С порывом от производства

В Большом зале Культурного центра ЗИЛ современная труппа "Балет Москва" представила премьеру танцевального спектакля "Завод машин", поставленного Анастасией Кадрулевой и Артемом Игнатьевым на специально написанную музыку Андрея Кулигина. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Вообще-то это событие из ряда вон выходящее. До сих пор заказывать композиторам музыку к спектаклям разрешал себе только Большой театр. Культурный центр ЗИЛ пошел по его стопам: объявил конкурс на создание музыки к 100-летнему юбилею завода и к 80-летию собственной — культурной — жизни. Победителю гарантировали постановку, конкурс выиграл Андрей Кулигин.

На премьере его "Завод машин" прозвучал в исполнении главных специалистов по современной музыке — ансамбля "Студия новой музыки" и молодого маэстро Филиппа Чижевского, вскочившего за пульт в последний момент, как на подножку тронувшегося поезда, и сбежавшего от своих музыкантов за несколько минут до завершения спектакля.

Музыканты, впрочем, тоже покинули свои места преждевременно: сначала по проходу погруженного в темноту зала прокрались к выходу медные, потом сорвались со своих мест виолончели, рысцой протрусили духовые. До последнего аккорда продержался ксилофонист, роль которого в спектакле была едва ли не основной: без его звонкокапельной перкуссии "Завод машин" явно не заработал бы.

Ненатужный юмор музыки, вносившей в лязги "заводских" шумов и запилы струнных ноту ностальгической лирики, подхватил художник-постановщик Сергей Илларионов, распахнувший сцену до каменной стены здания КЦ. Закрепленные на ней шеренги батарей центрального отопления он оплел тускловатыми "лампочками Ильича" — получилось нечто неоспоримо заводское и одновременно комнатно-родное.

Трубы, вкривь и вкось свисающие с колосников, недвусмысленно намекали на промышленное производство и в то же время выглядели натуральной супрематической композицией. Людская масса, когда танцевала в серых майках и трусах-боксерках, вроде бы обозначала сырье, людское и промышленное, а в тренчах, куртках и штанах — уже продукт, социальный и заводской.

Ту же озорную двусмысленность подхватили хореографы: Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев избежали как очевидной опасности сымитировать знаменитые образчики советской эпохи (вроде "танцев машин" ансамбля Моисеева из сюит "День на корабле" и "Праздник труда"), так и искушения выпустить на сцену персонифицированных пролетариев.

Свою задачу создания танцевального человеко-завода они — редчайший случай в отечественной практике — решили преимущественно формальными средствами, конструируя пространство, геометрию мизансцен, регулируя амплитуду танца, его темп и ритм. Куча переплетенных тел перекатывается по сцене — это первоначальный хаос созидания; куча растягивается по сцене в рыхлую диагональ, постепенно структурируется в круги, линии — процесс созидания обретает направление и цель.

Марши трудящихся со знаменем, рупором и громогласными, усиленными рупором, тезисами (типа "Единственным направлением для творчества стало конструирование функциональных машин и механизмов") вроде бы часть производственной жизни. Однако знамя здесь не носят — оно носится само (человек со стягом проскакивает из кулисы в кулису, по пути прокручивая чуть ли не кульбиты). А во время "митингов" толпа то выстраивается в пирамиду — визуальный образ структуры власти, то растекается по окрестностям сцены этакой инертной массой народонаселения.

К середине спектакля с колосников в клубах дыма спускается холодильник "ЗИЛ", вокруг него начинают роиться люди, грызя яблоки (то есть вкушая прелести грехопадения) и завязывая небурные, но вполне интимные отношения. После этого энергия спектакля иссякает — вместе с "эпохой потребления" сцену накрывает очевидный "застой", выраженный опять-таки с формальной отчетливостью: все выразительные средства перепробованы, уже виденные комбинации повторяются в других ракурсах — действие буксует, как ЗИЛ в 1970-е.

Возможно, этот ступор не запланирован хореографами, равно как и исполнительский разнобой. Среди 13 артистов-"современников" "Балета Москва" необходимой физической и технической подготовкой обладают едва ли две трети, а хорошей — человека четыре, глядя на которых и можно понять, что, собственно, за комбинации сочинили авторы. Поначалу разбалансированность танцовщиков, их несинхронность, неодинаковая амплитуда движений изрядно раздражают.

Однако со временем в самой расшатанности танца чудится некий художественный умысел: ведь если бы все артисты работали как единый механизм, доделывая поставленное до требуемого совершенства, танцевальный портрет оказался бы не похож на свой прототип — автомобильный завод имени Лихачева.

МинПром

    

Новини

24 Квітня 2024

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

ВСІ НОВИНИ ⇢