Шик, блеск, пустота

В Государственном Эрмитаже открылась выставка "Маноло Бланик. Обувь как искусство".

Под туфли всех видов и мастей музей выделил два зала в Главном штабе. Великий обувной маг привез в Санкт-Петербург из своего архива более 200 моделей туфель и 30 авторских рисунков, созданных начиная с 1970-х годов и по сей день, всего же портфолио дизайнера насчитывает свыше 30 тыс. туфель. На бенефис отправилась Кира Долинина.

Как говорила одна старая мудрая полька, "что тут говорить, когда не о чем говорить". Увы, этот афоризм тут как нельзя кстати. Неудачу этой выставки стоит признать сразу, чтобы никого не обманывать. Что совершенно не отменяет законного интереса к ней со стороны любителей гламура вообще и туфель в частности. Фиаско тут терпят не туфли и не мэтр Маноло Бланик, оно кроется в поразительной неуместности представленного зрелища в стенах такого музея, каким хочет видеть себя и казаться другим Эрмитаж.

Попробуем по порядку. Фигура Маноло Бланика никаких возражений в качестве героя для музейной выставки не вызывает. Он работает более сорока лет, невероятно знаменит, очень успешен, его туфли имеют имена и посвящения, их носят самые что ни на есть звездные дамы; обладание хотя бы одной парой от Бланика способно сделать счастливой каждую любительницу высоких каблуков, а каждый солидный музей, у которого есть отделы истории костюма, сочтет за честь иметь в собрании его произведения.

У полуиспанца, получеха Бланика, родившегося в 1942 году на Канарских островах, отличная "творческая биография", украшение любого каталога: учеба в Женеве на юриста, жизнестроительные метания в Париже и Лондоне, нужные знакомства, идея стать театральным декоратором и, наконец, устроенная ему Паломой Пикассо и фотографом Морисом Хогенбумом в 1971 году встреча с самой Дианой Вриланд, легендарным редактором американского Vogue. Она изрекла "туфли", и начались туфли.

Шпильки-стилеты тогда, когда все ковыляли на платформах, легкость вместо нарочитой грубости 1970-80-х, цветы-ягоды-фрукты на ногах, которые привыкли тянуть на себе жесткие пряжки и заклепки. Его полюбили лучшие (Бьянка Джаггер, Палома Пикассо, Лулу де ла Фалез, Тина Чоу, Беатрис Миллер, Грейс Коддингтон), он делал туфли про то, что любил сам: про кинематограф, путешествия, фактуры тканей, цветастость, великих женщин.

Бланик делает такие туфли до сих пор, только теперь уже любовь к кино стала взаимной. Обувь для Марии-Антуанетты в фильме Софии Копполы играет роль не менее важную, чем пресловутые пирожные. А туфли для Сары Джессики Паркер в сериале "Секс в большом городе" злые языки называли пятой главной героиней сериала.

Все это есть на выставке в тексте экспликации, в манерных названиях разделов ("Природа", "Гала", "Искусство и архитектура", "Сердце", "География", "Материалы"), да и сами туфли тут способны кое-что рассказать про свою историю. Вот только истории-то на выставке нет, как ни ищи.

В музее, который всегда выдвигал своим гостям требование вести диалог с его экспозицией и с историей искусства, с материалом, который можно подать как иллюстрацию антитезы высокой и уличной моды и который способен выдержать рассказ о времени и о себе, не сделано даже попытки разыграть эти карты. Эта выставка — плоть от плоти не музейной экспозиции, а выкладки хорошего бутика.

Туфли не готовы говорить сами за себя и не скажут вам ничего, кроме своей большой цены и еще большего соблазна. За них на выставке обязан говорить куратор, сочиняющий свою историю на данном материале. Увы, ни следа его деятельности в Эрмитаже не найти.

Это, конечно, провал. И провал там, где мог быть очень интересный сюжет. И там, где рядом, в небольшом гламурном частном музее Эрарта, смогли принять идеально выстроенную музейную экспозицию об истории нижнего белья из Музея Виктории и Альберта.

Эрмитаж со всем правом вступил на территорию моды (в конце концов, это далеко не первая его туда вылазка, тут он даже был героем — в середине 1980-х первым показал Ива Сен-Лорана), но странная лень и нелюбопытство, пренебрежение правами и обязанностями куратора, превратили выставку Бланика в главную неудачу сезона. Утешает одно — следующим будет Ансельм Кифер. И тут проигрыша быть не может, он, как некогда Ян Фабр или братья Чепмен, готов сам за всех все выдумать, если придется.

МинПром

 

    

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