С оптическим прицелом на музеи

В Дубае прошла одиннадцатая ярмарка Art Dubai: 94 галереи из 43 стран мира представили современное и модернистское искусство с акцентом на регионе MENASA (Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия).

Крупнейшая художественная ярмарка исламского мира давно претендует на то, чтобы распространить свое влияние за пределы Азии и Магриба. Из Дубая — АННА ТОЛСТОВА.

Художественное руководство Art Dubai сменилось: теперь ярмарку курируют эмиратская журналистка и критик Мирна Аяд и испанский арт-менеджер Пабло дель Валь, а предыдущий директор, Антония Карвер, возглавила фонд Джамиль (Art Jameel), ранее более всего известный партнерством с Музеем Виктории и Альберта. Джамиль оплатил реконструкцию галереи исламского искусства в «Виктории и Альберте» и вместе с музеем учредил премию для современных исламских художников (выставку лауреатов «Премии Джамиль» три года назад показывали в Москве).

В дни ярмарки фонд Джамиль анонсировал открытие собственного культурного центра в Дубае, ожидающееся зимой 2018 года, и совместную программу с Метрополитен: фонд будет финансировать закупку произведений модернистского и современного искусства Ближнего Востока, отобранных кураторами Met. Вполне возможно, что отобранных и на Art Dubai.

Пока же Джамиль открыл выставочное пространство в галерейном кластере Альсеркаль — там показывают очередную антиизраильскую видеоинсталляцию прошлогодних лауреатов Abraaj Group Art Prize, палестинцев Баселя Аббаса и Руанни Абу-Рахми. В этом году самая престижная в регионе премия Абраадж ($100 тыс.), объявляющая победителя в первый день Art Dubai, была присуждена бангладешской постминималистке лондонской выучки Ране Бегум, но не приходится сомневаться, что и остальных трех художниц из шорт-листа, особенно прекрасную египетскую видеоартистку Доа Али, ждет карьерный взлет.

Во всяком случае, один из прошлых лауреатов премии Абраадж, египтянин Басим Магди, за считанные годы сделался ярчайшей биеннально-музейной звездой. Декоративно-дизайнерские работы Раны Бегум продавала на ярмарке ведущая галерея Дубая The Third Line. Неудивительно, что при горячей институциональной поддержке с разных сторон Art Dubai продолжает процветать.

Галерей на ярмарке по-прежнему было чуть более девяноста, но их них 27 — новички. Мирна Аяд подчеркивает, что в специальных программах Art Dubai теперь преобладает перформанс, а среди финалистов премии Абраадж — исключительно женщины.

Либерализма и правда год от года становится больше — на этот раз дошло до почти что обнаженной натуры.

Дубайско-нью-йоркская галерея Лейлы Хеллер, обладательницы самого большого пространства в Альсеркале, где в дни ярмарки выставлялись Тони Крэгг, Билл Виола и Рашид Рана, показывала огромные мраморные фигуры полуобнаженных пленников выпускника Голдсмита иранца Резы Арамеша, отсылающие к «Рабам» Микеланджело и фотографиям из Абу-Грейб.

Мирна Аяд и Педро дель Валь гордятся тем, что увеличилось чисто стендов с кураторскими выставками, как, например, у тегеранской Dastan’s Basement, превратившей свой отсек в подобие мастерской художника, где среди артистической свалки живописи, рисунка и скульптуры иранских мастеров можно было разглядеть тиражную графику Сая Твомбли и Роберта Раушенберга.

Количеством галерей из Ирана (их целых семь) тоже гордятся: Дубай в целом и Art Dubai в частности преподносят себя как территорию свободы и диалога культур, на пресс-конференции подчеркнули, что в ответ на трамповский запрет въезда в США для граждан ряда мусульманских стран Эмираты радикально упростили для всех визовые процедуры, а на ярмарке саудиты мирно общались с иранцами. Саудовских галерей, однако, было всего две, причем ATHR, ведущая галерея Джидды, привезла историко-ностальгические объекты Ахмеда Матера (€12 тыс.) — параллельно проходила его большая выставка в Альсеркале.

Впрочем, главным событием приуроченной к Art Dubai «недели искусств» стало открытие Concrete — выставочного пространства, перестроенного Ремом Колхасом из старого склада в изысканный зал-трансформер. Это первая работа бюро OMA в Аравии. Колхасовский Concrete открылся превосходной выставкой «Сирия: к свету» из коллекции фонда Атасси (Atassi Foundation), которая представляет собой политико-эстетический манифест против игиловского вандализма, составленный из изображений человека в античном, христианском, исламском и модернистском искусстве Сирии.

