Стравинского прочитали с выражением

В рамках открытого фестиваля "Черешневый лес" в концертном зале имени Чайковского (КЗЧ) прошла премьера спектакля "Черт, солдат и скрипка", созданного по мотивам мимодрамы Игоря Стравинского "История солдата".

На афишах спектакля помимо фамилии композитора значились Андрей Макаревич, Владимир Познер и Дмитрий Ситковецкий. О том, как актеры-дебютанты справились со своими ролями, рассказывает Борис Барабанов.

Игорь Стравинский написал "Историю солдата" в 1917 году в Швейцарии, куда он уехал еще накануне Первой мировой войны. Для "Истории солдата" композитор сочинил несколько картин, в основном базировавшихся на танце — танго, вальсе и новых музыкальных формах, из которых впоследствии развился джаз. Текст в самой первой версии "Истории солдата" был французский, его сочинил швейцарец Шарль Рамю.

По замыслу композитора, это должна была быть легкая в театральной интерпретации вещь, которую можно было бы показывать в городках и даже деревнях как представления бродячих комедиантов. Сюжет у нее тоже бродячий. Очевидно, что в основе истории — "Беглый солдат и черт", сказка из сборника Александра Афанасьева. Но мотивы "Фауста" Гете тоже вполне просматриваются. Премьера "Истории солдата" прошла в 1918 году в Лозанне.

Спектакль "Черт, солдат и скрипка" посвящен 135-летию Игоря Стравинского. Сама его идея принадлежит скрипачу Дмитрию Ситковецкому, исполнившему и скрипичную партию, и сценическую роль Черта. У него были достойные партнеры-инструменталисты — в первую очередь пианистка Полина Осетинская, которой помимо фортепианных пассажей достались и несколько строк текста. А перкуссионист Антон Плескач и кларнетист Игорь Федоров, когда было нужно, подключались и к пластическим этюдам.

Имя танцора Александра Тронова не значилось в рекламе спектакля, однако именно его силами образ Солдата, за которого говорил Андрей Макаревич, получил хореографическое измерение.

Пантомиму Тронов совместил с современным танцем в традициях Райана Хеффингтона, что логично было ожидать от парня, который сделал себе имя в телешоу "Танцы" и специализируется на эстрадных и уличных стилях. Сцены ему с режиссером спектакля Михаилом Кисляровым оказалось мало — в процессе постановки танцев были освоены самые неожиданные точки зала. В последней части компанию Солдату Тронова составила в роли Принцессы блестящая танцовщица Анна Дельцова, еще одно открытие спектакля.

Андрей Макаревич и исполнявший роль Чтеца Владимир Познер разместились за столом в импровизированной телевизионной студии. Интервью в программе "Познер" — первая и единственная ассоциация, которая приходила в голову. Но мало того, пролог и эпилог спектакля были сняты непосредственно в студии "Первого канала", в привычных для рассказчика декорациях. Эти фрагменты демонстрировались на больших экранах. На них же проецировались и крупные планы героев, и анимированные видеоиллюстрации к тексту сказки, созданные Андреем Макаревичем.

Роль художника, в отличие от актерского амплуа, для него привычна — он участвует в оформлении своих пластинок, рисует для других музыкантов, выставляется в галереях. Впрочем, попеть под гитару в спектакле ему тоже дали, дополняя жанровую пестроту: "Черт, солдат и скрипка" представлял собой синтетическое зрелище, включавшее чуть ли не все существующие на сцене языки — актерскую игру, пантомиму, хореографию, музыку, свет и видеосопровождение.

Текст, доставшийся начинающим актерам Макаревичу, Познеру и Ситковецкому, сочинил ныне покойный писатель и журналист Михаил Успенский. Автор либретто выбрал форму раешного стиха. И, конечно, не удержался от соблазна осовременить реалии.

В итоге уже из первой строфы "Мимо речки, мимо луга по шоссе Дербент–Калуга шел солдат своей страны с необъявленной войны" зрителям в КЗЧ стало ясно, что тележурналист и музыканты через народную сказку и классическое музыкальное произведение собираются высказаться на тему сегодняшних дел. Черт в обмен на скрипку дает Солдату не книгу, а "планшету", возит его на "Роллс-Ройсе" и просит не создавать "образ врага".

Стилистически это больше всего похоже на сказку Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Однако у Михаила Успенского получилась в гораздо большей степени сатира на злобу дня, хотя и вечных размышлений на тему судеб России в стихах тоже достаточно. Мимодрама Познера, Макаревича и Ситковецкого, оттолкнувшаяся от музыкальной идеи, в итоге чаще, чем хотелось бы, нажимала на те же струны, что и, например, скетчи из "Гражданина поэта".

В пространство драматического театра зрителей вернул финал. Аккомпаниаторы ушли со сцены, телевизионщики смотали провода, и только мертвый Солдат в исполнении Андрея Макаревича остался неподвижно сидеть посреди сцены. Потому что выиграть у Черта невозможно — "он играет без правил".

МинПром

    

Новини

25 Квітня 2024

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