Подробнее Запомнить город


Невыдуманные истории с писателем Алексеем Курилко: тайна Золотого ключика, или почему Толстой превратил воспитательную сказку в инструкцию по выживанию

19.03.17 , Сегодня
размер текста:

Один психоаналитик когда-то сказал мне, что огромное влияние на развитие ребенка, помимо воспитания и поведения родителей, играет его любимый сказочный герой. И это влияние гораздо больше, чем мы привыкли считать. В то время, когда у ребенка складывается основа его будущей личности, а он смотрит по сотне раз один и тот же мультик или перечитывает десятки раз одну и ту же сказку — это не проходит даром.

Ему почему-то нравится именно этот герой этой конкретной сказки. И мир сказки становится для него родным, близким, понятным и ясным для его нынешнего мировосприятия. А поведение любимого героя, — хочет того ребенок или нет, возможно, даже против его воли, — становится показательным примером того, как надо или не надо вести себя, как можно решать ту или иную проблему.

На маму, папу или воспитателя ребенок глядит снизу вверх. Взрослые для него — некие боги всемогущие. Возможно, он и мечтает быть, например, как папа, но это мечта, и это недостижимо, а сказочный герой — вот он. Он всегда с ним, всегда рядом. Его стиль ребенку импонирует. Он глядит на него с восхищением, но как на равного себе. Он легко отождествляет себя с ним. Поэтому некоторые психологи, зная, какая любимая сказка была у пациента в детстве, могут предположить, по какой примерно матрице строилась вся его последующая жизнь.

Да, все мы разные, и каждый человек единственный и неповторимый. Но, согласитесь, люди, чей любимый сказочный герой был, скажем, Карлсон, действуют иначе, чем люди, чьим любимым персонажем был, к примеру, Чебурашка или Кот Леопольд. А законы, по коим построена та или иная сказка, крепко засели в подкорку нашего подсознания, являясь тем самым фундаментом, на основе которого воздвигалось здание нашей личности и нашего мировоззрения, а равно и методы нашего участия в процессе общего мироздания.

Существует целая система распределения людей на всевозможные типы. Стало быть можно понять предрасположенность к определенной стратегии поведения. К примеру, Юнг пытался разделить человечество на архетипы, уверяя, что не только люди, но и герои книг имеют в основе своей определенный набор характерных черт, отличающих их от других. Сей набор характерных черт свойственен ему одному, вернее его прообразу, берущий свое начало в древних мифах и легендах.

А так как всевозможные сюжеты давно учтены и разобраны, то неудивительно, что еще древнегреческие философы подмечали в судьбах людей определенные закономерности и не удивлялись, что жизнь одного человека поразительно напоминает жизнь другой исторической личности, и уже тогда уверяли: ничто не ново, и все уже было. Да, времена меняются, и новое время рождает новые сказки, но люди-то неизменны. Сочиняя новые сказки, они лишь дают новые имена знакомым с детства лицам. А создавая героя, наделяют его личными свойствами, которые приобрели в процессе жизни, начиная с раннего детства, когда они слушали или читали о приключениях своих любимых героев.

КРАСНЫЙ ГРАФ

Скажем, Алексей Николаевич Толстой с главной сказкой своей жизни "Золотой ключик, или Приключения Буратино", на которой выросло уже не одно поколение. Но большую популярность сказка все-таки имела во времена детства наших дедов и отцов. И понятно, почему так было и отчего людям, выросшим на этой сказке, легче жилось во времена СССР, вернее — во времена второй половины существования советской империи. Можно даже проследить, каким переменам подвергались приключения Буратино со временем.

Известно, что Алексей Толстой — Красный Граф, как стали его величать после его возвращения в Страну Советов из эмиграции, — не собирался сочинять сказку с оригинальным сюжетом. Нет, он собирался лишь перевести на русский язык давно понравившуюся ему сказку Карло Коллоди "Пиноккио". В 1933 году он подписывает договор на переделку Пиноккио. Сперва его отвлекла работа над романом "Петр Первый". Затем — трилогия "Хождение по мукам".