Благодаря Пабло дель Валю на ярмарке стало больше галерей из Латинской Америки, самая интересная из которых — Vermelho из Сан-Пауло — продавала фотоинсталляцию молодого и успешного в фестивальном плане бразильского художника Жонатаса де Андраде, призывающую к партизанскому отъему бесхозной земли у государства (€35 тыс.).

С этой работой Жонатас де Андраде, кстати, участвовал в прошлой Уральской индустриальной биеннале, а теперь показывает на биеннале в Шардже, открывшейся за несколько дней до Art Dubai, великолепное видео. Случайных вещей на ярмарке практически нет, все встроено в плотную институциональную сеть, узлами в которой служат галереи, премии, биеннале, частные коллекции и музеи, а кураторов и музейное руководство со всего мира регулярно привозят на ярмарку и на сопутствующий ей Global Art Forum, международную конференцию по искусству региона.

Миллионные ценники, как у нью-йоркской галереи Марианны Боэски, выставлявшей «серую» картину Фрэнка Стеллы за $6,5 млн, на Art Dubai редки. Кураторский подход к ярмарке на сей раз ощущается сильнее, и эту биеннально-музейную ориентацию лучше всего удается поддерживать западным галереям вроде гамбургско-бейрутской Sfeir-Semler с ее подлинно фестивальным ассортиментом (египтянин Ваэль Шауки, ливанцы Валид Раад, Гайк Айвазян, Мунира ас-Сольх и Этель Аднан, марокканка Ито Баррада).

В итальянской, но с филиалами во Франции, Китае и на Кубе Galleria Continua можно было заказать инсталляцию француза алжирского происхождения Кадера Аттиа с прошлогодней выставки премии Марселя Дюшана, лауреатом которой он и стал, или же купить вещи, связанные с его проектом для прошлой Documenta (€110 тыс.).

Парижско-нью-йоркская Galerie Lelong тоже продавала экспонаты с прошлогодней премии Марселя Дюшана: вазы (€55 тыс.) и картины (€44–55 тыс.) камерунца Бартелеми Тогу, вошедшего в четверку номинантов. И настоящим музейным залом выглядел стенд Marlborough Gallery (изначально лондонской, а ныне с филиалами в Нью-Йорке, Барселоне и Мадриде), украшенный фантастической скульптурой архитектора Сантьяго Калатаравы из дуба, бронзы и каррарского мрамора (€110–480 тыс.). Многое из этого выставлялось пять лет назад в Эрмитаже.

Русских галерей на Art Dubai по-прежнему почти четыре. «Почти» относится к антверпенской, но с русскими корнями NK Gallery, работающей с художниками из России. NK с постапокалиптическими гризайлями Кирилла Чёлушкина (€16–17 тыс.) вместе с московской галереей Екатерины Ираги, выставлявшей живопись и видеоживописную инсталляцию (€15 тыс.) Петра Кирюши, вновь поделили один стенд.

Ветеран ярмарки, галерея Марины Печерской, привезла новые фотографии Данилы Ткаченко (€5 тыс.), скульптуры (€4,5–9 тыс.) и вышивки (€4–6,5 тыс.) Евгения Антуфьева — молодых художников с солидным премиально-биеннальным послужным списком. Правда, Pechersky Gallery не повезло оказаться напротив стенда лондонско-дубайской Waddington Custot, лихо распродававшей работы все еще модных, хоть уже и не молодых британцев Марка Куинна и Йена Давенпорта.

Но, пожалуй, точнее всего угадала вкусы аравийских коллекционеров галерея Artwin, привезшая в Дубай воздушные, рукодельно-каллиграфические работы Устины Яковлевой (€1,2–9,1 тыс.). Впрочем, художников бывшей шестой части суши можно было встретить и в местных галереях поскромнее, не участвующих в Art Dubai: в Cuadro открылась выставка Айдан Салаховой, в Andakulova Gallery — Саида Атабекова.

Впрочем, Art Dubai заботится не только о музеях, кураторах и коллекционерах, но и о простых туристах. Одну лишь «неделю искусств» в Альсеркале посетили 25 тыс. человек. Непрофессиональную публику привлекают параллельные ярмарки Design Days Dubai и Sikka, торгово-развлекательный квартал City Walk, пригласивший лучших стрит-артистов со всего мира поработать на своих стенах (знаменитый французско-тунисский райтер-каллиграф eL Seed перенес на торец одного из зданий стихотворение его высочества шейха Мухаммеда бен Рашида аль-Мактума, патрона Art Dubai). В прошлом году в Дубае, где чуть более 2,5 млн жителей, побывало 15 млн туристов, и к Expo 2020 их число, очевидно, вырастет.

МинПром

    

Новини

19 Квітня 2024

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

ВСІ НОВИНИ ⇢