Проверка слуха

На Новой сцене Александринского театра показали премьеру спектакля "театра post", выпущенного при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Первую российскую постановку произведения американского авангардиста Элвина Люсье "Я сижу в комнате" посмотрела Алла Шендерова.

Для Дмитрия Волкострелова — ученика Льва Додина, экспериментирующего с новой драматургией, придумывающего театральные версии знаковых музыкальных текстов ХХ века и тем самым расширяющего границы театра, эта постановка — завершение триптиха, начатого двумя "Лекциями" ("О ничто" и "О нечто") Джона Кейджа, который, в свою очередь, может считаться учителем Элвина Люсье.

До встречи с Кейджем он сочинял вполне традиционную музыку, а после 1960-го начал извлекать звук из чего ни попадя, улавливать электромагнитное излучение мозга и пытаться визуализировать звук с помощью света.

Впрочем, в "Я сижу в комнате" (1970) все относительно просто: герой произносит некий текст, записывает его на два магнитофона и прокручивает снова и снова — "пока резонирующие внутри комнаты звуковые частоты не приумножат себя настолько, что любое подобие речи, за исключением, может быть, ритма, не окажется уничтоженным".

Этот авторский текст — небольшой абзац — Волкострелов делит на части, устанавливает в темном зале Новой Александринки 32 подсвеченных пюпитра (на каждом — лист с двумя-тремя словами) и рассаживает за ними зрителей. А на маленькой эстраде, где вместо декораций стоят два больших катушечника и два небольших стола с цифровыми устройствами, сидит актер Иван Николаев. Ему достается первая фраза: "Я сижу в комнате". Остальное произносят зрители, ставшие и оркестром, и солистами: актриса Алена Старостина по очереди подходит к каждому с микрофоном и предлагает произнести написанное на пюпитрах.

Затем Иван Николаев прокручивает ленту то на правой, то на левой бобине, пересаживаясь от стола к столу. Пока звук, как сказано в произносимом тексте, не превратится в "резонирующие внутри комнаты частоты, выявленные речью" — в одну переливающуюся музыкальную фразу, звуки которой постепенно тускнеют, как обычно тускнеет свет. Собственно, свет — несколько фонарей и лампочки на пюпитрах — тускнеет тоже: пространство погружается в темноту ровно в тот момент, когда звук превращается в таинственное нечто. Или в ничто.

И тут, конечно, самое время поговорить о реакции зрителей — тех, которые даже от самого продвинутого спектакля все еще ждут острого сюжета, ярких декораций и веселой музыки. Во время "Я сижу в комнате" публика сначала сидит чинно — каждому интересно услышать свой голос в записи. Иван Николаев прокручивает запись не только на катушках, но и на "цифре", меняя частоты и переписывая звуки с носителя на носитель,— к первоначальной записи подмешиваются и те шумы, что производят зрители.

Человек слева от меня сначала шуршал листом с пюпитра, ритмично включал и выключал фонарик (хотя фонари просили включать только после окончания действия) — это и все прочее потом можно было расслышать в записи. Вероятно, в иной ситуации это отвлекало бы, но то ли подействовали специально подобранные звуковые частоты, то ли режиссер добился такой гармонии формы и содержания, что даже самые сложные зрители понемногу погрузились в медитативный транс.

И с одной стороны, все участники спектакля находились в полном покое. А с другой — остро реагировали на малейшие изменения. Так обычно реагирует зритель в японском театре но — когда герой, долго пребывавший в полной статике, вдруг поднимает палец, зал дружно ахает. Но если и сравнивать "Я сижу в комнате", то с постановкой "Cantos" Семена Александровского — сокурсника Волкострелова, тоже недавно дебютировавшего в опере (см. "Ъ" от 14 декабря 2016 года).

Хотя бы потому, что других таких спектаклей у нас пока просто нет. При абсолютной непохожести зрители Александровского, так же как и Волкострелова, незаметно для себя становятся действующими лицами.

МинПром

    

Новини

25 Квітня 2024

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

ВСІ НОВИНИ ⇢