Азия оказалась центральной

На Исторической сцене Большого театра состоялись церемония награждения и концерт победителей XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов, главной достопримечательностью которого оказались президент Владимир Путин и его бразильский коллега Мишел Темер. Итоги конкурса комментирует Татьяна Кузнецова.

Впервые в 48-летней истории конкурса финальный гала почтил своим присутствием Владимир Путин, который вдобавок в любви к балету ранее замечен не был. До сих пор общественность знала о единственном официальном балетном визите Владимира и Людмилы Путиных — в Кремль на «Эсмеральду», да и тот, похоже, был лишь поводом объявить публично о расторжении брака. На сей раз компанию российскому президенту составил президент Бразилии — и по более счастливому поводу: в конкурсе принимало участие небывалое количество бразильцев, и двое из них получили награды.

Виктор Гонкаувес Кайшета, учащийся в Берлине, занял третье место в младшей группе в категории «Дуэты», Аманда Мораес Гомес, работающая в Татарском театре оперы и балета, по праву заслужила второе место среди старших дуэтов.

Награжденных могло быть и больше, если бы 15-летняя Ан Жулиет дус Сантос Пинейро, великолепно оттанцевавшая два тура в сопровождении маленького, темпераментного и чертовски обаятельного чернокожего партнера по имени Кайо Барателла дус Сантос, не вздумала в третьем станцевать па-де-де из «Дон Кихота». Роковая ошибка педагогов малолетней парочки: все поддержки в адажио они провалили, и маленькой балерине пришлось довольствоваться дипломом.

Чтобы не испытывать терпение президентов, появившихся только к третьему отделению итогового концерта, выступление победителей максимально сократили: дипломанты и лауреаты третьих премий в концерте не участвовали. При этом Владимиру Путину предъявили не золотого призера — японца Кою Окаву, а серебряного — Эрнеста Латыпова из Мариинского театра, который, впрочем, выступал за Киргизию и провел весь конкурс технически безупречно, но как-то слишком стерильно. Между тем настоящей кульминацией концерта победителей стал финал второго отделения, когда Коя Окава вместе с нежной и хрупкой Мидори Терадой, занявшей третье место, танцевали па-де-де из балета «Талисман».

Воздушный маленький японец летал под колосниками, замирая в эффектно изогнутых позах и распахивая ноги в безразмерных разножках; он радостно наворачивал по восемь-десять пируэтов с неколебимой стабильностью вентилятора — и ни один язык не повернулся бы назвать трюками все эти полетно-вращательные чудеса, поскольку сам артист, уверенно вжившись в роль бога ветра, их как бы не замечал, не прилагая к исполнению видимых усилий. Кстати, Коя Окава вместе с партнершей, так же, как и бразильянка, трудятся в Татарском театре оперы и балета, так что, можно сказать, Казань и выиграла этот конкурс в категории «Дуэты».

Именно трюки оказались главным аргументом в состязании старших солистов: армия азиатов (кроме китайцев, корейцев и японцев еще и многочисленные киргизы и казахи) вертелась и кульбитировала в воздухе уверенно и азартно. Жюри наградило наиболее стройных и академичных: первое место отдали уравновешенному казаху Бактияру Адамжану, который признался, что никак этого не ожидал. Второе заслужил красивый стройный китаец Ма Мяоюань, третье — невесомый Марат Cыдыков из Киргизии. А если прибавить к ним двух дипломантов из Казахстана и Китая, то следует признать, что европейских мужчин азиаты просто стерли с лица земли.

Золото среди старших солисток взяла Эвелина Годунова, выступавшая за Латвию, но работающая в Южной Корее: крепкая солистка с отличным легким прыжком призналась, что на первое место никак не рассчитывала — и действительно, неповторимости и балеринской стати в ней нет. Второе место осталось вакантным, третье отдали Лилии Зайнигабдиновой, резкой и резвой солистке из Башкирии. На премию изящной китаянке Сунь Имен жюри почему-то поскупилось, оставив ее в дипломантках, равно как и крепконогую японку Мишио Оширо, готовую навертеть любое количество пируэтов.