Постепенно из свободного художника он окончательно превращается в то, о чем он наверняка неосознанно проговаривается в сказке, — в марионетку, лживую куклу, шута-затейника. Вот его приглашают в поездку на Беломорканал вместе с другими писателями СССР. Каждый понимал, что должен будет как-то оплатить такое высокое доверие и должен будет написать восторженный отчет о величайшем строительстве всех времен и народов, которое осуществлялось руками… заключенных. И этот бесплатный, по сути, рабский труд и должны были воспеть лучшие писатели страны. Толстой не стал исключением.

И на него посыпались всевозможные блага: новый дом, машина с личным шофером... Его избирают в президиум Союза писателей. Казалось бы, жизнь улыбнулась тому, кто так долго стремился добиться высот и хоть частично приблизиться к славе своего дальнего родственника и прославленного однофамильца. Его книги публикуют миллионными тиражами, по пьесам ставят спектакли в театрах...

И вот в 1935 году, когда, пережив инфаркт, причиной которого стал не только разнузданный образ жизни, но и мучавшая его совесть, врачи запрещают ему работать, и он приступает к написанию сказки. И это даже не вольный пересказ сказки Коллоди, как утверждал автор, а совершенно иная вещь, лишь парой сюжетных линий соприкасающаяся с первоисточником.

Кстати, "Золотой ключик, или Приключения Буратино" действительно стал тем ключиком, с помощью которого он смог открыть дверь, ведущую к славе и обогащению. Проект принес писателю не меньше денег и популярности, чем все остальные работы писателя, вместе взятые. Сначала написана сказка. Затем одноименная пьеса для театра в 1936 году. После чего, в 1937 году, был написан сценарий.

ТАЙНА ДУШИ

Немногие исследователи отдают должное этой работе Толстого, считая ее лишь капризом писателя. На самом деле сказка больше может рассказать о жизни писателя, чем все его автобиографические вещи. К тому же "Приключения Буратино" сейчас можно считать ключиком к секрету тайной души Алексея Толстого. Вот им мы и воспользуемся. Ибо разбирательство этой сказки не только многое скажет нам о самом авторе, но и о родителях наших родителей, которые начинали свой путь с многократного перечитывания и обожания этой сказки. Разбирая сказку и ее героя, мы сможем понять часть одного из поколений СССР, а значит — вплотную подойти к разгадке того, кем были они и кем могли бы стать мы. Но у большинства из нас были уже другие любимые герои.

В ПОИСКАХ СВОЕГО КЛЮЧИКА

Толстой изменил не только имя главного героя. Вначале изменил всю его сущность, и лишь в конце первого варианта рукописи он решает изменить и само имя. Тут явно, что Толстой понял, до какой степени и его герой, и сказка в целом отличаются от первоисточника. А отличий масса. Они ярко и не с лучшей стороны характеризуют Буратино, а равно и автора, поскольку Толстой, возможно, не отследив осознанно, сделал героя сказки своим альтер эго — сильно отделил Буратино от Пиноккио и приблизил его к своему внутреннему "я".

Вместо нравоучительной истории мы имеем лихую историю о не очень умном, но неунывающем и забавном человечке, который ради высокой и благородной цели, а такж
е ради относительной свободы в творчестве, согласен стать собственностью кукольного хозяина в жизни. Вполне очевидная метафора его жизненных компромиссов. 
Имя Пиноккио берет свое начало от итальянского "кедровый орешек", тогда как Буратино происходит от un burattino, что означает марионетку, управляемую куклу. Это все переворачивает с ног на голову. И слишком упрощает первоначальную интригу. В чем смысл?

Однажды, показалось, я все понял. Разгадал то, что можно было объяснить просто: Толстой был настолько посредственным писателем, что не мог оценить и сохранить очевидное преимущество самой сути сказочной фабулы.

