С иллюзией транша

Публікації

Отчитавшись в Киеве перед миссией МВФ по макроэкономической ситуации в стране, украинская власть так и не получила четкого обещания возобновить программу финансирования. Представители Фонда в целом выразили удовлетворение экономической обстановкой в Украине, но от главного своего требования – повышения газовых тарифов для населения, не отказались. Без выполнения данного условия наше правительство вряд ли сможет разморозить транши по кредитам МВФ. А вот повысить-таки тарифы – за считанные месяцы перед парламентскими выборами – уже не рискнет.

Майский визит миссии Международного валютного фонда в Киев изначально анонсировался как технический. Накануне этого события в Фонде подчеркивали, что посещение Украины состоится в рамках обязательных консультаций по валютному режиму согласно ст. IV устава этой организации. Возобновление украинской программы stand-by на общую сумму 10 млрд SDR (свыше 15,5 млрд долл.), открытой летом 2010, даже и не предусматривалось. Предваряя выезд миссии в Киев, руководитель департамента внешних коммуникаций МВФ Дэвид Хоули отметил – переговоры о выдаче Украине очередных траншей кредита проводиться не будут. Пересмотр кредитной программы для нашей страны, по его словам, "заморожен" (последний транш по ней был получен в конце позапрошлого года – прим. автора).

На первый взгляд результаты майского пребывания функционеров Фонда в нашей стране вполне отражают первоначальную установку на визит. На итоговой пресс-конференции 28 мая руководитель миссии МВФ Крис Джарвис похвалил украинские власти за верное общеэкономическое движение. Среди позитивов был отмечен низкий уровень инфляции. По данным Госстата страны, за январь-апрель 2012 этот показатель составил 0,7%, или 2,3% против аналогичного периода 2011, при бюджетном ориентире на текущий год в 7,9%. В Фонде, кстати, свой прогноз по украинской инфляции-2012 также пересмотрели в сторону снижения – до 7%; как, впрочем, и ожидания по росту ВВП в текущем году – с 4,8% до 3%. В отношении валютной политики Нацбанка было высказано пожелание "большей гибкости обменного курса", а в части регулирования банковского сектора рекомендовано принять меры по уменьшению доли проблемных займов.

Правительству и финрегулятору, несомненно, было, что продемонстрировать визитерам МВФ. В марте-апреле произошло наращивание золотовалютных резервов НБУ, до 31,66 млрд долл., после полугода их регулярного сокращения. А платежный баланс в первые два месяца весны отличился профицитными показателями – до апрельских "плюс" 508 млн долл. (Хотя без сводного за четыре месяца 2012 отрицательного сальдо в 61 млн долл. встретить миссию не удалось.) Благостную в целом картинку макропозитивов несколько подпортили резко замедлившиеся в январе-апреле темпы роста украинского ВВП, повторившие 1,8% за I квартал 2012 против 4,7% в IV квартале-2011 и 5,4% в первые три месяца прошлого года. Хотя на это нашлось свое спасительное объяснение в виде "мировой экономической нестабильности".

При сопутствующих цифрам "констатациях о стабилизации" наивно было бы ожидать, что наши топ-чиновники, ответственные за сотрудничество с МВФ, проигнорируют возможность переговорить о размораживании кредитной программы для Украины. И на встречах с руководством миссии не преминули отметиться практически все представители финансово-экономического блока. Но чуда не произошло. С ноября 2011, когда состоялся прошлый визит миссии МВФ в Киев, в этой организации так и не изменили свою базовую точку зрения относительно условий дальнейшего финансирования Украины.

Новый глава украинской миссии Фонда (К.Джарвис в марте сменил на этом посту Таноса Арванитиса), по сути, повторил давнее требование к нашим властям о необходимости повышения тарифов на природный газ и отопление. Ранее в МВФ настаивали, чтобы эти платежи были увеличены на 32% для населения и 56% для теплокоммунэнерго. Сейчас говорят как о первоначальном существенном повышении газовых тарифов, так и регулярном их росте в последующем, "в рамках расписанного по времени плана по отмене субсидий". По убеждению функционеров Фонда, это позволит снизить дефицит НАК "Нафтогаз Украины" и обеспечить эффективное использование энергетических ресурсов. Беднейшим украинцам, по этой схеме, должна оказываться некая денежная поддержка.

