Пространственные соображения

В пермском "Театре-Театре" прошел 7-й международный фестиваль-форум "Пространство режиссуры", в этом году посвященный творчеству Тимофея Кулябина и 90-летию со дня рождения выдающегося советского режиссера и педагога Зиновия Корогодского. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Фестиваль-форум "Пространство режиссуры" — едва ли не единственное театральное событие, которое осталось Перми от много обещавшей "культурной революции" времен губернатора Олега Чиркунова. Если рассуждать глядя со стороны — не так уж много, значит, осталось, а если попасть внутрь, то есть на сам фестиваль,— не так уж мало.

В течение нескольких дней пермский "Театр-Театр" буквально распирало от насыщенной программы спектаклей, мастер-классов, лекций и дискуссий. Ставка на молодежь и студентов — пермских и приехавших из других городов — создает полезное для любого фестиваля ощущение, что желающих попасть на спектакли вдвое больше, чем посадочных мест. И что любая новая информация, любое слово мастеров будет жадно и благодарно схвачено, переработано и присвоено.

Собственно говоря, и выбор центральной фигуры нынешнего фестиваля явно указывал на то, что "Пространство режиссуры" делает ставку на новое поколение. Этот фестиваль когда-то возник с амбициозной целью представить в Перми творчество самых известных мастеров российского и мирового театра. Вряд ли какой-то еще из наших городов, кроме столиц, тогда мог похвастаться тем, что показывает своим театралам работы Питера Брука и Жозефа Наджа, Алвиса Херманиса и Люка Персеваля.

Но жизнь скорректировала размах желаний: на приглашение зарубежных звезд перестало хватать денег. Тогда в Перми решили помещать в фокус внимания каждой фестивальной афиши работы кого-нибудь из современных российских режиссеров. То есть предпочли более подробно всматриваться в одну фигуру.

Героем 7-го "Пространства режиссуры" стал 31-летний главный режиссер новосибирского театра "Красный факел" Тимофей Кулябин, чей десятилетний путь уже отмечен ранним приходом в режиссуру, ранним же обретением высот профессионализма, признанием критики и — в отличие от большинства сверстников — пристрастием исключительно к классическому материалу.

Смелость и независимость личного взгляда на классику в сегодняшнем обыденном сознании плохо монтируется с серьезностью и тщательностью, но работы Кулябина сей предрассудок блестяще опровергают. В Перми впервые встретились под одной крышей его московские ("Электра" и "#сонетышекспира") и новосибирские спектакли ("Процесс" и "Онегин"; в видеоверсии были представлены "Три сестры"). Здесь же молодые петербургские режиссеры Андрей Гончаров и Николай Русский представили свои лабораторные эскизы по мотивам тех же "Электры" и "Евгения Онегина".

Впрочем, не один Тимофей Кулябин был в центре внимания фестиваля. Вторым в фокусе пермской программы стал Зиновий Корогодский, легендарный худрук Ленинградского ТЮЗа имени Брянцева 1970-1980-х годов и великий педагог, роль которого в становлении нескольких поколений не только актеров, но и зрителей с течением времени представляется все более и более важной.

В прошлом году Корогодскому могло бы исполниться 90 лет — к юбилею его сын Данила Корогодский сделал спектакль "Неокончательный портрет". Его играют актеры "Театра поколений", последнего детища профессора Корогодского, которому он отдал последние силы,— уже после того, как в самом конце советской эпохи был подло и унизительно отлучен от ТЮЗа.

Зиновий Корогодский неожиданно воскресает в этом спектакле маленькой куклой, не только очень похожей на свой знаменитый прототип, но и в руках актеров-кукловодов способной удивительно точно передавать пластику мастера. Смелый и щемящий спектакль построен на воспоминаниях, видеоматериалах, документах и реальных уроках Корогодского. Актеры — и молодые, и работавшие с легендарным худруком — встречаются с ним на сцене как ни в чем не бывало.

И хотя в спектакле есть и по-настоящему жуткие моменты — особенно те, что связаны с уголовным преследованием Корогодского и судебным приговором, большая его часть посвящена радостному присутствию художника. Маленькую куклу привозят в чемодане, она выкарабкивается из багажа — и мгновенно обретает ту власть, которую мастеру добровольно делегировали при жизни его ученики.

Важный сюжет "Неоконченного портрета" о том, что большой режиссер навеки поселяется в своих учениках: они говорят его голосом, они всегда оглядываются на него, они держат перед ним ответ — даже тогда, когда от его спектаклей остаются только воспоминания. Так пространство режиссуры оказывается даже более сильным, чем режиссерское время.

МинПром

    

Новини

9 Лютого 2024

Угорські фермери заблокували КПП Захонь на кордоні з Україною

Велика Британія може скасувати захисні заходи щодо гарячекатаного рулону

За тиждень літр автогазу подешевшав ще на 50 копійок

У січні зростання споживчих цін сповільнилось до 0,4%

В Україні зростає споживання електроенергії

Попит на електромобілі в Україні зріс у 2,8 раза

Експорт чавуну в Бразилії збільшився

Уряд створив промислово-оборонний комітет на чолі з прем’єром

В ЄС досягли попередньої угоди щодо закону про промисловість з нульовими викидами

У світі зростатиме конкуренція за високоякісний металобрухт

POSCO розпочала будівництво електродугової печі на заводі в Кван’яні

Outokumpu розраховує на збільшення поставок у першому кварталі

Польські фермери заблокували рух усіх видів транспорту в бік Шегині

США запровадили санкції за порушення обмежень цін на російську нафту

Vale та Hydnum Steel вивчать можливість будівництва заводу з виробництва залізорудних брикетів

Tata Steel завершує злиття п’яти дочірніх компаній та скасовує злиття з TRF Limited

ВСІ НОВИНИ ⇢