Подробнее Запомнить город


Угроза REACH

30.09.08
размер текста:

У нашей экономики не так давно появился новый вызов, который может оказаться серьезнее проблем с антидемпинговыми расследованиями и квотами, донимавшими отечественных производителей до сих пор. Речь идет о европейском химическом законодательстве REACH. Регламент вступил в силу еще с 1 июня 2007 года, но в Украине до сих пор оставался почти незамеченным.

В основу данной системы, названной REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals - Регистрация, Оценка и выдача Разрешений на производство и использование Химических веществ), положены следующие элементы:

- регистрация химических соединений;
- оценка технического досье и/или вещества;
- выдача разрешений на размещение на рынок и использование;
- ограничения на производство, размещение на рынке и использование;
- согласованная классификация и маркировка;
- доступ к информации.

REACH – достаточно сложный и длительный процесс, рассчитанный на десять лет. Основными его этапами являются:

- 01 июня 2008 - 01 декабря 2008 – предварительная регистрация (подача Регистрационного досье). Проводится идентификация химических веществ, подлежащих регистрации, в продукции каждого отдельного предприятия (юридического лица). С 01 декабря 2008 года начнут вводиться ограничения на импорт в ЕС незарегистрированной продукции. Успешная предварительная регистрация дает возможность беспрепятственно поставлять продукцию на рынок ЕС до 2010 года.

- 01 декабря 2008 - 01 декабря 2010 – оценка (подготовка Технического досье). Осуществляется оценка в сертифицированных лабораториях ЕС поданных на этапе предварительной регистрации технических документов. Конечный срок сертификации для веществ, поставляемых в объеме свыше 1000 тонн в год.

- 01 июня 2013 - конечный срок сертификации для веществ, поставляемых в объеме от 100 до 1000 тонн в год.

- 01 июня 2018 - конечный срок сертификации для веществ, поставляемых в объеме от 1 до 100 тонн в год.

Основными инициаторами введение REACH были влиятельные европейские «зеленые» организации, которые требовали усилить контроль над вредными химическими веществами, содержащимися в различных товарах, поступающих на рынок ЕС. Конечная цель закона — вывести из оборота наиболее опасные для здоровья химические вещества путем их замены на безвредные аналоги.

Новое химическое законодательство направлено на регулирование производства и использования химических веществ внутри Европейского Союза, непосредственно затрагивает широкий круг производителей в различных отраслях промышленности, импортеров, дистрибьюторов и потребителей химической продукции в странах Сообщества. При этом существенное влияние будет оказано и на компании стран вне Евросоюза, осуществляющих экспортные поставки своей продукции на европейский рынок.

Предполагается, что в рамках данного Закона на протяжении 10 лет (с 2008 по 2018 гг.) необходимо будет пререгистрировать и зарегистрировать не менее 30 000 «существующих» и «новых» химических соединений. Требования REACH, которым должны будут следовать производители/импортеры/потребители химической продукции, зависят от опасных свойств рассматриваемых веществ, их воздействия на окружающую среду и здоровье населения, а также предполагаемых масштабов их производства и использования. Без регистрации конкретное химическое вещество не будет разрешено для производства, импорта, продажи и использования на территории стран Европейского Союза.

Обязанность проходить первоочередную регистрацию и составлять специальные досье распространяется на предприятия, поставляющие в ЕС свыше 1 тонны определенного вещества (в чистом виде или соединениях) в год. На товары с химическими веществами, обладающими особо опасными свойствами (канцерогенность, мутагенность, токсичность, способность к бионакоплению), необходимо будет получить разрешение на импорт, использование и введение на рынок.

Ответственность за реализацию основных аспектов Закона REACH будет нести Европейское Химическое Агентство (ЕСНА, ЕХА), которое создается в Хельсинки, Финляндия. До начала практической деятельности нового Агентства (1 июня 2008 года) Европейская Комиссия в тесном сотрудничестве с государствами-участниками, промышленностью и другими заинтересованными сторонами выполняла подготовительную работу по реализации Закона REACH.

Стоимость регистрации химических веществ составляет от 30 тыс. до 1 млн. евро в зависимости от количества и сложности токсикологических тестов. Исследования должны проводиться исключительно в сертифицированных лабораториях ЕС. Принципиальным новшеством закона является то, что отныне фундаментальные химические исследования начнут проводить не за счет государственных институтов, а за счет поставщиков продукции на рынок ЕС. К примеру, бюджет по подготовке к REACH крупных мировых экспортеров химической продукции составляет около 50 млн. евро в год. Европейская Комиссия оценила общие административные расходы на 11-летний адаптационный период внедрения REACH в 2,3 млрд. евро, а непосредственные расходы предприятий, связанные с процессом регистрации и исследованием химических веществ, в 2,8-3,6 млрд. евро, допуская, что они могут увеличиться до 5,2 млрд. евро.

