Игра в больницу

Берлинский театр "Шаубюне ам Ленинер Плац" показывает премьеру спектакля "Мнимый больной" по комедии Мольера в постановке одного из лучших немецких режиссеров Михаэля Тальхаймера. Из Берлина — РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

На комедии Мольера "Мнимый больной" лежит трагическая тень — это последняя пьеса великого драматурга и актера. Как известно, во время одного из премьерных представлений, в котором автор играл главную роль, с ним случился удар, вскоре он умер. Комедия-балет с интермедиями стоила Мольеру жизни. Веселое вроде бы произведение про человека, которого едва не залечили прохвосты-доктора, Михаэль Тальхаймер, по своему обыкновению сильно сократив оригинальный текст, сегодня ставит как кровавый гиньоль, как жутковатое наваждение о предсмертных судорогах — нет, не одного только героя, но всего этого нашего глупого, злого мира.

Мир Аргана и его семейства на сцене сжат до небольшой комнаты, отделанной белым кафелем, точно это туалет или — что в данном случае точнее — мертвецкая. Постоянный соавтор Тальхаймера, выдающийся театральный художник Олаф Альтман и на сей раз придумал оформление, которое не забудешь никогда: комната-коробочка не просто "подвешена" посреди закрывающей зеркало сцены черной стены, она действительно словно висит на огромном невидимом маятнике, который, если бы не театральные механизмы, должен был бы уходить вверх в небо.

Спектакль начинается с того, что жилище Аргана резко раскачивается туда-сюда за окном-рамой — пока не остановится. Потом его будут просто двигать, приподнимать в разные стороны, чтобы из ниоткуда, из черноты могли вылезти прочие герои жутковатой комедии о человеческих страхах и манипуляциях.

Не только "маятник" уходит в небо. Оттуда же, словно с небес, почти весь спектакль фоном звучит органная музыка. Да и список выпитых им лекарств Арган читает с нажимом, чуть ли не как выстраданную проповедь, обращенную к притихшей пастве,— пока тело его не исказят приступы какого-то столбняка, пока не начнется рвота, пока белые стены комнаты не забрызгает крест-накрест кровь. "Мнимый больной" Тальхаймера физиологичен и может показаться отталкивающим.

Впрочем, и кровь, и блевотина не более чем кетчуп и майонез из пластиковых бутылок, да и пеленка с темным пятном экскрементов, которую торжественно вывешивает на всеобщее обозрение служанка Туанетта, не должна вызвать подлинного отвращения — здесь все сделано театрально-ярким, преувеличенным, словно сам театр гримасничает и хулиганит, не ведая ложного стыда.

У Мольера Аргана пользует доктор, сын которого хочет жениться на одной из дочерей мнимого больного, она же влюблена в другого, а жена главного героя мечтает о смерти мужа, чтобы завладеть его состоянием.

В спектакле Михаэля Тальхаймера честных от нечестных не отличить, равно как и больных от здоровых: Арган прячет богатство в достоинстве (огромная мошонка, которую он все время поправляет, оказывается тайником с деньгами); у докторов нет ни медикаментов, ни медицинских приспособлений — клистирных трубок и прочих невинных инструментов; служанка переодевается не в заезжего врача, пытающегося вразумить Аргана, а в похотливую медсестру; влюбленный в дочь Аргана Клеант больше похож на маньяка.

Они все похожи на маньяков — персонажи жутковатого кукольного театра, активные или бессильные, в кринолинах или ярких камзолах, с плохо набеленными лицами, всклокоченными париками, острой, изломанной пластикой и искаженными лицами — дергающимися, злыми, капризными, коварными, растерянными или просто дурацкими живыми масками, как будто на сцене играют злую пародию на весь галантный век.

Трудно сказать, как смотрелся бы такой, определенный и местами избыточный, рисунок спектакля в другой труппе. Но ансамбль "Шаубюне" во главе с измученным ипохондриком Арганом — отважным и точным Петером Мольтценом — и здесь на высоте: особенно впечатляют коллективные сцены, в которых для каждого из актеров тщательно придуман особый стиль художественного кривлянья.

Вместе они образуют безупречный оркестр, играющий пьесу о сломанном, распотрошенном сообществе, в котором каждый сам по себе, где даже телесные муки поруганы и осмеяны. И даже когда брат Аргана Беральд (Карл Бартоломеус Шульце) появляется совсем уж страшной куклой — безлицей, скрюченной, забинтованной и кровоточащей мумией,— стилистическое единство не нарушается.

"Мнимый больной" Тальхаймера сложился в мольеровскую дилогию с им же поставленным несколько лет назад на этой же берлинской сцене "Тартюфом" (последний был показан на гастролях в Москве и получил премию "Золотая маска" за лучший зарубежный спектакль) — даже принцип организации пространства их очевидно роднит. Но если в "Тартюфе" был показан мир, заслуживший наказание за то, что он не может противостоять религиозному фанатизму, то в "Мнимом больном" социум разрушен эгоизмом и отсутствием разума — поэтому он не заслуживает даже наказания.

МинПром

    

Новини

19 Квітня 2024

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

ВСІ НОВИНИ ⇢