Но не так уж глуп был Толстой. И отнюдь не был бездарным. Что же произошло? Может, как знать, так и было задумано изначально? И все переделано не просто так, а умышленно! Дабы дать понять потомкам, в чем отличие между свободным миром, где в сказке даже деревянная кукла имеет все шансы стать настоящим человеком, и советской страной, где при тоталитарном режиме на свободу может рассчитывать любой ребенок, если примет главное условие — станет куклой.

Послушной или разбалованной — вопрос отдельный! Главное, стать куклами и принять сие как должное. Что есть человек в СССР? Марионетка! Кукла, которой позволено получить образование и быть счастливой, если, конечно, она, кукла, сделает правильный выбор. Выберет правильный театр и 
своего хозяина.

СМОТРИМ В КОРЕНЬ

По сути, вся сказка о приключениях Буратино — это рассказ о приключениях его автора, самого Толстого, если, конечно, не все воспринимать чересчур буквально. Словом, либо Толстой неосознанно это совершил, либо нарочно, чтобы таким странным способом исповедаться и объясниться с будущими исследователями его жизни и творчества. Это ясно, например, по рукописи пьесы "Золотой ключик". Толстой пишет пьесу, иногда сопровождая написанное собственными рисунками.

Так, к примеру, напротив слов Мальвины: "Я скучаю без театра. Вот бы завести свой собственный кукольный театр. Мы бы сами сочиняли пьесы, сами бы продавали билеты… Без плетки Карабаса". Тут же рядом неожиданно набросан знакомый всей стране профиль усатого мужчины. Такой же профиль с трубкой появляется после открытия театра... Ясно, что Сталин ассоциируется у Толстого с тем, кто может подарить художнику возможность творить в собственном театре и — убрать подальше, а то и вовсе лишить права на контроль со стороны всяких "карабасов-барабасов" от цензуры.

ПИНОККИО VS БУРАТИНО

В чем же еще основные отличия между Пиноккио и Буратино? У обоих, как вы помните, длинный нос, который оба обожают совать в чужие дела и секреты. Но у Пиноккио нос вырастает до чудовищных размеров с каждым словом неправды. То есть чем больше Пиноккио лжет, тем ему хуже, тем он уродливее, и тем дальше от своей мечты — стать человеком. Вывод ясен любому малышу, а именно: лгать — плохо.

Совсем другое дело — герой сказки "Золотой ключик"! Ложь Буратино ничем себя не выдает. Он лжет не меньше, а то и больше, но ему не всегда ложь вредит. Напротив, чаще всего ложь, обман и хитрости Буратино помогают либо ему, либо его друзьям. В крайнем случае его ложь мешает планам отрицательных персонажей. Грубо говоря, иногда ложь и притворство приносят благо! Как видите, все в пределах большевистской нормы: цель оправдывает средства!

Хотя в этом можно увидеть и нечто большее. Ведь если гипотеза о том, что Буратино является альтер эго Толстого, то автор посредством сказки, помимо всего прочего, заявляет о том, что он, как художник, вынужден не искать и провозглашать истину, а помогать людям обманываться и верить в сказку ради всеобщего блага. Но это было так в начале работы и в дни написания сказки.

Однако уже спустя три года Толстой не тешил себя иллюзиями по поводу свободы творчества. В его записной книжке за 1936 год есть несколько строк, которые исследователи относят к работе над пьесой или сценарием о приключениях Буратино, а именно рифмованные строчки для песенки кукол: "Сверкают ярко свечки/ Пляшут человечки/ Что же мне не весело/ Голову повесил я/ Наш хозяин прытко/ Дергает за нитки...".

В этих строчках, подтверждающих явное отождествление авторского "я" с куклой, уже нет, как и во всем будущем киносценарии, никакой особой надежды на то, что Толстой верит в свободное творчество в качестве марионетки. И если автор пытался вложить в сказку тайный смысл, объясняющий и отчасти оправдывающий собственное хитрое поведение в играх художника с властью, то теперь он же, Толстой, готов грустно констатировать очевидный проигрыш. Ибо кукла есть кукла, и она оживает, только когда кукольник "прытко дергает за нитки".

