kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Из комедии устроили цирк

размер текста:

Московский академический театр сатиры показал премьеру спектакля "Двенадцатая ночь" по комедии Уильяма Шекспира в постановке Павла Сафонова. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

На сегодняшний репертуар Театра сатиры режиссер Павел Сафонов оказал, бесспорно, благотворное воздействие — к роняющим репутацию афиши комедиям Юрия Полякова, к "Свадьбе в Малиновке" и "Средству от наследства" он добавил два названия, относящиеся к высокой мировой драматургии.

Это появившаяся некоторое время тому назад "Собака на сене" Лопе де Веги и только что показанная шекспировская "Двенадцатая ночь", количество прошлых постановок которой никак не влияет на интерес к ней: сколько будет жить театр, столько и будут ее ставить.

В истории про разлученных брата и сестру, в финале пьесы не только встречающихся друг с другом, но и находящих свое счастье, веселья и грусти напополам. Конечно, "Двенадцатая ночь" прежде всего комедия положений, со смешными диалогами, розыгрышами, переодеваниями и гендерными перевертышами, но все-таки это комедия меланхолическая: в ней Шекспир смотрит на мир глазами мудреца, знающего, что земной мир ненадежен и хрупок, что всем правит случай и люди — игрушки в руках судьбы. С одной стороны, комедия, как принято говорить "на театре", самоигральная, с другой — самая что ни на есть "режиссерская", без внятных решений с ней не совладать.

Павел Сафонов переправил действие "Двенадцатой ночи" из вымышленной шекспировской Иллирии туда, где режиссеры не так уж редко размещают канонические пьесы,— в цирк. Не в тот, конечно, где показывают дрессированных зверушек и кто-то все время взмывает под купол, и не в тот, где беспрерывно смешат.

Здешний цирк, придуманный литовским сценографом Мариюсом Яцовскисом, располагается словно на развалинах античного амфитеатра — невидимую арену ограничивает полукруг каменных сидений, по углам сцены находятся статуи и остатки колонн. Полукруглая же задняя стена ржавого оттенка открывает большие двери в черную пустоту — за ними иногда раскачивается маятник, напоминающий о времени.

Времени, между прочим, на "Двенадцатую ночь" в Театре сатиры отведено немало, спектакль идет почти три с половиной часа. Потому что все персонажи шекспировской пьесы должны успеть хоть немного, но преобразиться в клоунов. Цирк — универсальное оправдание тому, что все происходящее на сцене случается не всерьез.

Поэтому герцог Орсино (Андрей Барило) может картинно маяться тоской, притворяться засиженным птицами памятником и самоубийцей — то лезть в петлю, то наводить на себя пистолет, а Оливия (Лиана Ермакова) — горестно трясти венчающей ее траурный наряд роскошной шляпой (отличные костюмы Евгении Панфиловой). Все равно театр распишется в несерьезности и спасует перед цирком.

Три придворные дамы, они же ведьмы, зачем-то превратятся в шепелявящих гвардейцев, а дурак Мальволио окажется таким глупым, что и смеяться над ним не захочется. Все равно каждому персонажу уготованы клоунские ужимки, яркие пятна и даже блестки, вторгающиеся в черно-белую поначалу палитру спектакля. Все равно ни в чью любовь поверить не придется, а важная для Шекспира двойственность сексуальных влечений главных героев станет лишь поводом для грубоватых банальностей.

Виола (Елена Таганка) и ее брат Себастиан (Сергей Беляев) здесь вроде бы так и остаются чужаками; и нет беды в том, что они ничем, кроме формы и цвета костюмов, друг на друга не походят. Путаница в "Двенадцатой ночи" Сафонова вряд ли должна быть принята зрителем на веру, она — лишь условный повод для череды забавных сцен, многие из которых кажутся сыгранными лишь потому, что того требует текст пьесы.

Неудивительно, что самыми естественными и убедительными в сей круговерти оказывались те комедианты, которые, кажется, сыграли уже не в одну похожую игру и поэтому всем играм давным-давно знают цену,— битый жизнью шут Фест Олега Кассина и дядя Оливии, сэр Тоби Белч Игоря Лагутина. И что завершить спектакль пришлось чем-то абстрактно красивым, но не имеющим непосредственного отношения ни к чему существенному — градом красных цветов с острыми наконечниками: прилетая с разных сторон и втыкаясь в подмостки, они превращались в яркую клумбу посреди бутафорских развалин.

МинПром

    

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи культуры
23.03.17, Коммерсант.ру
В российский прокат выходит "Манчестер у моря".
23.03.17, Коммерсант.ру
Советскому и эстонскому актеру было 69 лет.
22.03.17, Точка нет
22 марта – православный праздник 40 святых. Что это за день, каким событиям посвящен, какие приметы дня окажутся для тебя полезными.
22.03.17, Коммерсант.ру
Скончалась Триша Браун.
22.03.17, Коммерсант.ру
Красноярские театры на "Золотой маске".
21.03.17, Коммерсант.ру
Завершилась ярмарка Art Dubai 2017.
21.03.17, Коммерсант.ру
Рошин Мерфи спела в Москве.
21.03.17, Коммерсант.ру
ГАБТ показал "Клетку" и "Этюды".
20.03.17, Вива
Эдуард Романюта – известный украинский исполнитель, творчество которого покорило не только украинскую, но и зарубежную аудиторию. Молодой певец обладает великолепным голосом и регулярно пополняет свой репертуар новыми яркими хитами.
20.03.17, Коммерсант.ру
"Царь Эдип" и "Замок герцога Синяя Борода" в Театре Станиславского и Немировича-Данченко.


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!