kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Трудресурсы идут в аверс

20.02.09
размер текста:

Экономический кризис опять заставляет украинцев нелегально ехать на заработки в развитые страны, прежде всего в Евросоюз. Подобный массовый поток трудовых эмигрантов из страны наблюдался в 1998-2000 годах. Как показывает опыт прошлых лет, современные остарбайтеры чаще всего не возвращаются на историческую родину.

В результате после окончания кризиса местные работодатели столкнутся с невосполнимым дефицитом трудовых ресурсов. Эксперты оценивает его в один миллион недостающих рабочих рук. Однако при этом они существенно расходятся в прогнозах относительно количества трудовых эмигрантов на 2009 год.

Так, ряд аналитиков полагает, что наоборот, нас ожидает возвращение нелегалов – поскольку на Западе в экономике также отмечается рецессия и рост безработицы. Однако не следует забывать, что там сейчас теряют работу квалифицированные профильные специалисты, например, слесари-автосборщики и банковские служащие. Зато сокращения практически не коснулись мойщиков посуды и оконных окон, а также домашней прислуги, ухаживающей за престарелыми, но состоятельными (по нашим меркам) европейцами. Что объясняется высоким уровнем социальных стандартов в еврозоне.

Например, в Нидерландах пособие по безработице составляет 1200 евро. А рабочий в теплицах по выращиванию знаменитых голландских роз и тюльпанов получает примерно 800 евро. Понятно, что местный гражданин, имеющий от государства право на социальную защиту, предпочтет сидеть дома в ожидании лучших времен, получая при этом в полтора раза больше, чем на неквалифицированной работе. Иное дело нелегал-украинец, который до кризиса получал у себя на родине зарплату в среднем 2000 гривен, а после увольнения оказался перед перспективой жить на пособие, средний размер которого 549 гривен. При нынешнем обменном курсе евро 1 к 12 работа в теплице принесет ему 9600 гривен в месяц. Или почти в пять раз больше, чем он получал в Украине за более сложную и ответственную работу.

Другие эксперты считают, что работу на Западе отправятся искать 30-50% из тех, кто лишится ее на родине. По прогнозу Государственной службы занятости, в 2009 году работу в Украине потеряют порядка трех миллионов человек. Таким образом, количество трудовых эмигрантов составит от 900 тысяч до полутора миллионов человек. Наибольшее желание работать за границей проявляет молодежь до 30 лет - 60%, согласно данным соцопросов. По профессиональному статусу это студенты, инженерно-технические специалисты, управленцы, работники науки и культуры.

Напомним, что до 2004 года на заработки из Украины уехали около семи миллионов человек. Наиболее популярными странами были Россия, Италия и Португалия. Далее следуют Чехия, Греция, Польша, Германия и Норвегия. Однако из Российской Федерации трудовые эмигранты действительно будут вынуждены вернуться. Поскольку там они работали в основном в сфере строительства, которое пострадало от кризиса не меньше, чем в Украине. А только в Москве, по некоторым данным, работало около одного миллиона наших сограждан.

Впрочем, не следует думать, что заработки за границей – исключительно для разнорабочих. Собственники европейских предприятий в условиях кризиса будут искать возможность использовать более дешевый труд украинских металлургов. Этому будет способствовать, в частности, намерение Еврокомиссии ввести единую трудовую визу – так называемую «голубую карту», по аналогии с американской «зеленой картой», для привлечения талантливых трудовых мигрантов в Евросоюз.
К чему это приведет, можно увидеть на примере судостроительной промышленности. Сейчас она испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Как отмечают на Черноморском судостроительном заводе, нехватка судовых сварщиков, одной из двух основных специальностей в судостроении, сдерживает дальнейшее развитие отрасли. Так, всего в Украине насчитывается 1500 судосварщиков необходимой квалификации. При этом половина находится на заработках в различных странах ближнего и дальнего зарубежья. И это неудивительно, ведь на судоверфях в Финляндии украинские специалисты получают 6 евро/час, в России – 5 евро/час. А в Украине они могут рассчитывать максимум на 3 долл./час. Между тем только на ЧСЗ в 2008 году для освоения запланированных объемов производства требовалось 350 новых судосварщиков.

В свою очередь, Украина в среднесрочной перспективе тоже столкнется с заменой местных трудовых ресурсов на более дешевые импортные. Сначала на низкооплачиваемые вспомогательные специальности, а потом и на требующие более высокой квалификации, будут постепенно приходить вьетнамцы, китайцы и другие выходцы из Юго-Восточной Азии. В это сложно поверить, но украинские зарплаты кажутся им заоблачно высокими, а условия жизни – просто райскими по сравнению с исторической родиной. И этот процесс уже начинается. Так, по данным Госкомстата, за 11 месяцев 2008 года из Украины выбыло 20844 человек, прибыло – 33546. Прирост составил 12702 человека.

Большинство эмигрантов продолжает поддерживать связи с родственниками. Однако возвращаться в обозримом будущем мало кто планирует – в силу слишком большого дисбаланса между уровнем жизни там и здесь. «Пока не депортируют – буду работать» - такой ответ от приезжающих можно услышать наиболее часто относительно планов на будущее. При этом многие трудовые нелегалы при первой возможности инвестируют средства в покупку домов и квартир в крупных городах Украины – на случай депортации и возвращения. Ежегодный приток средств, поступавших таким образом от остарбайтеров в 2006-2008 годах, оценивается в 19 миллиардов евро. Это с учетом средств, поступавших родственникам в виде денежных переводов.

Ранее наибольшее количество мигрантов выезжало на заработки из западноукраинских областей. Что связано со слабым развитием промышленности в этих регионах, а также с тем, что именно с запада Украины в основном эмигрировали в предшествующие исторические периоды. Однако теперь, по мнению экспертов, акцент эмиграции сместится в восточные регионы, которые ощутившие наибольшее влияние экономического кризиса в виде падения объемов производства и сокращения персонала на предприятиях.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!