Вот этого как раз дети и не замечают. Когда-то Толстой, как и все настоящие люди творчества, был наивным как ребенок. Но ребенка в Толстом убил Толстой-конформист, трус и падкий на славу и роскошь человек. А дети верят сказкам. Для них куклы — живые всегда. А в жизни так не бывает.

ПОЧЕМУ ТРИКСТЕР РУЛИТ

Только ведь если кукла жива, значит, она кем-то управляется, а раз она управляема, то ни о какой свободе не может идти и речи. Ибо свобода от кукольника (не важно — доброго ли, злого ли) равняется одному — обездвиживанию. То есть смерти. Если ты кукла и не желаешь, чтобы тобой управляли, то тебя либо повесят на гвоздик, либо выбросят совсем.

СИЛА ОБАЯНИЯ. Буратино — не особенно хороший пример для подражания! Но ему все прощается, поскольку он весел, обаятелен, добр, в глубине души благороден! Он, как и всякий трикстер, положительный и обворожительный герой с отрицательными чертами, но главное — его сила в неубиваемом отрицательном обаянии.

Обычно сказочный герой получает все, о чем мечтает после череды испытаний, но лишь тогда, когда он поступает правильно, честно, благородно, самоотверженно и чутко. А вот Буратино и в финале, и в процессе сказки обычно награждается за неправильное поведение и не всегда хорошие поступки. Из полена его делают куклой, умеющей ходить и говорить после того, как он чуть не свел с ума Джузеппе, а потом еще и рассорил двоих старичков.

Дальше — больше. Папа Карло продает свою куртку и покупает Буратино еду и азбуку после того, как из-за вредного характера и шалостей последнего едва не убивает крыса. Карабас дает ему денег после того, как тот, пусть и невольно, открывает тайну нарисованного очага. А Тортилла одаряет Буратино золотым ключиком после того, как он грубит на проявленное к нему гостеприимство. Он постоянно лжет, выдумывает, дурачит и смеется над слабостями друзей.

Он не слушает добрых советов хороших персонажей и верит всяким пройдохам. Мечтает разбогатеть, чтобы купить папе Карло курточку. Хотя азбуку, купленную за деньги от продажи куртки он, не задумываясь, продал. Папа Карло хотел бы, чтобы Буратино получил образование, а Буратино учиться скучно. Он вообще глуп, жаден, груб, горд и хвастлив... И к финалу, в отличие от Пиноккио, Буратино не меняется.

Почти во всех главных мифах трикстер является другом главного героя, и только в СССР, трикстер становится главным героем в каждом удачном произведении. Более того! Когда трикстер становился главным героем, у произведения появлялся шанс стать шедевром. Примеры? Беня Крик Бабеля, Чапаев Фадеева, Бендер Ильфа и Петрова. Это для взрослых. А детская литература в лице Алексея Толстого преподнесла Буратино. Для многих наших дедушек и бабушек, а потом и для их детей Буратино стал любимым героем в детстве. Ну или одним из любимых...

Алексей Курилко

МинПром

 

    

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи культуры
23.10.17, Сегодня
Аниматоры учились работать на "Перце", "Волки" пострадали от цензуры, а "Битлз" всех спасли.
23.10.17, Коммерсант.ру
Людмила Лунина — о жизни и творчестве Хаима Сутина.
23.10.17, Коммерсант.ру
Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана.
23.10.17, Коммерсант.ру
"Двуличный любовник" Франсуа Озона.
22.10.17, Точка нет
Редакция tochka.net выбрала для тебя стоящие мини-сериалы, которые ты успеешь посмотреть за один уик-энд.
21.10.17, Коммерсант.ру
Игги Поп выступил в Москве.
21.10.17, Коммерсант.ру
В "Альцине" Генделя в Большом театре.
20.10.17, Точка нет
Куда пойти в Киеве погулять в выходные: самые интересные, бесплатные и платные мероприятия столицы.
20.10.17, Точка нет
Первая многосерийная украиноязычная мелодрама, которая выйдет в эфир в прайме.
20.10.17, Сегодня
Уже пора искать маскарадный костюм, выбирать тыкву и запасаться сладостями.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!