Такой нюанс в тарифных требованиях МВФ, судя по всему, выкристаллизовался после нескольких встреч его представителей с первым вице-премьер-министром Украины. Валерий Хорошковский так описывает алгоритм достижения компромисса с МВФ по данному вопросу: "Сначала мы проработаем применение энергосберегающих технологий, разработаем систему адресной социальной помощи и после этого подойдем к вопросу поднятия тарифов к экономически обоснованному уровню". Только вот недавно сам вице-премьер признавал, что данная система, как и увязанное с ней повышение расценок, вряд ли будет внедрена раньше октябрьских выборов в парламент…

Сегодня именно политфактор определяет основные проблемы украинской власти во взаимоотношениях с Фондом. Президент страны с начала года не раз и недвусмысленно давал понять: накануне выборов власть не пойдет на резкое, в понимании электората, повышение тарифов. Представителям Кабмина в такой ситуации оставалось только вести двойную игру. С одной стороны, проявляется безоговорочный финансовый оптимизм. Государство, мол, имеет возможности для своевременного погашения внешних долгов и "вымаливать" деньги у МВФ не будет, заявлял премьер-министр Николай Азаров. С другой же – чиновники без устали подчеркивают: возобновление Фондом программы кредитования очень важно для страны. Ведь это, как ожидается, благотворно подействует на внешних инвесторов и потенциальных иностранных кредиторов.

Действительно, Украина аккуратно расплачивается по своим долгам. С начала года одному только МВФ было проведено несколько крупных выплат по кредитам, взятым в рамках предыдущей программы stand-by от 2008 (всего на протяжении этого года Украина обязана вернуть Фонду около 3,7 млрд долл). Пока Минфину удается изыскивать необходимый валютный ресурс внутри страны – за счет размещения долларовых ОВГЗ. Но во второй половине 2012 ситуация может ухудшиться, причем на фоне заметного снижения экспортной активности наших промпредприятий. Следовательно, сократится и приток валюты в страну от внешнеэкономической деятельности.

Национальному банку, в свою очередь, явно придется потратиться на антидевальвационные интервенции – для удовлетворения предвыборного спроса на американский доллар. В совокупности с выплатами для МВФ это может привести к уменьшению золотовалютных запасов финрегулятора к концу года, по разным оценкам, на 3,5-6,5 млрд долл. от апрельского уровня. (К тому же до сих пор неясны и механизмы июньского погашения Кабмином кредита от российского ВТБ на 2 млрд долл.) В комплексе это способно создать немалое напряжение для платежного баланса страны с "погружением" его показателя в глубоко дефицитную область.

Поэтому новые кредиты Украине не помешали бы. Не зря в марте высшие чины правительства то выражали пожелания по реструктуризации нынешнего долга страны перед Фондом, то заводили речь о его рефинансировании. Конечно, эти заявления были быстро дезавуированы, но осадок остался: в той или иной степени, а участие МВФ в финансовой системе Украины для властей все еще остается важным. Особенно, если учесть, что по остановленной сейчас программе Фонда страна смогла получить лишь меньше четверти утвержденных к выдаче средств – 2,25 млрд SDR (около 3,4 млрд долл.) двумя первоначальными траншами.

Показательно, что стоило только руководителю миссии МВФ озвучить рекомендации по увеличению ставок налогообложения для высокодоходных категорий плательщиков, как народные депутаты Украины из провластной фракции в парламенте заговорили о рассмотрении в ближайшее время так называемого закона о роскоши. Правительственные проекты на данную тему, причем в двух вариантах, еще недавно пребывали на стадии неспешной доработки (с тем, чтобы и на избирателей надлежащий эффект оказать, и приобретателей этой самой роскоши не обидеть).

Можно не сомневаться, какой-то из законопроектов с нормами о налогообложении богатых на рассмотрение Верховной Рады все же поступит. Подытоживая визит миссии, К.Джарвис сообщил: к концу июня совет директоров МВФ может провести заседание по результатам майского пребывания миссии в Киеве. К этому событию украинская власть и намерена активизировать "роскошное" законотворчество, демонстрируя высшим управленцам Фонда оперативное воплощение в жизнь их налоговых пожеланий.

Хватит ли этого для выделения нашей стране очередного транша кредита, без повышения газовых тарифов? Очень сомнительно. Значит, полуторагодичная кредитная пауза во взаимоотношениях Украины и МВФ продлится еще минимум до конца года.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

17 Травня 2024

Після підвищення температури вдасться припинити відключення

Сентравіс поставить 50 тонн пічних труб на американський ринок

Австрія створила фонд на 500 млн євро для підтримки експорту в Україну 

16 Травня 2024

Thyssenkrupp скоротила квартальний збиток майже утричі

Суха Балка оновлює обладнання шахти Ювілейна

Туреччина відправляє до ЄС російську нафту, видаючи її за свою

Порт Констанца отримає інвестиції у розмірі 130 млн євро

Thyssenkrupp повідомила про збитки

Байден збільшив мито на китайські сонячні панелі

В Україні ввечері знову обмежать електроенергію для промислових споживачів

Окупанти обстріляли одну з шахт у Донецькій області

Концерн Rheinmetall побудує в Україні підприємство з виробництва ППО 

Відключення електроенергії триватимуть до вересня і точно будуть зимою

Наступні два роки українці житимуть з дефіцитом електроенергії

У світі продовжує зростати попит на викопне паливо

Відвантаження плоского прокату за кордон зросло на 87,6%

ВСІ НОВИНИ ⇢