kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Трудресурсы идут в аверс

20.02.09
размер текста:

Экономический кризис опять заставляет украинцев нелегально ехать на заработки в развитые страны, прежде всего в Евросоюз. Подобный массовый поток трудовых эмигрантов из страны наблюдался в 1998-2000 годах. Как показывает опыт прошлых лет, современные остарбайтеры чаще всего не возвращаются на историческую родину.

В результате после окончания кризиса местные работодатели столкнутся с невосполнимым дефицитом трудовых ресурсов. Эксперты оценивает его в один миллион недостающих рабочих рук. Однако при этом они существенно расходятся в прогнозах относительно количества трудовых эмигрантов на 2009 год.

Так, ряд аналитиков полагает, что наоборот, нас ожидает возвращение нелегалов – поскольку на Западе в экономике также отмечается рецессия и рост безработицы. Однако не следует забывать, что там сейчас теряют работу квалифицированные профильные специалисты, например, слесари-автосборщики и банковские служащие. Зато сокращения практически не коснулись мойщиков посуды и оконных окон, а также домашней прислуги, ухаживающей за престарелыми, но состоятельными (по нашим меркам) европейцами. Что объясняется высоким уровнем социальных стандартов в еврозоне.

Например, в Нидерландах пособие по безработице составляет 1200 евро. А рабочий в теплицах по выращиванию знаменитых голландских роз и тюльпанов получает примерно 800 евро. Понятно, что местный гражданин, имеющий от государства право на социальную защиту, предпочтет сидеть дома в ожидании лучших времен, получая при этом в полтора раза больше, чем на неквалифицированной работе. Иное дело нелегал-украинец, который до кризиса получал у себя на родине зарплату в среднем 2000 гривен, а после увольнения оказался перед перспективой жить на пособие, средний размер которого 549 гривен. При нынешнем обменном курсе евро 1 к 12 работа в теплице принесет ему 9600 гривен в месяц. Или почти в пять раз больше, чем он получал в Украине за более сложную и ответственную работу.

Другие эксперты считают, что работу на Западе отправятся искать 30-50% из тех, кто лишится ее на родине. По прогнозу Государственной службы занятости, в 2009 году работу в Украине потеряют порядка трех миллионов человек. Таким образом, количество трудовых эмигрантов составит от 900 тысяч до полутора миллионов человек. Наибольшее желание работать за границей проявляет молодежь до 30 лет - 60%, согласно данным соцопросов. По профессиональному статусу это студенты, инженерно-технические специалисты, управленцы, работники науки и культуры.

Напомним, что до 2004 года на заработки из Украины уехали около семи миллионов человек. Наиболее популярными странами были Россия, Италия и Португалия. Далее следуют Чехия, Греция, Польша, Германия и Норвегия. Однако из Российской Федерации трудовые эмигранты действительно будут вынуждены вернуться. Поскольку там они работали в основном в сфере строительства, которое пострадало от кризиса не меньше, чем в Украине. А только в Москве, по некоторым данным, работало около одного миллиона наших сограждан.

Впрочем, не следует думать, что заработки за границей – исключительно для разнорабочих. Собственники европейских предприятий в условиях кризиса будут искать возможность использовать более дешевый труд украинских металлургов. Этому будет способствовать, в частности, намерение Еврокомиссии ввести единую трудовую визу – так называемую «голубую карту», по аналогии с американской «зеленой картой», для привлечения талантливых трудовых мигрантов в Евросоюз.
К чему это приведет, можно увидеть на примере судостроительной промышленности. Сейчас она испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Как отмечают на Черноморском судостроительном заводе, нехватка судовых сварщиков, одной из двух основных специальностей в судостроении, сдерживает дальнейшее развитие отрасли. Так, всего в Украине насчитывается 1500 судосварщиков необходимой квалификации. При этом половина находится на заработках в различных странах ближнего и дальнего зарубежья. И это неудивительно, ведь на судоверфях в Финляндии украинские специалисты получают 6 евро/час, в России – 5 евро/час. А в Украине они могут рассчитывать максимум на 3 долл./час. Между тем только на ЧСЗ в 2008 году для освоения запланированных объемов производства требовалось 350 новых судосварщиков.

В свою очередь, Украина в среднесрочной перспективе тоже столкнется с заменой местных трудовых ресурсов на более дешевые импортные. Сначала на низкооплачиваемые вспомогательные специальности, а потом и на требующие более высокой квалификации, будут постепенно приходить вьетнамцы, китайцы и другие выходцы из Юго-Восточной Азии. В это сложно поверить, но украинские зарплаты кажутся им заоблачно высокими, а условия жизни – просто райскими по сравнению с исторической родиной. И этот процесс уже начинается. Так, по данным Госкомстата, за 11 месяцев 2008 года из Украины выбыло 20844 человек, прибыло – 33546. Прирост составил 12702 человека.

Большинство эмигрантов продолжает поддерживать связи с родственниками. Однако возвращаться в обозримом будущем мало кто планирует – в силу слишком большого дисбаланса между уровнем жизни там и здесь. «Пока не депортируют – буду работать» - такой ответ от приезжающих можно услышать наиболее часто относительно планов на будущее. При этом многие трудовые нелегалы при первой возможности инвестируют средства в покупку домов и квартир в крупных городах Украины – на случай депортации и возвращения. Ежегодный приток средств, поступавших таким образом от остарбайтеров в 2006-2008 годах, оценивается в 19 миллиардов евро. Это с учетом средств, поступавших родственникам в виде денежных переводов.

Ранее наибольшее количество мигрантов выезжало на заработки из западноукраинских областей. Что связано со слабым развитием промышленности в этих регионах, а также с тем, что именно с запада Украины в основном эмигрировали в предшествующие исторические периоды. Однако теперь, по мнению экспертов, акцент эмиграции сместится в восточные регионы, которые ощутившие наибольшее влияние экономического кризиса в виде падения объемов производства и сокращения персонала на предприятиях.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!