Малера почтили стоянием

В Перми стартовал Дягилевский фестиваль. В первый вечер под управлением его художественного руководителя Теодора Курентзиса прозвучали Симфония N1 Густава Малера и Скрипичный концерт Альбана Берга (солист Айлен Притчин). Днем позже была вручена единственная в России премия для молодых музыкальных критиков "Резонанс". На открытии побывал Илья Овчинников.

О том, что Дягилевский фестиваль — форум международного класса, можно лишний раз не говорить. Здесь выступают исполнители с мировыми именами, и, что не менее важно по отечественным меркам, здесь делается все для того, чтобы фестивальная атмосфера ощущалась круглые сутки.

Это и просветительская составляющая — лекции, мастер-классы, выставки, кино- и видеопоказы, обсуждения событий форума, встречи с его участниками; это и местные ноу-хау — полуночные гала без объявления программы, где солисты играют в полутьме, а теперь еще и концерты в четвертом часу утра. Многие слушатели прилетают издалека буквально на день-другой, собираясь приехать и через год, и через два.

Дягилевский — не первый и не единственный подобный фестиваль в нашей стране, удаленный от обеих столиц: форумы сопоставимого уровня проходят и в Екатеринбурге, и в Новосибирске. Однако именно Дягилевский в этом году как нельзя более зримо вписан в европейский контекст: за несколько дней до открытия базовый коллектив форума musicAeterna гастролировал в Венеции.

Там музыканты почтили память Дягилева и Стравинского, сыграв у их могил Адажиетто Малера, прославленное фильмом "Смерть в Венеции". А вскоре Курентзис и musicAeterna отправляются на Зальцбургский фестиваль, где проведут несколько недель и среди прочего сыграют ту же программу, что звучала сейчас на открытии в Перми.

Симфонии Малера — почти такой же долгосрочный и амбициозный проект Курентзиса, как и оперы Моцарта, из которых поставлены и записаны пока три. В прежние годы в финале Дягилевского исполняли симфонии Третью, Пятую, Шестую, которую год назад повторили и в Москве, вызвав бурю дискуссий. Теперь очередь Первой; вопреки традиции, ею увенчали открытие, отдав закрытие Стравинскому. Сочинение часовой длины оркестр фестиваля — коллектив musicAeterna, дополненный сильнейшими оркестрантами и солистами,— играл стоя, как принято в барочных ансамблях.

Год назад музыканты записали Шестую, теперь дело идет к записи Первой, и это слышно: одни эпизоды, такие как картина пробуждения природы в самом начале, проработаны до мелочей, словно оркестр уже в студии. В других, как в финале, темпераментность исполнения преобладала над проработанностью деталей.

В третьих, как в начале траурного марша, где звучали лишь литавры и тоскливое соло контрабаса, думалось лишь о том, каким гением был Малер — и порой это лучшее, чего может достичь интерпретатор. На бис сыграли то самое Адажиетто, проложив еще один мост — от Венеции к Перми.

Главным событием открытия стал скрипичный концерт "Памяти ангела" Берга в прочтении Айлена Притчина. Притчин, давно изучавший концерт Берга, но прежде не игравший его на сцене, взял в этот вечер новую высоту. Опытный мастер, победитель конкурса имени Лонг и Тибо, он неоднократно играл в крупнейших залах и как солист, и за первым пультом musicAeterna.

Однако трудно воплощать свою интерпретацию рядом с таким харизматичным музыкантом, как Курентзис,— казалось, он почти гипнотизирует скрипача. Рубежом исполнения стало преодоление этого притяжения, когда и дирижер, и солист в равной мере оказались лидерами. Притчин стал заслуженным триумфатором первого отделения, закрепив успех фрагментом Третьей сонаты Баха. Бах звучал и в начале: его хорал Es ist genug, цитирующийся в концерте Берга, спел хор за сценой.

Днем позже вручили премию "Резонанс", жюри которой возглавил в этом году критик и композитор Петр Поспелов. Церемония сопровождалась концертом знаменитого итальянского ансамбля старинных инструментов Micrologus, игравшего карнавальную музыку Ренессанса. В номинации "Лучший критический текст" премию I степени получил Александр Рябин, премии II и III степени — Антон Светличный. Спецприз присужден Полине Дорожковой, спецпремия жюри — Марине Монаховой и Екатерине Бабуриной.

В номинации "Лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре" премия присуждена сайту Colta.ru. Почетную премию "За вклад в развитие театрально-музыкальной критики" получила из рук Теодора Курентзиса обозреватель "Ъ" Татьяна Кузнецова, из публикаций которой складывается уникальная хроника российского балета.

До конца фестиваля в Перми выступят пианисты Алексей Любимов и Антон Батагов, виолончелисты Натали Клайн и Брюно Коксе, певица Пола Муррихи и другие. 25 мая фестиваль завершат три премьеры — три постановки балетов Стравинского, юбиляра нынешнего года и постоянного композитора–резидента фестиваля, как назвал его Курентзис.

МинПром

    

Новини

25 Квітня 2024

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

ВСІ НОВИНИ ⇢