ривнеазот" и горловский концерн "Стирол". Практически весь закупаемый газ (а это примерно 7,5-8 млрд куб. в год) они превращают в аммиак с последующей переработкой в азотные удобрения и другую азотосодержащую продукцию. В 2008 году удельный вес расходов на покупку природного газа при производстве аммиака составлял в среднем 75%, при изготовлении его походных -- карбамида и аммиачной селитры (основные экспортные продукты отечественных химиков) -- 40% и 36% соответственно.

Удельный расход природного газа на тонну выпускаемой продукции равен сейчас в украинской химиндустрии примерно 1200 куб. Это серьезный прогресс по сравнению с советскими нормами -- 1600 куб., но это все еще большое отставание от нынешних показателей европейских химпроизводителей - 950-1000 куб. Наиболее близко к этому стандарту приблизилось объединение "Ривнеазот". Остальным же его коллегам еще предстоит провести серьезную модернизацию аммиачных агрегатов. По подсчетам Союза химиков Украины, для этого требуется порядка 300 млн долл. инвестиций и от 3 до 5 лет времени. Только в таком случае можно рассчитывать на внутриотраслевую экономию газа на уровне 1,25-1,5 млрд куб. в год.

В современных кризисных условиях такая задача вряд ли окажется отрасли по плечу. Из-за трех январских безгазовых недель, вылившихся в экстренные остановки, простои, а потом запуски по-новому, химики в целом уже понесли убытки на 1,6 млрд грн.

После объявления новой предельной цены на газ (1899,25 грн./тыс. куб.) ряд химпредприятий заявили, что им опять надо закрываться, по крайней мере, на первое полугодие. Среди них, кстати, и упомянутый выше "Ривнеазот". Там подсчитали, что при новой цене газа предприятие будет аккумулировать ежемесячно до 12 млн грн. убытков. О неконкурентоспособности своей аммиачной группы продуктов заявил и глава наблюдательного совета "Стирола" Николай Янковский. Разве что резко улучшится конъюнктура на внешних рынках. В этой ситуации на некоторых химпредприятиях в качестве последней соломинки рассматривают возможность возврата к старым давальческим схемам, а в правительстве опять остро возник вопрос о приватизации Одесского припортового завода - слишком тяжелым стал этот крест для государства.

Металлургия

В горно-металлургическом комплексе к очередному подорожанию газа отнеслись более стоически. В себестоимости готовой продукции подавляющего большинства украинских меткомбинатов доля газа не достигает даже 10%. Да и резервы по его замещению другими энергоносителями еще отнюдь не исчерпались. За прошлый год, например, отечественные черные металлурги потребили лишь 7,4 млрд куб. газа, тогда как в 2007 году на миллиард с лишним больше.

Безусловно, к такой экономии приложил свою руку кризис. Но не только. Ведь влияние кризиса заметно отразилось на потреблении газа в ГМК лишь с ноября-декабря 2008 года, когда среднесуточное потребление голубого топлива по отрасли сократилось на 2 млн куб. В январе поточного года среднесуточный показатель будет еще ниже, поскольку пол января страна жила без импортного газа. Но эти 19 дней стали для многих предприятий убедительным аргументом, подтверждающим, что не зря они вкладывали и продолжают вкладывать деньги в энергосберегающие проекты.

Как сообщил министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий, в черной металлургии почти половина всего сжигаемого газа приходится на доменное производство, еще по четверти -- на сталеплавильное и прокатное. В первом случае, по мнению специалистов Мипромполитики, наиболее эффективной альтернативой являются технологии вдувания пылеугольного топлива, при помощи которых можно сократить расход газа аж на 80%. Правда, пока в Украине работает лишь одна пылевдувающая установка - на заводе "Донецксталь". Еще несколько подобных машин планировалось ввести в эксплуатацию как раз в 2009 году, но сейчас из-за кризиса большинство из этих планов меткомбинаты намерены отложить.

Они избрали путь подешевле и попроще - более широкое использование в производстве доменного и коксового газа, а также самого кокса. В прошлом году на одной только "Криворожстали" благодаря такому переходу сэкономили 150 млн куб. газа. Криворожский комбинат уже почти отказался от сжигания природного газа в доменном производстве, а вскоре сможет обойтись без него и в агломерации. Параллельным курсом двигаются и другие метккомбинаты. Как отмечают специалисты объединения "Металлургпром", если еще пару лет назад для выплавки одной тонны чугуна доменщикам требовалось 90-100 куб. природного газа, то сейчас лишь 20-25 куб.

Такой переход на альтернативные топлива сегодня вполне оправдан и по финансовым соображениям. По словам генерального директора ассоциации "Укркокс" Анатолия Старовойта, 1000 куб. газа при выплавке чугуна может заменить 700 кг кокса или 2000 куб. коксового газа. Последний, правда, выгодно вдувать в печи лишь тем меткомбинатам, где коксохимическое и сталеплавильное производство работают в одной связке.

