kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Реформа транспортного сбора: автомобилисты заплатят дважды

11.02.09
размер текста:

Критический дефицит бюджета 2009 года вынуждает украинское правительство к поиску новых источников доходов. Однако осуществляет оно это не за счет расширения налоговой базы и числа налогоплательщиков, как это делается в развитых странах, а путем банального повышения ставок с уже собираемых налогов и сборов. Очередной «жертвой» правительства стали автомобилисты, которых Кабмин решил обобрать дважды: повысив транспортный сбор и увеличив акцизы на нефтепродукты. Между тем, данные платежи в развитых странах являются альтернативными способами налогообложения владельцев автомобилей, но никак не взаимодополняющими друг друга.

В конце прошлого года Верховная Рада по инициативе проправительственных сил преподнесла новогодний подарок украинским автомобилистам, одновременно резко повысив акцизный сбор на автомобили и бензин, а также увеличив ставки транспортного сбора. Таким образом, буквально за один день, парламент для многих граждан перевел автомобили из категории «средств передвижения» в категорию «роскошь». Столь радикальное увеличение налогового пресса вызвало волну негодования у автомобилистов, однако их позиция даже, несмотря на открытые протесты, осталась попросту проигнорированной. Однако поражение недовольных такой политикой, по всей видимости, является временным, поскольку принятые законодательные изменения действительно являются чрезмерно противоречивыми.
Во-первых, Кабмин в 1,5-10 раз увеличил размер акцизного сбора на автомобили, который взимается при их покупке. В частности, на машины с объемом цилиндра двигателя до 1 тыс.куб.см и от 1 до 1,5 л ставка повышается в 1,5 раза - до EUR0,03 за 1 куб. см, (правительство предлагало повысить их в 2,5 раза), с объемом двигателя от 1,5 л до 2,2 л - в четыре раза, до EUR0,12 за 1 куб. см (предлагалось в пять раз). Вместе с тем, на автомобили с объемом двигателя от 2,2 до 3 л вместо предлагаемого правительством повышения в 10 раз до EUR0,6 за 1 куб. см акцизы повышены только в два раза - до EUR 0,12 за 1 куб. см, а на автомобили с двигателем более 3 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см, как и предлагалось. На автомобили с дизельным или полудизельным двигателем ставки акциза соответствуют предлагаемым Кабмином ранее: до 1,5 л ставка акциза увеличена в 2,5 раза - до EUR0,05 за 1 куб. см, с двигателем от 1,5 до 2,5 л - в пять раз до EUR0,15 за 1 куб. см, более 2,5 л - в 10 раз до EUR1 за 1 куб. см.

При этом правительство дифференцировало акциз так, чтобы усилить налоговую нагрузку на иномарки, позволив украинским автопроизводителям снова создать ценовой разрыв с конкурентами, как это было до вступления в ВТО и снижения тарифных барьеров. Очевидно, что повышение конкурентоспособности национального производителя такими способами является тупиковой политикой, поскольку консервирует их инновационное развитие. Это наглядно демонстрирует последнее десятилетие, когда украинские автоконцерны, получившие от государства ряд серьезных льгот и пролоббировав закрытие внутренних рынков, насыщали страну относительно дешевыми авто, фактически не инвестируя в качественное улучшение своей продукции. Однако, после того как они потеряли льготы, а тарифные барьеры были сняты, украинские компании оказались неспособными конкурировать с иномарками. Между тем, снижение уровня конкуренции, чего снова добиваются национальные корпорации, автоматически поднимет цены на все автомобили. Если к этому, правительству удастся протащить через парламент законопроект об увеличении взноса в Пенсионный фонд при покупке машины, то в 2009 г. покупателю придется выложить дополнительно 10-15% от нынешней стоимости автомобилей (без учета валютных колебаний).

Во-вторых, Верховная Рада увеличила ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Согласно законодательным нововведениям, ставка на моторные бензины повышена с EUR60 до EUR110 за тонну реализованной продукции. Кроме того, введена регрессная градация для акцизов на дизельное топливо в зависимости от его качества. В частности, ставка акциза на дизельное топливо с массовой долей серы более 0,2% увеличена до EUR95 за тонну, с массовой долей серы от 0,035% до 0,2% - до EUR85 за тонну, от 0,005% до 0,035% - до EUR80 за тонну, не более чем 0,005% - до EUR70 за тонну. С экологической точки зрения такая политика является рациональной, однако она грозит остановкой и без того работающих на минимуме национальных НПЗ. В сложившейся ситуации, применение налогового «кнута» к украинским предприятиям, целесообразнее было бы сочетать с комплексом «пряников» в виде снижения налоговой нагрузки на модернизацию, или компенсации кредитов направленных на подобные мероприятия.

