kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Реформа транспортного сбора: автомобилисты заплатят дважды

11.02.09
размер текста:

Критический дефицит бюджета 2009 года вынуждает украинское правительство к поиску новых источников доходов. Однако осуществляет оно это не за счет расширения налоговой базы и числа налогоплательщиков, как это делается в развитых странах, а путем банального повышения ставок с уже собираемых налогов и сборов. Очередной «жертвой» правительства стали автомобилисты, которых Кабмин решил обобрать дважды: повысив транспортный сбор и увеличив акцизы на нефтепродукты. Между тем, данные платежи в развитых странах являются альтернативными способами налогообложения владельцев автомобилей, но никак не взаимодополняющими друг друга.

В конце прошлого года Верховная Рада по инициативе проправительственных сил преподнесла новогодний подарок украинским автомобилистам, одновременно резко повысив акцизный сбор на автомобили и бензин, а также увеличив ставки транспортного сбора. Таким образом, буквально за один день, парламент для многих граждан перевел автомобили из категории «средств передвижения» в категорию «роскошь». Столь радикальное увеличение налогового пресса вызвало волну негодования у автомобилистов, однако их позиция даже, несмотря на открытые протесты, осталась попросту проигнорированной. Однако поражение недовольных такой политикой, по всей видимости, является временным, поскольку принятые законодательные изменения действительно являются чрезмерно противоречивыми.
Во-первых, Кабмин в 1,5-10 раз увеличил размер акцизного сбора на автомобили, который взимается при их покупке. В частности, на машины с объемом цилиндра двигателя до 1 тыс.куб.см и от 1 до 1,5 л ставка повышается в 1,5 раза - до EUR0,03 за 1 куб. см, (правительство предлагало повысить их в 2,5 раза), с объемом двигателя от 1,5 л до 2,2 л - в четыре раза, до EUR0,12 за 1 куб. см (предлагалось в пять раз). Вместе с тем, на автомобили с объемом двигателя от 2,2 до 3 л вместо предлагаемого правительством повышения в 10 раз до EUR0,6 за 1 куб. см акцизы повышены только в два раза - до EUR 0,12 за 1 куб. см, а на автомобили с двигателем более 3 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см, как и предлагалось. На автомобили с дизельным или полудизельным двигателем ставки акциза соответствуют предлагаемым Кабмином ранее: до 1,5 л ставка акциза увеличена в 2,5 раза - до EUR0,05 за 1 куб. см, с двигателем от 1,5 до 2,5 л - в пять раз до EUR0,15 за 1 куб. см, более 2,5 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см.

При этом правительство дифференцировало акциз так, чтобы усилить налоговую нагрузку на иномарки, позволив украинским автопроизводителям снова создать ценовой разрыв с конкурентами, как это было до вступления в ВТО и снижения тарифных барьеров. Очевидно, что повышение конкурентоспособности национального производителя такими способами является тупиковой политикой, поскольку консервирует их инновационное развитие. Это наглядно демонстрирует последнее десятилетие, когда украинские автоконцерны, получившие от государства ряд серьезных льгот и пролоббировав закрытие внутренних рынков, насыщали страну относительно дешевыми авто, фактически не инвестируя в качественное улучшение своей продукции. Однако, после того как они потеряли льготы, а тарифные барьеры были сняты, украинские компании оказались неспособными конкурировать с иномарками. Между тем, снижение уровня конкуренции, чего снова добиваются национальные корпорации, автоматически поднимет цены на все автомобили. Если к этому, правительству удастся протащить через парламент законопроект об увеличении взноса в Пенсионный фонд при покупке машины, то в 2009 г. покупателю придется выложить дополнительно 10-15% от нынешней стоимости автомобилей (без учета валютных колебаний).

Во-вторых, Верховная Рада увеличила ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Согласно законодательным нововведениям, ставка на моторные бензины повышена с EUR60 до EUR110 за тонну реализованной продукции. Кроме того, введена регрессная градация для акцизов на дизельное топливо в зависимости от его качества. В частности, ставка акциза на дизельное топливо с массовой долей серы более 0,2% увеличена до EUR95 за тонну, с массовой долей серы от 0,035% до 0,2% - до EUR85 за тонну, от 0,005% до 0,035% - до EUR80 за тонну, не более чем 0,005% - до EUR70 за тонну. С экологической точки зрения такая политика является рациональной, однако она грозит остановкой и без того работающих на минимуме национальных НПЗ. В сложившейся ситуации, применение налогового «кнута» к украинским предприятиям, целесообразнее было бы сочетать с комплексом «пряников» в виде снижения налоговой нагрузки на модернизацию, или компенсации кредитов направленных на подобные мероприятия.