Но остальным вполне можно обойтись и собственно коксом, тем более что в январе цена на него колебалась в пределах 2 тыс. грн. за тонну (уже учитывая НДС). То есть сжигать кокс сейчас значительно дешевле, чем природный газ. Однако в "Укркоксе" не исключают повторения ситуации предыдущих годов, когда подорожание газа в конечном итоге тянуло за собой и цены на кокс. Так, в январе среднесуточная отгрузка доменного кокса на предприятия Украины на целых 10 тыс. тонн превышала декабрьский показатель.Если такая тенденция продолжится, то стране даже в условиях сокращения объемов метпроизводства придется импортировать кокс, а это, вероятно, подстегнет цены на данное сырье. Прошлым летом, например, стоимость кокса на внутреннем рынке достигала 350-380 долл./тонну.

Привлекательность же этого топлива в том, что переход с природного газа на кокс не требует каких-либо серьезных инноваций в доменном производстве. Поэтому одним только коксом можно заменить до 3 млрд куб. газа, используемого ныне в ГМК.

Энергетика

В период январского газового голода некоторые предприятия металлургии переходили и на использования в качестве топлива мазута. Однако последний все же более рационально сжигать при выработке электроэнергии и тепла. Впрочем, с мазутом на рубеже 2008-2009 годов случилась примерно та же ситуация, что и с коксом. Спрос на него стремительно вырос (в некоторых регионах сразу в 5 раз), и как следствие в январе этот нефтепродукт уже стоил вдвое больше, чем за него давали в ноябре. Более того, оказалось, что для внутренних нужд собственного производства мазута уже не хватает. Хотя на протяжении многих предыдущих лет отечественные НПЗ не знали, куда свой мазут сбыть, и продавали его, главным образом, на экспорт как полуфабрикат по цене даже ниже цены сырой нефти.

Еще 5 лет назад в Украине выпускалось около 8 млн тонн мазута в год, но в 2008-м объем его производства составил лишь 2,27 млн тонн. В то же время январский внутренний спрос на это топливо превысил 200 тыс. тонн, тогда как раньше страна за весь год еле потребляла 800-тысячный объем. Кабинету Министров даже пришлось вводить лицензирование контрактов на экспорт мазута за границу, чтобы прекратить стремительный рост цен на этот нефтепродукт и вымывание его с внутреннего рынка. Корни мазутного бума очень просто объясняют расчеты, произведенные специалистами компании "Укртатнафта": теплотворность тонны мазута более чем на 10% выше теплотворности тысячи кубов природного газа, а цена наоборот – примерно на столько же меньше (по состоянию на конец января). Вот и пошел мазут нарасхват.

Правда, не все промпредприятия располагают достаточной инфраструктурой для приема и сжигания мазута, но для большинства крупных тепловых станций и теплоцентралей - это не проблема. Им даже технологически проще переходить с потребления природного газа на мазут, чем на твердое топливо, тот же уголь. Например, в структуре НАК "Энергетическая компания Украины" в январе практически все мощности по производству тепла использовали в качестве топлива мазут.

Наблюдалось в зимние месяцы и увеличение объемов потребления страной энергетического угля, но оно не было очень существенным - в пределах 10%. Выйти на более внушительный процент не позволяют нынешние темпы угледобычи. Таким образом, при переориентации отечественных объектов ТЭК на потребление преимущественно мазута и угля выпирает одна и та же проблема - собственного производства для полноценной замены природного газа не хватит. В целом эти два компонента могут дать экономию в 3-5 млрд куб. газа, но для большего придется наращивать и объемы нефтепереработки, и объемы угледобычи.

Резюме

Если подытожить все сказанное на калькуляторе, то получится, что потенциал для вывода из газового баланса Украины более 10 млрд куб. газа, потребляемых ныне на промышленных предприятиях, есть. Но чтобы его реализовать, потребуется решить как минимум три столбовых проблемы. Первая -- финансовая. Сейчас, когда компании считают каждую копейку, государству не помешало бы подтолкнуть промышленников к внедрению энергосберегающих и газозаменяющих технологий, хотя бы за счет льготного кредитования таких проектов. Вторая проблема -- это "Нафтогаз Украины". Каждый сэкономленный для внутреннего рынка миллиард кубов газа - это прямая недополученная прибыль НАК. А каждый недополученный ею миллиард гривен - это шаг к банкротству "Нафтогаза". Наконец, третий нюанс - это подписанное 19 января 10-летнее соглашение о поставках российского газа, по которому Украина обязана приобретать ежегодно не меньше 41 млрд куб этого топлива. В таких условиях все усилия правительства и бизнеса по экономии газа имеют смысл лишь до определенного уровня.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!