Повышение ставок акцизного сбора на нефтепродукты снова подняло стоимость топлива на заправках до уровня, когда цены на нефть превышали 100 долл./барр. Цель такой политики в условиях кризиса осталась непонятной. Представляя законопроект в парламенте, заместитель министра финансов Денис Фудашкин сообщал, увеличение акциза на EUR50 позволит увеличить доходы госбюджета на 4 млрд грн., которые правительство намерено направить на строительство дорог в рамках подготовки Евро-2012. С одной стороны, такие намерения оправданы, однако с другой – остается, все еще неизвестным какие именно дороги построил «Укравтодор» на многомиллиардные займы от международных организаций и дотаций из государственного бюджета. Между тем, вызывает опасение, что полученные от повышения ставок акцизного сбора деньги пойдут именно на погашение задолженности, которая образовалась в результате теневых схем. Такая перспектива, почему-то, не очень возмутила автомобилистов.

Третьим, и, пожалуй, наиболее резонансным законодательным изменением, стало увеличение транспортного сбора. Особенно резко повысились ставки сбора с владельцев автомобилей с объемом двигателя от 2,2 до 3,0 литра (75 грн. за 100 куб. см в год). Владельцы машин с объемом свыше 3,0 литра должны ежегодно платить по 120 грн. за 100 куб. см. Данный закон содержит и ряд абсурдных норм, поскольку возлагает космические платежи не только на дорогие иномарки, но и такие машины как ГАЗ-24 «Волга» или УАЗ, у которых объем двигателя составляет 2,4 литра. При этом сбор должен уплачиваться, даже если весь год машина простояла в гараже.

Чрезмерные аппетиты правительства вызвали очень бурную реакцию в обществе, поэтому Кабмин решил продемонстрировать готовность идти на уступки. В начале февраля он одобрил законопроект, который предусматривает частичное снижение транспортного сбора. Кроме того, Ю. Тимошенко поручила разработать еще один закон, который изменит систему начисления транспортного сбора. Согласно этому документу он будет включен в стоимость топлива. По предварительным данным, документ должен быть внесен в Верховную Раду в начале лета текущего года.

Идея включения транспортного сбора в стоимость топлива достаточно рациональна. Сума уплаченного налога прямо зависит от количества использованного бензина, и соответственно, километража. Другими словами, кто больше ездит, тот больше и платит. Однако попытка экстраполировать западный опыт на украинскую почву всегда проходит крайне болезненно. Транспортное налогообложение в ЕС и США направленно исключительно на покрытие эксплуатационных издержек дорожного хозяйства. Строительство же новых дорог финансируется из других фондов. Украинские же власти за счет транспортных сборов и налогов хотят и дороги строить, и дефицит бюджета покрывать, иными словами они рассматриваются как источник доходов для казны, а это приводит к увеличению налогообложения и распылению ресурсов. С такими установками любые реформы транспортного налогообложения будут направлены только на выжимание денег из карманов автомобилистов.

Подобная перспектива заставляет собственников автомобилей прибегать к различным формам протеста: от массовых акций у здания Кабмина до лоббирования своих требований в парламенте. Однако уличные акции во многом были хаотичны, а сформулированные требования лишены концептуальности. Большинство автомобилистов зациклилось на требовании снизить ставки транспортного сбора. Но в сложившихся условиях этого явно будет недостаточно, поскольку сама система налогообложения транспорта превратилась в источник покрытия текущих финансовых потребностей казны, от которых в условиях кризиса власть, вряд ли, откажется.

Кроме того, правительству удалось легализовать двойное налогообложение владельцев машин: теперь они будут оплачивать одновременно и акциз в нефтепродуктах и транспортный сбор. При этом последний является лишь частью тех суммарных расходов, которые понесут автомобилисты в текущем году. Развернутая же дискуссия о том, какой из двух налогов необходимо оставить, а какой отменить, по всей видимости, продлится еще долго. С полной уверенностью, можно прогнозировать, что под шумок таких разговоров власти еще долго будут взимать их оба. Разрушить такую систему будет крайне тяжело, поскольку, как показывает практика, в Украине новые сборы и налоги могут быть имплементированы в течение одного сессионного дня Верховной Рады, а вот отменить их потом оказывается гораздо проблематичнее.

 


Комментарии
комментариев: 2
08:07 | 12.02.2009
Евгений
задачка: разделить три шарика на шестерых идиотов? Правильно..., троим идиотам Вы с сегодняшнего дня по гроб должны остались. (без вариантов)
14:09 | 11.02.2009
народ
"ПРОЗОРА ВЛАДА" ---Где-то на Украине... Утро. Мужик пьет кофе, собираясь на работу. Берет пульт ТВ, клацает на «1+1» - диктор объявляет: - Сегодня ночью сгорела Верховная Рада вместе со всеми депутатами. У мужика шок, судорожно клацает пультиком на «УТ-1» - новости, диктор объявляет: - Сегодня утром Тимошенко вместе с охраной на личном автомобиле попала в ДТП. Никто не выжил. У мужика начинается нервный тик, судорожно клацает на «Интер»: - Прискорбная новость. Сегодня на своей пасеке был закусан пчелами... до смерти Ющенко. Мужик совершенно обалдел. Да что ж происходит??!!! Клацает на «ОРТ» - прямая трансляция, выступает Путин: - Дорогие соотечественники, буду краток... За@бали

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!