Среди балерин вообще не нашлось достойной этого звания: в категории «Дуэты» первую премию не присудили, вторую отдали казанской бразильянке, а третью с японкой Мидори разделила изысканная длинноногая китаянка Ао Динвэн — признаться, и здесь уроженки юго-восточной Азии выглядели заманчивее европейских коллег.

В конкурсе балетмейстеров тоже доминировала юго-восточная Азия: первое место занял китаец Вен Сяочао, разделивший его с темпераментным чилийцем Эдуардо Зунигой, третье поделили две уже обласканные на родине китаянки, специалистки по массовым празднествам и прочим Олимпийским играм — Лю Тхинтхин и Чен Лун. Серебро разделили между Андреем Меркурьевым и Ниной Мадан. Еще трое россиян стали дипломантами. Подобная щедрость жюри удивляет, но не внушает особых надежд: все награжденные россияне ставят уже давно и без особого успеха.

На этом конкурсе интереснее всех выглядела младшая группа: школьники до 18 лет оказались ярче старших, лучше выучены, танцевали технически чище, а главное — артистичнее. Подлинным открытием балетного состязания, ради которых, собственно, и стоит их проводить, оказался Иван Сорокин, 14-летний подросток из Сыктывкара, чрезвычайно одаренный (стопа с великолепным подъемом, огромный природный шаг, редкая музыкальность, удивительное чувство позы и прекрасное уверенное вращение) и к тому же отлично выученный в сыктывкарской гимназии искусств.

Мудрый педагог запретила ему делать два тура в воздухе, дабы преждевременно не расшатать строгую вертикаль излишним форсом, и юный Иван делал одинарные, что отнюдь не помешало его триумфу. Увы, на третий тур отрок не прошел: по просочившимся из судейской бригады сведениям, для третьего тура он не подготовил вариации, поскольку не рассчитывал продвинуться так далеко. И хотя слухи о том, что мальчика зазывает к себе московская академия хореографии корреспонденту «Ъ» лично опровергла ее ректор Марина Леонова, досужие языки уже отправляют юношу в Петербург, а также уверяют, что организаторы нью-йоркского молодежного конкурса тоже жаждут видеть Ивана. Так что в Москву юный талант съездил не зря.

Что до призеров, то распределить между одаренными детьми места было нелегко, и с итоговым выбором жюри можно спорить. Проще всего с мальчиками в категории «Дуэты»: к третьему туру их осталось всего двое, и Денис Захаров, академично безупречный 18-летний предвыпускник Московской академии хореографии, выглядел настолько основательнее своего соперника бразильца, что тому в итоге присудили лишь третье место.

Распределение мест среди юношей-солистов тоже казалось очевидным: выпускник МГАХ Марк Чино, унаследовавший от матери-японки самурайскую выдержку, ровно и качественно провел все три тура, продемонстрировав отличную выучку и бесспорно заслужив первое место. Но вот на второе судьи неожиданно поставили другого выпускника МГАХ — Игоря Пугачева, довольно разболтанного юношу-трюкача с плохой стопой, негибкой спиной, раскиданными руками и замашками любимца публики. На третье место отодвинули Карлиса Цирулиса из Латвии — рослого, прекрасно сложенного, с отличными манерами и чистой техникой — явного балетного премьера.

Главная битва развернулась среди девушек. В сольной категории золото присудили юной американке Элизабет Байер — 15-летней, но уже опытной конкурсантке с великолепной выучкой и данными (пять туров на пуантах для нее не проблема, равно как и диагональ больших releve — суровая проверка на крепость стопы). Длинноногая, еще не сформировавшаяся девочка выступала безупречно, но несколько однообразно — по-ученически благонравно. А вот 18-летняя красавица-кореянка Субин Ли, ошеломившая диапазоном равно убедительных ролей — от живчика-Лизы из «Тщетной предосторожности» до трагической Никии в «Танце со змеей», выглядела готовой балериной с огромными возможностями.

