kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Трудресурсы идут в аверс

20.02.09
размер текста:

Экономический кризис опять заставляет украинцев нелегально ехать на заработки в развитые страны, прежде всего в Евросоюз. Подобный массовый поток трудовых эмигрантов из страны наблюдался в 1998-2000 годах. Как показывает опыт прошлых лет, современные остарбайтеры чаще всего не возвращаются на историческую родину.

В результате после окончания кризиса местные работодатели столкнутся с невосполнимым дефицитом трудовых ресурсов. Эксперты оценивает его в один миллион недостающих рабочих рук. Однако при этом они существенно расходятся в прогнозах относительно количества трудовых эмигрантов на 2009 год.

Так, ряд аналитиков полагает, что наоборот, нас ожидает возвращение нелегалов – поскольку на Западе в экономике также отмечается рецессия и рост безработицы. Однако не следует забывать, что там сейчас теряют работу квалифицированные профильные специалисты, например, слесари-автосборщики и банковские служащие. Зато сокращения практически не коснулись мойщиков посуды и оконных окон, а также домашней прислуги, ухаживающей за престарелыми, но состоятельными (по нашим меркам) европейцами. Что объясняется высоким уровнем социальных стандартов в еврозоне.

Например, в Нидерландах пособие по безработице составляет 1200 евро. А рабочий в теплицах по выращиванию знаменитых голландских роз и тюльпанов получает примерно 800 евро. Понятно, что местный гражданин, имеющий от государства право на социальную защиту, предпочтет сидеть дома в ожидании лучших времен, получая при этом в полтора раза больше, чем на неквалифицированной работе. Иное дело нелегал-украинец, который до кризиса получал у себя на родине зарплату в среднем 2000 гривен, а после увольнения оказался перед перспективой жить на пособие, средний размер которого 549 гривен. При нынешнем обменном курсе евро 1 к 12 работа в теплице принесет ему 9600 гривен в месяц. Или почти в пять раз больше, чем он получал в Украине за более сложную и ответственную работу.

Другие эксперты считают, что работу на Западе отправятся искать 30-50% из тех, кто лишится ее на родине. По прогнозу Государственной службы занятости, в 2009 году работу в Украине потеряют порядка трех миллионов человек. Таким образом, количество трудовых эмигрантов составит от 900 тысяч до полутора миллионов человек. Наибольшее желание работать за границей проявляет молодежь до 30 лет - 60%, согласно данным соцопросов. По профессиональному статусу это студенты, инженерно-технические специалисты, управленцы, работники науки и культуры.

Напомним, что до 2004 года на заработки из Украины уехали около семи миллионов человек. Наиболее популярными странами были Россия, Италия и Португалия. Далее следуют Чехия, Греция, Польша, Германия и Норвегия. Однако из Российской Федерации трудовые эмигранты действительно будут вынуждены вернуться. Поскольку там они работали в основном в сфере строительства, которое пострадало от кризиса не меньше, чем в Украине. А только в Москве, по некоторым данным, работало около одного миллиона наших сограждан.

Впрочем, не следует думать, что заработки за границей – исключительно для разнорабочих. Собственники европейских предприятий в условиях кризиса будут искать возможность использовать более дешевый труд украинских металлургов. Этому будет способствовать, в частности, намерение Еврокомиссии ввести единую трудовую визу – так называемую «голубую карту», по аналогии с американской «зеленой картой», для привлечения талантливых трудовых мигрантов в Евросоюз.
К чему это приведет, можно увидеть на примере судостроительной промышленности. Сейчас она испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Как отмечают на Черноморском судостроительном заводе, нехватка судовых сварщиков, одной из двух основных специальностей в судостроении, сдерживает дальнейшее развитие отрасли. Так, всего в Украине насчитывается 1500 судосварщиков необходимой квалификации. При этом половина находится на заработках в различных странах ближнего и дальнего зарубежья. И это неудивительно, ведь на судоверфях в Финляндии украинские специалисты получают 6 евро/час, в России – 5 евро/час. А в Украине они могут рассчитывать максимум на 3 долл./час. Между тем только на ЧСЗ в 2008 году для освоения запланированных объемов производства требовалось 350 новых судосварщиков.

В свою очередь, Украина в среднесрочной перспективе тоже столкнется с заменой местных трудовых ресурсов на более дешевые импортные. Сначала на низкооплачиваемые вспомогательные специальности, а потом и на требующие более высокой квалификации, будут постепенно приходить вьетнамцы, китайцы и другие выходцы из Юго-Восточной Азии. В это сложно поверить, но украинские зарплаты кажутся им заоблачно высокими, а условия жизни – просто райскими по сравнению с исторической родиной. И этот процесс уже начинается. Так, по данным Госкомстата, за 11 месяцев 2008 года из Украины выбыло 20844 человек, прибыло – 33546. Прирост составил 12702 человека.

Большинство эмигрантов продолжает поддерживать связи с родственниками. Однако возвращаться в обозримом будущем мало кто планирует – в силу слишком большого дисбаланса между уровнем жизни там и здесь. «Пока не депортируют – буду работать» - такой ответ от приезжающих можно услышать наиболее часто относительно планов на будущее. При этом многие трудовые нелегалы при первой возможности инвестируют средства в покупку домов и квартир в крупных городах Украины – на случай депортации и возвращения. Ежегодный приток средств, поступавших таким образом от остарбайтеров в 2006-2008 годах, оценивается в 19 миллиардов евро. Это с учетом средств, поступавших родственникам в виде денежных переводов.

Ранее наибольшее количество мигрантов выезжало на заработки из западноукраинских областей. Что связано со слабым развитием промышленности в этих регионах, а также с тем, что именно с запада Украины в основном эмигрировали в предшествующие исторические периоды. Однако теперь, по мнению экспертов, акцент эмиграции сместится в восточные регионы, которые ощутившие наибольшее влияние экономического кризиса в виде падения объемов производства и сокращения персонала на предприятиях.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!