kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


По недрам - молотком. Аукционным

17.02.09
размер текста:

Кабинет министров утвердил порядок выдачи в 2009 году лицензий на недропользование. Чиновники заверяют, что он прозрачнее и проще, чем прошлогодний. Но то же cамое они говорили и в предыдущие годы. Тем временем, пока процедура продажи на аукционах специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами не будет прописана законодательно, особой пользы от них не получат ни государство, ни искатели полезных ископаемых.

Согласно нынешней практике, порядок проведения аукционов по продаже лицензий на недропользование Кабинет министров пересматривает ежегодно, а то и по нескольку раз в год. Но результат все равно получается такой же, как в басне "Квартет": мол, вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Аукционные торги не обрели популярности среди недропользователей по двум причинам. Во-первых, сложилось устоявшееся мнение, что хорошие участки на торги почти не выставляют, а те, что выставляют, как правило, удается купить тем претендентам, к которым благоволит Минприроды. Во-вторых, в самом порядке заложено достаточно лазеек, через которые можно получить спецразрешение и без аукциона. Для многих соискателей разрешений этот путь кажется проще и короче.

Например, в прошлом году через аукционы продано лишь 70 лицензий на недропользование, а по внеаукционной процедуре роздано более 200, что наводит на мысль о том, что руководство Минприроды, вполне возможно, сделало из торгов ширму для прикрытия своих коррупционных схем. Не лучше была ситуация и в предыдущие годы. Президенту даже как-то пришлось своим указом вообще прекратить на 5 месяцев проведение аукционов, вследствие многочисленных жалоб участников на предвзятое отношение чиновников Минприроды.

Не удивительно, что план бюджетных поступлений от недроаукционов в 2008 году был сорван. Он предусматривал заработок как минимум 150 млн грн., тогда как Министерству охраны окружающей среды удалось выручить лишь около 73 млн грн., то есть даже не пол суммы. Да и средняя цена -- один миллион гривен за одну лицензию -- не вдохновляет. Но рассчитывать на большее правительство не могло исключительно по собственной вине, поскольку вся процедурная документация для проведения аукционов была разработана лишь к апрелю, а непосредственно торги стартовали осенью. Таким образом, до конца года удалось провести лишь 4 аукциона с соответствующим результатом.

Прошлогодняя неудача, однако, не поколебала оптимизма Кабмина. На 2009-й оно запланировало собрать на аукционах по продаже спецразрешений на недропользование те же 150 млн грн. Но пока события развиваются по сценарию повторения ошибок минувшего года. Порядок проведения недроаукционов на 2009 год был заслушан и в целом утвержден на заседании правительства еще 21 января, но после этого прошло уже несколько недель, а документ официально так и не опубликован. В Минприроды утверждают, что виной такой задержки является всего лишь техническая правка текста, но, похоже, в кулуарах Кабмина все еще ведется борьба за внесение последних, отнюдь не грамматических, изменений в данное постановление.

Самая спорная его часть - это перечень случаев, при которых разрешается выдавать лицензии на недропользование без аукционов. Прошлогодний порядок предусматривал 14 таких возможностей. В нынешнем, по словам министра охраны окружающей природной среды Георгия Филипчука, осталось только 5 таких пунктов. Они, в частности, касаются добычи питьевой воды для нужд жилищно-коммунального хозяйства; разведки и добычи полезных ископаемых госпредприятиями за государственные средства; расширения территории деятельности для компаний, которые уже обладают правом пользоваться тем или иным участком, а также разведки и добычи природного газа, используемого исключительно для нужд населения. Впрочем, и этих пяти исключений достаточно, чтобы наиболее привлекательные подлицензионные участки разошлись в узком кругу. А ведь не исключено, что в конечной редакции постановления к ним добавится еще пункт-другой.

Одна из главных проблем аукционной торговли разрешениями на недропользование как раз в том и состоит, что более-менее интересные участки редко доходят до открытых торгов. Если просмотреть сводки по аукционам последних годов, то видно, что главными объектами продажи там выступали месторождения стройматериалов, питьевых и минеральных вод, реже -- нефтегазовые, почти никогда -- рудные или угольные залежи. Обусловлен такой выбор приоритетов исключительно волей чиновников из Министерства охраны окружающей среды. И он наводит на мысль, что не всегда эту волю можно считать доброй.

В качестве иллюстрацию к данному тезису годится спор за Сахалинское газоконденсатное месторождение в Харьковской области (одно из крупнейших в Украине), лицензия на которое находится сейчас в подвешенном состоянии, но на торги ее упорно не выставляют. Несмотря даже на то, что компания "Укрнафта" уже заявила о готовности заплатить за нее не менее 300 млн грн., то есть вдвое больше, чем предусматривает бюджетный план годовых поступлений от недроаукционов. Однако в "Укрнафте" опасаются, что Минприроды уже приняло решение без аукциона отдать сахалинскую лицензию некой компании "Укрнефтебурение", которая была приведена на это месторождение группой народных депутатов еще в 2004 году, хотя позже вследствие ряда судебных исков приостановила здесь работы.

Некоторый оптимизм вселяет тот факт, что в 2009 году проведением аукционов будет заниматься не само Минприроды, а специальный комитет, в состав которого входят делегаты от различных министерств и ведомств, в том числе и руководитель Государственной контрольно-ревизионной службы Николай Сивульский лично. Но безаукционная выдача лицензий все равно остается прерогативой Министерства охраны окружающей природной среды.

Не упускают случая вставить свои палки в колеса недропользователям и местные органы власти власть -- начиная с областных губернаторов и заканчивая главами сельсоветов. В последнее время участились случаи, когда местные облгосадминистрации отказывают добывающим компаниям в согласовании лицензий, фактически шантажируя их требованиями вкладывать деньги в региональные социальные проекты. А без такого согласия нельзя ни выставить лицензию на расположенные в соответствующей области участки на аукцион, ни передать права на их исследование или разработку по безаукционной процедуре. Как утверждает глава Минприроды Георгий Филипчук, согласование участков месторождений с местными советами является наиболее сложным заданием для министерства при проведении аукционов. Правда, он надеется, что в связи с финансово-экономическим кризисом и необходимостью обеспечить наполнение местных бюджетов региональная власть теперь будет более охотно сотрудничать с его ведомством.

Более радикально призван решить эту проблему подготовленный правительством проект закона об отчуждении частных земельных участков для общественных нужд, зарегистрированный в Верховной Раде в конце января. Разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения входит в число объектов, под которые могут отчуждаться земли. Надо лишь дождаться, чтобы этот закон приняли. Тогда он станет довольно серьезным инструментом давления на несговорчивые местные советы.

Аналогичным юридическим инструментом борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти потенциально призвана стать новая редакция Кодекса "О недрах" -- как универсальный документ, регламентирующий не только порядок выдачи лицензий, но и взимание платы за недропользование, отношения между добытчиками полезных ископаемых и государством, экологические аспекты и т.п., причем исходя из современных обстоятельств, а не с позиций 1994 года. Именно тогда и был принят действующий сегодня в Украине Кодекс "О недрах". Последняя попытка утвердить его в новой редакции имела место еще в 2006 году, но успехом не увенчалась. После этого в ходе парламентских и правительственных ротаций обновленный вариант Кодекса "О недрах" попросту затерялся где-то в недрах двух ветвей власти. Извините за каламбур.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!