Меж тем ее поставили на второе место — говорят, судьи не засчитали исполненную ею вариацию Кармен: хореография Альберто Алонсо 50-летней давности все еще не причислена к классике. Второе место с кореянкой разделила стройная китаянка Ли Сыи из Ляопина (труппу этого города как раз возглавляет член жюри Чу Цзидяао), третье почему-то не присудили никому, хотя обаятельную американку Лорен Хантер упрекнуть не в чем: 15-летняя девушка ни разу не погрешила против техники и отличилась обаятельным артистизмом.

Золото в категории «Дуэты» тоже вызывает споры. Лидер этой части конкурса, 18-летняя кореянка Сонми Пак в первом же туре великолепно станцевала па-де-де из «Жизели» со сказочным красавцем Сангмином Ли из старшей группы (которому насудили всего лишь на диплом), в то время как ее соперницы проскакивали в коротких вариациях — оказывается, так положено по правилам внутреннего распорядка. Во всех турах Сонми выглядела состоявшейся, умной и тонкой балериной рядом с прилежными милыми школьницами.

И тем не менее разделила первое место с предвыпускницей МГАХ Елизаветой Кокоревой, девушкой бойкой, резвой, но скорее натасканной, чем танцующей: партнера она не замечала вовсе, руками работала неосмысленно, улыбки не меняла ни при каких обстоятельствах, будто боясь, что смена гримаски навредит чистому исполнению заученных движений. Подобные компромиссы — с непременным награждением «своих» — в свое время сильно навредили московскому конкурсу, но инерция по-прежнему сильна; возможно, авторитет члена жюри и ректора МГАХ Марины Леоновой оказался слишком высок.

Удивило и третье место (второе не присудили никому) Екатерины Клявлиной, отлично обученной девушки из школы «Гжель», станцевавшей свои па-де-де (в том числе сложнейшее из «Щелкунчика») с редким чувством меры, музыкальностью и естественностью. Возможно, более высокая награда означала бы, что «народная» школа обучает не хуже главной академии, а это не всем понравится. Хотя ничего удивительного в стремительном прогрессе «Гжели» нет: пару сезонов назад школу возглавил педагог-репетитор Большого театра Борис Акимов, специалист с мировым именем и экс-худрук Большого театра.

В целом же решения жюри оказались достаточно адекватными, а сам конкурс — живее и бодрее предшествующих. И хотя невероятный гран-при в $100 тыс. не присудили ни в одной из категорий, можно с уверенностью предположить, что и в будущем конкурс будет благополучен, раз уж на него начали водить президентов.

МинПром

    

Новини

7 Березня 2024

ЄС скоротив імпорт довгого прокату на 21,8%

Рудник Суха Балка планує збільшити виробництво залізної руди

Експорт електроенергії до Європи може принести Україні мільярди гривень

Енергоатом почне виводити енергоблоки АЕС у ремонт

З початку року Китай збільшив експорт прокату майже на третину

Україна збільшує споживання електрики

ArcelorMittal Nippon Steel оголосив тендер на закупівлю зрідженого газу

На меткомбінаті російської Сєвєрсталі стався вибух

Лібералізацію торгівлі для України пропонують продовжити зі змінами

Українські підприємства зазначали посилення дефіциту працівників

Перший українській індустріальний парк отримав промобладнання за пільговими умовами

Duferco побудує в Італії завод з виробництва зеленого водню

На кордоні з Польщею продовжують стояти 2300 вантажівок

Чеська CSG та Укроборонпром домовляються щодо спільного виробництва боєприпасів

Польща знизила імпорт плоского прокату на 13,2% 

Україна назвала умови для обмеження експорту продовольства до ЄС

ВСІ НОВИНИ ⇢