Цифры к бою

На экраны выходит "Призрак в доспехах" — голливудская экранизация культовой японской манги со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Рассказывает ЮЛИЯ ШАГЕЛЬМАН.

Аниме "Призрак в доспехах", основанное на манге Масамунэ Сиро, вышло на экраны в 1995 году и немедленно приобрело культовый статус. В фан-базе анимационной картины числятся Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон и сестры Вачовски, которые во многом позаимствовали у японцев визуальный стиль "Матрицы" — все эти бегущие по экрану зеленые цифры, хореографические драки и провода в затылке.

Теперь история сделала полный круг — новый "Призрак в доспехах", снятый Рупертом Сандерсом, самым громким достижением которого до сих пор был фильм "Белоснежка и охотник" (и завязавшийся на его съемках недолгий роман с Кристин Стюарт), иногда покадрово цитирует оригинальное аниме, но неискушенному зрителю напоминает скорее "Матрицу". А также "Робокопа", "Бегущего по лезвию" и еще с десяток фантастических фильмов.

Съемки голливудского "Призрака" начались со скандала. Когда в апреле 2015 года было объявлено, что героиню по имени Мотоко Кусанаги будет играть Скарлетт Йоханссон, на создателей фильма посыпались обвинения в том, что роль японки отдали белой актрисе. Масла в огонь подлила новость о том, что студии Paramount Pictures и DreamWorks рассматривали возможность сделать белых актеров "более азиатскими" с помощью спецэффектов — впрочем, от этой идеи сразу отказались.

Реальность, конечно, такова, что выпускать дорогостоящую махину калибра "Призрака в доспехах" с никому не известным лицом на афише, только бы порадовать фанатов оригинала,— слишком высокий финансовый риск. Однако об этом не принято говорить вслух в мире, обеспокоенном политической корректностью.

Поэтому продюсеры фильма ответили, что снимают они-де историю не японскую, а общечеловеческую, с мультиэтническим актерским составом, и получили благословение Мамору Осии, режиссера анимационного фильма 1995 года. В конце концов, героиня — киборг, который может менять свою внешность как угодно, и кто же, имея такую возможность, откажется выглядеть как Скарлетт Йоханссон?

В "Призраке в доспехах" на самом деле нет ничего специфически японского, кроме нескольких актеров. Действие фильма происходит в некоем условном будущем, в мегаполисе, который может быть и Гонконгом, и Токио, и даже при определенной игре воображения Нью-Йорком. Населено это будущее людьми всех возможных рас и национальностей, которых объединяет одно — возможность "улучшать" себя с помощью кибертехнологий, например, поставить искусственные глаза со встроенным рентгеном или печень с повышенной устойчивостью к алкоголю.

Героиня Скарлетт Йоханссон — теперь она не майор Кусанаги, как в оригинале, а просто Майор — первая в мире окончательная победа технологий над несовершенством плоти, человеческий мозг в полностью компьютерном теле. Майор служит в Девятом отряде — элитном подразделении, которое борется с кибертеррористами, потому что в этом цифровом мире и преступность, естественно, цифровая. Попутно Майор, разумеется, мучится кризисом самоидентификации, не понимая, кто она — человек или машина и что означают посещающие ее видения.

Рассказывать о сюжете "Призрака в доспехах" — занятие довольно бессмысленное. Наверное, тем, кто видел оригинальное аниме со всеми продолжениями, вполне понятны взаимоотношения между Девятым отделом, корпорацией Hanka (которая, как и положено корпорации, воплощает абсолютное зло), загадочным суперхакером, премьер-министром и некими довольно смутно обозначенными повстанцами, остальным же лучше сразу отказаться от желания понять, кто на ком стоял.

Если в аниме Мамору Осии и его продолжениях киберпанковский антураж служил лишь формой для выражения рефлексий на тему единства и борьбы настоящего и искусственного, человеческого и технологического, то сейчас и мысли эти уже совсем не новы, и Руперту Сандерсу с его командой гораздо интереснее играть в компьютерные бирюльки, чем наполнять эффектную картинку хоть каким-то содержанием.

Поэтому из всех задействованных в фильме актеров набором пикселей не выглядит только Такэси Китано, который играет руководителя Девятого отдела и упрямо говорит по-японски (эта проблема элегантно решена тем, что сотрудники отдела общаются в основном телепатически). Побитое жизнью лицо Такэси да еще любимая собачка одного из спецназовцев — единственное, что осталось живого в этом царстве высоких технологий.

МинПром    

Новини

24 Квітня 2024

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