kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украинский оттенок дракона

13.02.09
размер текста:

В январе 2009 года правительство Китая дало старт широкомасштабному плану поддержки национальной металлургии. Общая стоимость реализации плана – почти 600 млрд долл. При этом многие озвученные мероприятия рассчитаны на долгосрочное воплощение. Старт плана уже привел к активизации цен на металлопродукцию в КНР. А это – в свою очередь – открывает новые возможности для металлургов Украины на китайских металлорынках, откуда «наши» были окончательно вытеснены несколько лет назад.

Вокруг программы

Китайская программа базируется на отсутствии прямой поддержки меткомпаний – иначе это было бы против правил Всемирной торговой организации. А последнее, скорее всего, привело бы к таким раздраженным действиям зарубежных партнеров Китая, как компенсационные пошлины на продукцию черной металлургии КНР.

Еще один краеугольный камень китайской металлургической программы – поддержка внутреннего металлопотребления. Так, кроме уже принятой в прошлом году масштабной программы инвестиций в развитие инфраструктуры, теперь это также и ряд мер по стимуляции спроса на автомашины и быттехнику. Кроме того, для поддержки новых научно-внедренческих разработок в области металлургии, предполагается создать специальный фонд, средства которого будут выделяться и при модернизации меткомбинатов. Власти страны пообещали и впредь содействовать закрытию устаревших производств, а также поощрять консолидацию в черной металлургии.

Экспортерам же стали и проката гарантирована «более гибкая политика пошлин». Есть основания считать, что при экспорте металла с высокой добавленной стоимостью будет восстановлена практика возврата большей части местного аналога НДС.

И, по сообщениям источников в Китае, принятие подобной программы уже подталкивает местных металлургов снова наращивать объемы выпуска и увеличивать загрузку мощностей. Пошли «вперед» и цены: так, к концу января 2009 года отечественный горячекатаный прокат можно было продать в КНР по 440-460 долл./тонн C&F (а это заметно больше, чем было даже в начале месяца). Для сравнения, аналогичная продукция из России, Южной Кореи и др. сейчас стоит на китайских рынках до 450-500 долл./тонн C&F. И уже к концу февраля местные производители намерены довести внутренние цены на свою продукцию до 600 долл./тонн ex-works и более. Для сравнения, стоимость украинского горячекатаного рулона при поставках в Турцию, а также страны Европы и Ближнего Востока сегодня составляет 380-410 долл./тонн FOB.

Иногда они возвращаются

Совокупное мнение отраслевых специалистов состоит в том, что в нынешней ситуации на азиатских рынках и, в частности, на рынке Китая самыми успешными оказались южнокорейские компании. Причина в том, что они воспользовались следующим: национальная валюта вона, девальвировала относительно доллара США заметно больше других основных региональных валют. Так, японская корпорация Toyota (которая, наверное, впервые в 71-летней истории закончила год с убытком) даже заявила: в нарушение неписаной традиции для своих заводов в Таиланде и Индонезии будет закупать плоский прокат не только у внутреннего производителя, но и у корейской Posco.

Однако – что же мешает нашим металлургам подобным образом воспользоваться девальвацией гривны? Да ничто. И они уже пользуются – притом относительно успешно. Притом в работе с той таки КНР.

Напомним, что поставки металла из Украины были окончательно вытеснены с китайского рынка примерно 3 года назад. До того же это было одно из «лакомых» сбытовых направлений: потребители Юго-Восточной Азии (ЮВА; включая Китай) «забирали» 1/3 отечественного металлоэкспорта (в среднем по всем товарным группам). Например, в 2003 году в страны ЮВА было продано около 8,8 млн тонн украинского металла, в том числе 3,6 млн тонн в КНР. Но уже в позапрошлом году это было всего 3,6 млн тонн – и ноль на китайский рынок. Притом вытеснение из ЮВА во многом означало для поставщиков нашей страны переориентацию на Ближний Восток.