Повышение ставок акцизного сбора на нефтепродукты снова подняло стоимость топлива на заправках до уровня, когда цены на нефть превышали 100 долл./барр. Цель такой политики в условиях кризиса осталась непонятной. Представляя законопроект в парламенте, заместитель министра финансов Денис Фудашкин сообщал, увеличение акциза на EUR50 позволит увеличить доходы госбюджета на 4 млрд грн., которые правительство намерено направить на строительство дорог в рамках подготовки Евро-2012. С одной стороны, такие намерения оправданы, однако с другой – остается, все еще неизвестным какие именно дороги построил «Укравтодор» на многомиллиардные займы от международных организаций и дотаций из государственного бюджета. Между тем, вызывает опасение, что полученные от повышения ставок акцизного сбора деньги пойдут именно на погашение задолженности, которая образовалась в результате теневых схем. Такая перспектива, почему-то, не очень возмутила автомобилистов.

Третьим, и, пожалуй, наиболее резонансным законодательным изменением, стало увеличение транспортного сбора. Особенно резко повысились ставки сбора с владельцев автомобилей с объемом двигателя от 2,2 до 3,0 литра (75 грн. за 100 куб. см в год). Владельцы машин с объемом свыше 3,0 литра должны ежегодно платить по 120 грн. за 100 куб. см. Данный закон содержит и ряд абсурдных норм, поскольку возлагает космические платежи не только на дорогие иномарки, но и такие машины как ГАЗ-24 «Волга» или УАЗ, у которых объем двигателя составляет 2,4 литра. При этом сбор должен уплачиваться, даже если весь год машина простояла в гараже.

Чрезмерные аппетиты правительства вызвали очень бурную реакцию в обществе, поэтому Кабмин решил продемонстрировать готовность идти на уступки. В начале февраля он одобрил законопроект, который предусматривает частичное снижение транспортного сбора. Кроме того, Ю. Тимошенко поручила разработать еще один закон, который изменит систему начисления транспортного сбора. Согласно этому документу он будет включен в стоимость топлива. По предварительным данным, документ должен быть внесен в Верховную Раду в начале лета текущего года.

Идея включения транспортного сбора в стоимость топлива достаточно рациональна. Сума уплаченного налога прямо зависит от количества использованного бензина, и соответственно, километража. Другими словами, кто больше ездит, тот больше и платит. Однако попытка экстраполировать западный опыт на украинскую почву всегда проходит крайне болезненно. Транспортное налогообложение в ЕС и США направленно исключительно на покрытие эксплуатационных издержек дорожного хозяйства. Строительство же новых дорог финансируется из других фондов. Украинские же власти за счет транспортных сборов и налогов хотят и дороги строить, и дефицит бюджета покрывать, иными словами они рассматриваются как источник доходов для казны, а это приводит к увеличению налогообложения и распылению ресурсов. С такими установками любые реформы транспортного налогообложения будут направлены только на выжимание денег из карманов автомобилистов.

Подобная перспектива заставляет собственников автомобилей прибегать к различным формам протеста: от массовых акций у здания Кабмина до лоббирования своих требований в парламенте. Однако уличные акции во многом были хаотичны, а сформулированные требования лишены концептуальности. Большинство автомобилистов зациклилось на требовании снизить ставки транспортного сбора. Но в сложившихся условиях этого явно будет недостаточно, поскольку сама система налогообложения транспорта превратилась в источник покрытия текущих финансовых потребностей казны, от которых в условиях кризиса власть, вряд ли, откажется.

Кроме того, правительству удалось легализовать двойное налогообложение владельцев машин: теперь они будут оплачивать одновременно и акциз в нефтепродуктах и транспортный сбор. При этом последний является лишь частью тех суммарных расходов, которые понесут автомобилисты в текущем году. Развернутая же дискуссия о том, какой из двух налогов необходимо оставить, а какой отменить, по всей видимости, продлится еще долго. С полной уверенностью, можно прогнозировать, что под шумок таких разговоров власти еще долго будут взимать их оба. Разрушить такую систему будет крайне тяжело, поскольку, как показывает практика, в Украине новые сборы и налоги могут быть имплементированы в течение одного сессионного дня Верховной Рады, а вот отменить их потом оказывается гораздо проблематичнее.

 


Комментарии
комментариев: 2
08:07 | 12.02.2009
Евгений
задачка: разделить три шарика на шестерых идиотов? Правильно..., троим идиотам Вы с сегодняшнего дня по гроб должны остались. (без вариантов)
14:09 | 11.02.2009
народ
"ПРОЗОРА ВЛАДА" ---Где-то на Украине... Утро. Мужик пьет кофе, собираясь на работу. Берет пульт ТВ, клацает на «1+1» - диктор объявляет: - Сегодня ночью сгорела Верховная Рада вместе со всеми депутатами. У мужика шок, судорожно клацает пультиком на «УТ-1» - новости, диктор объявляет: - Сегодня утром Тимошенко вместе с охраной на личном автомобиле попала в ДТП. Никто не выжил. У мужика начинается нервный тик, судорожно клацает на «Интер»: - Прискорбная новость. Сегодня на своей пасеке был закусан пчелами... до смерти Ющенко. Мужик совершенно обалдел. Да что ж происходит??!!! Клацает на «ОРТ» - прямая трансляция, выступает Путин: - Дорогие соотечественники, буду краток... За@бали

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!