REACH является внутренним законодательство ЕС, которое формально не затрагивает интересы нерезидентов, но только до тех пор, пока они или их товары не пересекают границы Евросоюза. Поскольку страны Европейского Союза являются одним из ключевых рынков сбыта украинской продукции (в первую очередь ГМК и химического комплекса), все украинские экспортеры автоматически попадают под действие данного законодательства.

Поэтому, на сегодняшний день, практически все компании ГМК Украины обеспокоены возможными последствиями от введения ограничений для доступа своей продукции на рынок ЕС. Однако пока что лишь отдельные крупные отечественные экспортеры собирают максимально полную информацию о требованиях REACH, ведут консультации с соответствующими государственными органами и независимыми консалтинговыми компаниями, в том числе европейскими. В частности, Никопольский, Стахановский и Запорожский ферросплавные заводы решили присоединиться к консорциуму при IMnI (Международный институт марганца) и будут проходить все процедуры совместно с европейцами. Также процессом активно заинтересовались Запорожсталь, ММК им. Ильича, предприятия Индустриального союза Донбасса, Метинвест Холдинга и Интерпайпа.

Большинство же мелких и средних экспортеров никаких активных действий по решению этой проблемы не предпринимают. Основная причина кроется в сложности и дороговизне этого процесса. Указанная регистрация может создать серьезные финансовые проблемы для этих предприятий. Поэтому, вполне логично, что они надеются на хоть какую-то помощь от государства. В связи с этим, при Кабинете Министров был создан Центр координации и консультаций REACH. Но, к сожалению, украинские чиновники пока что сами только пытаются разобраться в требованиях REACH и еще не готовы оказывать полноценную помощь экспортерам.

Но существует еще одна не менее значимая причина, которая сдерживает процессы REACH в Украине. Дело в том, что пока не все предприятия понимают, что после введения новых норм они могут потерять европейский рынок. Компании, не подавшие заявку до 01 декабря 2008 года, не смогут поставлять свою продукцию на рынок ЕС. Конечно, никто не запрещает регистрировать свою продукцию после этой даты. Однако важно помнить – несвоевременная регистрация автоматически ведет к потере доли рынка и, соответственно, к потере прибыли.

Поэтому, мы считаем, что все предприятия Украины (на которые тем или иным образом распространяется законодательство REACH) и, в первую очередь, правительство должны в кратчайшие сроки перейти к фазе активных действий. Ведь процедура предварительной регистрации официально началась уже с 01 июня 2008 года.

Однако некоторые эксперты целенаправленно стараются затормозить этот процесс, делая провокационные заявления относительно протекционистского характера данного закона, возможного сокращения объемов экспорта из других стран и даже обвала европейского рынка металлопродукции. Данные заявления выглядят, по меньшей мере, недальновидными. Ведь под требования REACH попадают, в первую очередь, как раз предприятия стран ЕС. И то, что законодательство REACH частично напоминает ранее действовавшие экологические законы ЕС, еще не дает права сетовать на протекционистский, а уж тем более на дискриминационный характер данного законодательства. Кроме того, практически все европейские производители активно высказывались против принятия REACH, но этого оказалось недостаточно для отмены или хотя бы отсрочки данного проекта. Что касается обвала европейского рынка металлопродукции, то его однозначно не последует по причине того, что органы власти ЕС достаточно прагматичны, чтобы этого не допустить и, к тому же, металлопродукция содержит относительно немного вредных для здоровья людей химических соединений.

Относительно украинского рынка металлопродукции, из-за существующей неопределенности, сейчас сложно сделать достоверный прогноз на счет того, как повлияют условия REACH на объемы экспорта украинского металла на рынок ЕС. Но мы считаем, что на объемы продаж существенного влияния не будет, так как металлопродукция, как уже отмечалось, содержит сравнительно немного вредных химических соединений. Что касается цен, то, вполне возможно, что производители попытаются немного повысить их, чтобы компенсировать свои затраты на регистрацию продукции. Но, при этом, необходимо понимать, что ценообразование – процесс рыночный и на него влияет множество факторов, главными из которых являются спрос и предложение. Поэтому выделить в будущей цене металлопродукции какую-то часть, которая образовалась вследствие REACH, практически невозможно.

Таким образом, на данном этапе уже поздно размышлять о целесообразности либо нецелесообразности REACH. Данный закон вступил в силу, и хотим мы этого или нет, но попадаем под его действие. В средне- и долгосрочной перспективе введение REACH повлияет не только на экспортеров, но и на производителей, ориентированных на внутренний рынок Украины. Поэтому, Украине, которая на нынешнем этапе является простым реципиентом устанавливаемых другими государствами правил, необходимо учиться реагировать быстрее на новые вызовы и искать адекватное проблеме решение. В противном случае наши позиции на мировых рынках могут сильно пошатнуться.




 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!