И вот сейчас, что называется, наши возвращаются. Как можно заметить в первом разделе нашего анализа, товар из Украины явно дешевле аналогов (в том числе тех, что происхождением из Китая). А это – прямой путь к формированию отечественными металлургами нового плацдарма на местном рынке. В частности, аналитики уже сообщают нам о поставках в КНР горячекатаного рулона Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. На самом комбинате подтверждают: есть такое дело; притом в начале года тамошние небольшие меткомбинаты сильно сократили производство. Равно как и группа «Метинвест», по оценкам экспертов, ныне проявляет интерес к китайскому рынку. Так, наш высокопоставленный источник в Министерстве промышленной политики не преминул отметить, что данная группа сегодня весьма активно прорабатывает варианты экспорта в Китай.

Кстати, дополнительный плюс-фактор украинского «реванша» на металлорынках КНР – наблюдаемое снижение фрахтовых ставок (примерно с 70-90 долл./тонн до 40 долл./тонн).

Прогноз: не все так плохо

«Самое смешное» в этой ситуации, что, по словам экспертов, по всем товарным группам на китайском металлорынке предложения более чем достаточно – в т.ч. внутреннего. Однако тут уже «патриотизм» отступает перед более выгодной ценой. К слову, еще в декабре 2008 г. Пекин ужесточил режим экспорта продукции ГМК – по некоторым позициям адвалорная (в процентах) ставка выросла на 15%. Так, на стальные заготовки пошлина повышена с 15% до 25%, на арматуру – с 5% до 15%, на чугунные чушки – с 15% до 25%. Одновременно вступили в силу, скажем, и более высокие пошлины на металлургическое сырье – энергетический уголь (повышено с 0 до 10%) и коксующийся уголь (с 5 до 10%), кокс и полукокс (с 25 до 40%), ферросплавы (с 10 до 20-25%), марганец (с 15 до 20%).

Понятно, что такое увеличение еще больше наполняет внутренний рынок металла. И тем значимее нынешний «дальневосточный» успех меткомпаний Украины. Не удивительно, что именно он стал в конце января этого года в устах Минпромполитики главным «инфоповодом» для предложения о продлении пресловутого кабминовского металлургического Меморандума. Да и операторы рынка, в том числе в частных разговорах, не лишены мысли, что меморандум таки помог отрасли – пусть и выполнялся лишь частично. И в т.ч. дал возможность снизить отпускные цены – что и обеспечило, среди иного, «контрнаступление» в Китае.

Насколько успешным будет это контрнаступление дальше? В аналитическом центре «Укрпромвнешэкспертиза» считают, что оно продлится не далее конца первого квартала 2009 г. Объяснение – мол, в том, что у КНР таки хватает внутренних мощностей, и, встряхнувшись после «уколов» импорта, дракон таки разгонит конкурентов со своего рынка. И что сегодняшний всплеск потребления обусловлен прежде всего локальным пополнением складских запасов со стороны китайских трейдеров. Однако, как говорится, «есть другая информация, пожалуйста». К примеру, о том, что по ряду товарных групп металлопродукция из Китая не станет дешевле отечественных аналогов как минимум до лета (в т.ч. с учетом стоимости доставки). Также и потому, что украинские метпредприятия намерены сделать все возможное, чтобы и далее держать себестоимость производства на как можно более низком уровне.

 


Комментарии
комментариев: 3
23:28 | 14.02.2009
КЛЕОПАТРА РАМЗЕСОВНА ПТОЛЕМЕЙ
это точно, китайцы да плюс арабы (в арабских странах до сих пор за воровство рубают руки и это узаконено), порядок был бы идиальный.
18:20 | 13.02.2009
ВИКТОР МИХАЛЫЧ
нам похоже вместо пиззеника нужно какого-то китайца нанять и вр китайцев подкинуть
10:11 | 14.02.2009
Александр
А заодно и прокуратуру с полицией и судьями завезти китайских, чтоб порядок помогли навести (в Китае за взятки и казнокрадство до сих пор расстреливают)

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!